Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1927/2019 от 29.01.2019

Судья: Каляева Ю.С. Гр. дело № 33 – 1927 / 2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 февраля 2019 года      г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Салдушкиной С.А.

судей: Плешачковой О.В., Бочкова Л.Б.

при секретаре: Сукмановой Ю.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ на решение Волжского районного суда Самарской области от 04 сентября 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Зуеву А.А., Зуевой Е.А. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, обязании сдать в установленном порядке жилое помещение отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского суда Салдушкиной С.А., возражения на апелляционную жалобу Зуева А.А., его представителя ФИО7, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Зуеву А.А., Зуевой Е.А. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, обязании сдать в установленном порядке жилое помещение, в обоснование требований указав, что в связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах РФ Зуев А.А. совместно с членами семьи приобрел право на проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ включено в число служебной (специализированной) жилой площади Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом командующего войсками краснознаменного Приволжского военного округа от 10.08.2001 года Зуев А.А. уволен с военной службы с зачислением в запас (пп.а п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом прав на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания по линии Министерства обороны ответчик не имеет.

Из уведомления ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства оборон Российской Федерации, направленном в адрес Зуева А.А. усматривается, что последний утратил право проживания в служебном жилом фонде Министерства обороны Российской Федерации и обязан в установленный срок освободить занимаемое жилое помещение.

Поскольку в настоящее время, Зуев А.А. перестал проходить действительную военную службу и утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации, ответчики подлежат выселению.

По настоящее время в нарушение обязательства ответчики незаконно удерживают и проживают в спорном служебном жилом помещении, которое является собственностью Российской Федерации. Соответственно, ответчики подлежат выселению из занимаемого ими жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд прекратить право пользования Зуева А.А., Зуевой Е.А. служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселить ответчиков из Указанного служебного жилого помещения, обязав сдать в установленном порядке жилое помещение по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, также снять ответчиков с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.

Cудом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В суд апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил.

В заседании судебной коллегии Зуев А.А., его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным, оснований к его отмене не усматривает.

Согласно ст. ст. 93, 99 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», приказу Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280, служебные жилые помещения, включенные в жилищный фонд Министерства обороны РФ, предоставляются военнослужащим, как отдельной категории граждан, по установленным в законе основаниям.

В силу п. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ и т.д.

Помимо иных оснований, в соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Судом установлено, что в связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах РФ Зуев А.А., совместно с членами семьи приобрел право на проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ включено в число служебной (специализированной) жилой площади Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом Командующего 36 армией от 02.03.2002 года № 017 майор Зуев А.А. был уволен с военной службы в запас на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по истечении срока контракта о прохождении военной службы. Выслуга лет в календарном исчислении на момент исключения из списков личного состава составляла 17 лет 6 месяцев, в льготном - 23 года 3 месяца.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

В силу ст. 15 названного Федерального закона военнослужащим -гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления

площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены - дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Действовавший на момент предоставления спорного жилого помещения ЖК РСФСР, а именно пункт 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не допускал выселение без представления другого жилого помещения лиц, проработавших на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, военнослужащих»).

Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Судом также установлено, что в настоящее время в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают: ФИО1, <данные изъяты> года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО2, <данные изъяты> года рождения, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомлений Управления Росреестра по Самарской области следует, что сведения о зарегистрированных правах ответчиков на недвижимое имущество отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к правильному выводу о том, что Зуев А.А. и члены его семьи в соответствии с п.6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР не могли быть выселены из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.

Судебной коллегией отклоняются доводы жалобы о том, что судом не исследовался вопрос о нуждаемости ответчика в улучшении жилищных условий, поскольку судом установлено, что Зуев А.А. и члены его семьи не имеют в собственности или на основании договора социального найма какого-либо жилого помещения, проживают в служебном жилье и имеют право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.

Также, судебной коллегией не принимаются во внимание доводы жалобы о невозможности применения к спорным правоотношениям положений п.6ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, поскольку прекращение трудовых отношений с работодателем (увольнение с военной службы), предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника (увольнения военнослужащего), который проработал не менее 10 лет в данной организации (общий стаж военной службы 20 лет и более), договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ.

Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела.

Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Волжского районного суда Самарской области от 04 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны РФ - без удовлетворения.

Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий –

Судьи -

33-1927/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Прокуратура Волжского района Самарской области
Ответчики
Зуев А.А.
Зуева Е.А.
Другие
ФГКУ Центральное региональное управление правового обеспечения МО РФ
Начальник 1 Отдела (г. Самара) ФГКУ Центрального регионального управления жилищного обеспечения МО РФ
ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ
ФГКУ Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.01.2019Передача дела судье
18.02.2019Судебное заседание
05.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее