П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
06 мая 2022 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Лубсановой С.Б., с участием представителя Бурятской Т. М. О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела в отношении юридического лица -общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (№), по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лидер», с целью вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза в Китай партии пиломатериалов хвойных пород из лиственницы, поставляемых в адрес Маньчжурской торгово-экономической компании с ОО «Байлинь» (Китай, <адрес>, Международный дом «Минчжу», №), во исполнение контракта от 06.12.№, подало в Дальневосточный таможенный пост (Центр электронного декларирования) Дальневосточной электронной Т., таможенную декларацию на товары № (далее - ДТ), в которой задекларировало в соответствии с таможенной процедурой «экспорт» товар № : код товара № пиломатериалы (доска) хвойных пород из лиственницы (Larix Sibirica), распиленные вдоль, не строганные, не обтесанные, не шлифованные, не имеющие соединения в шип, размерами:
-длина 3000 мм (+50 мм), толщина 34 мм (+2 мм), ширина 55 мм (+2 мм), номинальный объем 24.68 м3, с припусками 27.54 м3, штук 4400;
-длина 3000 мм (+50 мм), толщина 35 мм (+2 мм), ширина 55 мм (+2 мм), номинальный объем 1.83 м3, с припусками 2.03 м3, штук 300.
Всего пиломатериалов из лиственницы сибирской в ДТ задекларировано в номинальном объеме 26.51 м3, в объеме с учетом припусков- 29.57 м3.
Декларантом и лицом ответственным за финансовое урегулирование в соответствии с гр. 9. гр. 14 ДТ № является ООО «Лидер» (№).
На этапе таможенного оформления и таможенного контроля, на основании поручения на досмотр № (ПР №), проведен таможенный досмотр товаров, загруженных в железнодорожный контейнер № №. По результатам проведенною таможенного досмотра составлен Акт таможенного досмотра №. в котором зафиксировано следующее:
Из транспортного средства выгружен товар, виде пиломатериалов, распиленных вдоль, не строганных, не обтесанных, не шлифованных, с параллельными сторонами, не имеющих соединений в шип, без маркировки, без упаковки, без внешних признаков обработки консервантами (брусок). Свойства древесины, указывают на то, что пиломатериалы изготовлены из лиственницы (древесина с отчетливо просматриваемым ядром красновато-бурого цвета, с резко отграниченной от узкой белой или светло- желтой (желтоватой) заболонью, с хорошо просматриваемыми годичными слоями, плотная, тяжелая, прочная). Произведен пересчет количества пиломатериалов, измерение пиломатериалов, определение объёма в соответствии с методикой измерений «Объём пилопродукции. Методика измерений при проведении таможенных операций (М 13-24-13 ФР. 1.27.2014.17136)» (далее «Методика»), Из устного опроса лица, уполномоченного в отношении товара, установлено, что определение влажности пиломатериалов не производилось, Протокол измерений влажности не составлялся. В товаросопроводительных (ЖДН, счет-фактура, спецификация) документах отсутствуют сведения о влажности пиломатериалов. В связи с этим, в соответствии с п. 11.3.5 «Методики», величина усушки не учитывалась, влажность не определялась.
Товар №:
длина от 3 метров до 3.050 метра; толщина от 34 мм до 36 мм; ширина от 55 мм до 57 мм. 4380 штук. Номинальный объем 24.57 м3, объём с учётом припусков 27.41 м3;
-длина от 3 метров до 3.050 метра; толщина от 35 мм до 37 мм; ширина от 58 мм до 60 мм. 275 шт; Номинальный объем 1.675 м3, объём с учётом припусков 1.862 м3.
Итого товар №: объем без учета припусков 26.245 м3, объём с припусками 29.272 м3, штук 4655.
Также, установлено наличие незадекларированного товара - пиломатериалов из сосны обыкновенной (древесина с ядром от розоватого до буровато-красного цвета, с широкой заболонью желтовато-розового цвета, с хорошо просматриваемыми годичными слоями, с четким переходом от ранней древесины поздней, со средней плотностью) не заявленных в декларации на товары размерами: длина от 3 метров до 3.050 метра; толщина от 35 мм до 37 мм; ширина от 58 мм до 60 мм, 12 штук. Номинальный объем 0.07: м3, объём с учётом припусков 0.08125 м3.
Таким образом, в нарушение требований ст.ст. 104, 105, 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), товар в виде пиломатериалов из сосны обыкновенной (Pinus Sylvestris), распиленных вдоль, не строганных, не обтесанных, не шлифованных, с параллельны сторонами, не имеющий соединений в шип, длина от 3 метров до 3.050 метра; толщина от 35 мм до 37 мм; ширина от 58 мм до 60 мм, в номинальном объеме 0,07308 м3, в объёме с учетом припусков 0,08125 м3, код по № перемещался через таможенную границу Евразийского экономического союза без таможенного декларирования, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию. ДД.ММ.ГГГГ в ходе таможенного контроля в соответствии со статьей № письменно опрошен менеджер ООО «Лидер» Козлов Д. В. (место жительства: <адрес>, г. У л Удэ, 71-5) который указал. ДД.ММ.ГГГГ он по устному указанию директора ООО «Лидер» Э.Ч. Даба контролировал погрузку пиломаетриалов обрезных в виде бруска из лиственницы в железнодорожный контейнер № № При этом Э.Ч. Дабаев поручил ему осуществлять пересчет загружаем пиломатериалов, определять их размеры, объем и породу древесины, необходимые для таможенного оформления. Д.В. Козлов не имеет специального образования, специальной подготовки, квалификации в области определении пород древесины, объёмов пиломатериалов, какой-либо нормативно-технической документацией, методик в области определения пород древесины, объёмов пиломатериалов, не изучал. Измерения пиломатериалов производились им выборочно, 3 метровой рулеткой измерительной металлической не имеющей поверки. Иных соответствующих инструментов в виде поверенных металлических измерительных линеек, штангенциркулей, измерителей влажности древесины он применял, Протоколов измерений не составлял. Кроме этого, Дабаев Э.Ч. поручил ему, по окончании погрузки подготовить все необходимые для таможенных целей документы и сведения, передать ему. По окончании погрузки Козлов Д.В. подготовил все необходимые сведения о товаре и передал их Дабаеву Э.Ч. Козлов Д.В. присутствовал при проведении таможенного досмотра, правильность примени методики измерений «Объём пилопродукции. Методика измерений при проведении таможенных операций (код регистрации - №. Правила М 13-24-13)», не оспаривает. Результаты таможенного досмотра, зафиксированные в Акте таможенного досмотра №, ему известны результатами измерений, проведенными по указанной методике, согласен. Выявленные пиломатериалы из сосны обыкновенной в объёме без припусков 0.07308 м3, с припусками 0.08125 м3, объясняет своим недостаточным контролем при погрузке, отсутствием опыта, навыков определения пород древесины.
Указанные обстоятельства послужили поводом к возбуждению ДД.ММ.ГГГГ Улан-Удэнским таможенным постом Бурятской Т. в отношении ООО «ЛИДЕР» настоящего дела об АП путем вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
В ходе производства по настоящему делу об АП установлено следующее.
Предметом административного правонарушения является незаявленная часть товара пиломатериалы из сосны обыкновенной (Pinus Sylvestris), распиленные вдоль, не строганные, обтесанные, не шлифованные, с параллельными сторонами, не имеющие соединений в шип, размерами: длина от 3 метров до 3.050 метра, толщина от 35 мм до 37 мм, ширина от 58 мм до 60 мм; в номинальном объеме 0,07308 м3, в объёме с учетом припусков 0,08125 м3, код по №.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ изъят по протоколу изъятия вещей и документов № и помещен на территорию для хранения крупногабаритных вещественных доказательств Бурятской Т. (670045, <адрес> 29).
В ходе производства по настоящему делу в связи с необходимостью определения рыночной стоимости товара, явившегося предметом правонарушения, назначена товароведческая экспертиза, производство которой поручено ЭКС - региональному филиалу ЦЭКТУ ФТС России <адрес> - экспертно-исследовательскому отделу № (<адрес>).
Согласно полученному по результатам указанной экспертизы заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № рыночная стоимость товара, явившегося предметом административного правонарушения по состоянию на момент совершения правонарушения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ составила 1192.67 руб. одна тысяча сто девяносто два рубля 67 копеек).
В ходе административного расследования по настоящему делу об административном правонарушении с целью установления обстоятельств совершения административного правонарушения в адрес ООО «ЛИДЕР» заказным письмом с уведомлением о вручении и на адрес электронной почты Общества: <адрес> были направлены запросы - письма Бурятской Т. от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении определения, уведомления и запроса по делу об АП», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об извещении о времени и месте составления протокол об АП, направлении запроса по делу об АП» в которых были указаны обстоятельства дела, перечислены вопросы в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела об АП.
Ответов на поставленные вопросы в Бурятскую Т. не поступило, за исключением письма- уведомления от ДД.ММ.ГГГГ директора ООО «Лидер» Дабаева Э.Ч., в котором указано о получении извещения о составлении Бурятской Т. протокола об АП № в отношении ООО «Лидер», согласии с административным правонарушением, и с просьбой о составлении протокола об АП в его отсутствие в связи с большой загруженностью, направлением копии протокола на электронный адрес <адрес>
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и вина ООО «Лидер» в его совершении подтверждаются следующими доказательствами: копией ДТ №; копией счет -фактуры № от ДД.ММ.ГГГГ; копией спецификации № от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта таможенного досмотра № с приложением; протоколом изъятия от ДД.ММ.ГГГГ №; объяснением Д.В. Козлова; заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №; и другими материалами настоящего дела об административном правонарушении.
Вышеуказанные документы (за исключением доказательств, являющихся таковыми в силу соответствующей статьи главы 26 КоАП РФ, кроме ст. 26.7 КоАП РФ), а также имеющаяся в материалах настоящего дела выписка из ЕГРЮЛ на ООО «ЛИДЕР», в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.7 КоАП РФ признаются документами-доказательствами и приобщаются к настоящему делу об административном правонарушении.
Также доказательствами признается изъятый предмет административного правонарушения пиломатериалы из сосны обыкновенной (Pinus Sylvestris) в номинальном объеме 0,07308 м3, в объёме с учетом припусков 0,08125 м3.
Представитель Бурятской Т. М. О.Г. протокол об административном правонарушении поддержал, просил назначить наказание в виде конфискации, просил назначить штраф с конфискацией.
Представитель ООО «Лидер» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела.
Оценив в совокупности все доказательства, собранные по настоящему делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В соответствии с п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно п.п. 35 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (пп.7 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС).
В соответствии с положениями ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
Согласно п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, используется декларация на товары. В соответствии со ст. 106 ТК ЕАЭС, в декларации указываются основные сведения о подлежащем декларированию товаре, в том числе сведения о наименовании, описании и количестве товара.
Согласно ст. 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Таким образом, лицо, совершающее таможенные операции и заявляющее в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному декларированию, в том числе о его количественных, качественных и иных характеристиках, самостоятельно определяет полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияет на обоснованность и достоверность их заявления. Заявление достоверных сведений о товарах при их декларировании таможенному органу - это необходимое условие таможенного декларирования товаров, представляющее собой публично - правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, в рассматриваемом случае - на декларанте.
По общему правилу, таможенное декларирование товаров производится именно декларантом, в силу чего у последнего возникают соответствующие обязанности, обусловленные требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнении лицом требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном или части товаров или к таможенному оформлению представляется товар, отличный оттого, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Такая правовая позиция подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует противоправное деяние, выражающееся в невыполнении возложенной на декларанта или таможенного представителя обязанности произвести таможенное декларирование товаров в соответствии с предусмотренным таможенным законодательством порядком.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, является лицо, на котором лежит обязанность по декларированию - декларант.
ДТ № принята и зарегистрирована таможенным органом Дальневосточный таможенный пост (центр электронного декларирования) Дальневосточной электронной Т. (ДВЭТ). и в силу п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС такая декларация является документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, следовательно, и о наименовании, описании, количестве заявленного к оформлению товара.
Согласно сведениям, указанным в графах №№, 54 ДТ № декларантом является ООО "ЛИДЕР", таможенная декларация подписана электронной цифровой подписью, принадлежащей директору Общества Дабаеву Э. Ч. (№ г. Улан-Удэ, приказ ООО "ЛИДЕР" от ДД.ММ.ГГГГ №).
Подавая в таможенный орган ДТ №, ООО «ЛИДЕР» не задекларировало спорные пиломатериалы, обнаруженные затем при таможенном досмотре.
В целях надлежащего исполнения декларантом обязанностей при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, ТК ЕАЭС наделяет его определенным объемом прав, перечень которых установлен ст. 84 ТК ЕАЭС, в частности декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, а также с разрешения таможенного органа отбирать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем для того, чтобы не допустить заявление недостоверных сведений о наименовании и количестве представленного к декларированию товара, и тем самым, обеспечить надлежащее исполнение своих обязанностей по достоверному таможенному декларированию товара.
Как следует из материалов дела, ООО «Лидер» не осуществляло надлежащий контроль и учет наименования, объема и количества пиломатериалов, отгружаемых на экспорт по указанной ДТ, что, следовательно, не позволило исключить факт погрузки товара в транспортное средство для отправки за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в большем количестве, чем заявлено в ДТ и тем самым обеспечить выполнение требований статей 104, 84 ТК ЕАЭС. Осмотр и надлежащее измерение экспортируемых пиломатериалов и транспортного средства, в которое они были загружены, до подачи таможенной декларации не проводился. Изложенное стало возможным по причине ненадлежащей организации обществом работы по погрузке, учету и таможенному декларированию экспортируемых пиломатериалов.
В то же время у ООО «Лидер» имелась реальная возможность для соблюдения норм таможенного законодательства, однако обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, поскольку декларант располагал реальной возможностью для осуществления должного контроля за наименованием и количеством товара, отправляемого по ДТ №, и заявления в указанной ДТ точных и достоверных сведений о наименовании и количестве экспортируемых пиломатериалов. Тем самым общество имело возможность надлежащим образом задекларировать спорный товар. Использование обществом при декларировании сведений о товарах, указанных в товаросопроводительных документах, без их дополнительной проверки свидетельствует о непринятии им мер к обеспечению достоверного таможенного декларирования товара, что свидетельствует о наличии вины в совершении вменяемого правонарушения.
Общество имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения требований таможенного законодательства, порядка таможенного декларирования товаров, однако не проявило должной внимательности, заботливости и осмотрительности, что в конечном итоге повлекло совершение административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При указанных обстоятельствах следует сделать вывод о наличии в деянии ООО «Лидер» вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку при достаточной степени внимательности и осмотрительности общество имело возможность для соблюдения норм таможенного законодательства, то есть для предотвращения совершения административного правонарушения, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «Лидер» приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований таможенного законодательства, либо о невозможности принятия этих мер в связи с чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, не представлены.
Таким образом, действия ООО «Лидер» квалифицированы по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, а также предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.
При назначении административного наказания суд, учитывая характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с чем, считает необходимым назначить ООО «Лидер» наказание в виде конфискации товаров, являющихся предметом административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (№), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ.
Назначить ООО «Лидер» административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения:
пиломатериалы из сосны обыкновенной (Pinus Sylvestris), распиленные вдоль, не строганные, обтесанные, не шлифованные, с параллельными сторонами, не имеющие соединений в шип, размерами: длина от 3 метров до 3.050 метра, толщина от 35 мм до 37 мм, ширина от 58 мм до 60 мм; в номинальном объеме 0,07308 м3, в объёме с учетом припусков 0,08125 м3, код по № находящихся на хранении на прилегающей территории к камере хранения крупногабаритных вещественных доказательств Бурятской Т. (670045, <адрес>, Полигон, 29).
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Лубсанова С.Б.