Дело № 2-207/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 августа 2022 года с.Хову-Аксы
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кара-Сала В.Д.,
при секретаре Ооржак З.А-Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Тыва к Обществу с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» о возложении обязанности устранить замечания Службы по тарифам Республики Тыва к проекту инвестиционной программы и направить проект инвестиционной программы на согласование, после согласования направить проект инвестиционной программы на утверждение,
установил:
Прокурор <адрес> Республики Тыва обратился в суд с иском к ООО «ВКС» указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о концессионных соглашениях. Проверкой установлено, что постановлением администрации <адрес> от 18 мая 2021 года № утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «ВКС» по реконструкции, модернизации и строительству объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования сумона Хову-Аксы на 2021-2025 годы. На основании указанного технического задания ООО «ВКС» разработан проект инвестиционной программы, который согласован администрацией <адрес>. 1 сентября 2021 года проект инвестиционной программы направлен ООО «ВКС» на согласование в Службу по тарифам Республики Тыва. 1 октября 2021 года Службой по тарифам РТ проект инвестиционной программы не согласован в связи с несоответствием проекта пунктам 10, 11 Правил, выразившимся в отсутствии локально-сметных расчетов (по мероприятиям за счет собственных средств предприятия) и в отсутствии предварительного расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации инвестиционной программы. Проверка показала, что с 1 октября 2021 года по настоящее время замечания к проекту инвестиционной программы ООО «ВКС» не устранены, повторно на согласование в Службу по тарифам РТ проект не направлен. Тем самым, ответчиком не исполняются требования п.2 Правил, ч.5 ст.42 Федерального закона «О концессионных соглашениях». Отсутствие утвержденной инвестиционной программы концессионного соглашения не позволяет определить перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течении срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, что в свою очередь не способствует повышению качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (услугам по водоснабжению и водоотведению). В данном случае прокурор обращается в интересах лиц, проживающих и пребывающих на территории <адрес>, точный список которых в рамках судебного заседания установить невозможно. В связи с чем, исковое заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц в защиту права на жилище и вытекающего из него права на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества. Просит обязать ООО «Водопроводно-канализационные сети» в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить замечания Службы по тарифам Республики Тыва к проекту инвестиционной программы по реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения <адрес> на 2021-2025 годы от 01 октября 2021 года и направить проект инвестиционной программы, соответствующий требованиям Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в Службу по тарифам Республики Тыва на согласование; в течение 3 дней со дня получения согласования от Службы по тарифам Республики Тыва направить проект инвестиционной программы ООО «Водопроводно-канализационные сети» по реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения <адрес> на 2021-2025 годы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на утверждение.
Представитель истца помощник прокурора Шатрова Я.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть без ее участия.
Представитель ответчика ООО «Водопроводно-канализационные сети» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявления и ходатайства не подавал.
В связи с чем, суд рассматривает дело в отсутствие истца и ответчика, представителей третьих лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон «О концессионных соглашениях») по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» в случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
Согласно ч. 5 ст. 42 Федерального закона «О концессионных соглашениях» Правительство Российской Федерации определяет особенности тарифного регулирования, а также особенности согласования, утверждения и внесения изменений в инвестиционные программы в отношении организаций, эксплуатирующих на основании концессионного соглашения объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации инвестиционные программы концессионера должны содержать мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ концессионера, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - Правила).
Согласно п. 1 Правил настоящие Правила определяют порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (за исключением организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием открытых систем горячего водоснабжения) (далее соответственно - инвестиционная программа, регулируемые организации), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями (далее - планы мероприятий), требования к составу инвестиционных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении инвестиционных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением.
Проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (далее уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа), по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов) (п.2 Правил). Разделом III Правил определены требования к содержанию инвестиционной программы.
Согласно п. 14 Правил регулируемая организация обязана в течение 7 дней после получения уведомления об отказе в согласовании проекта инвестиционной программы доработать его и направить на повторное согласование соответственно в орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо направить на подписание в орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов протокол разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанный регулируемой организацией.
Орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны рассмотреть доработанный проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 7 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на повторное согласование (п. 15 Правил).
Согласно этому же пункту Правил в случае повторного отказа в согласовании проекта инвестиционной программы ее дальнейшее согласование осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 12 - 15 настоящих Правил.
В соответствии с п. 17 Правил уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает проект инвестиционной программы и протокол разногласий к проекту инвестиционной программы (при его наличии) в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об утверждении инвестиционной программы или о необходимости ее доработки с указанием причин отказа в утверждении инвестиционной программы.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
26 мая 2020 года между <данные изъяты> и ООО «Водопроводно-канализационные сети» заключено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества объектов коммунального обслуживания, являющихся муниципальной собственностью <адрес> Республики Тыва. В соответствии с п.1.1 концессионер обязуется осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению холодной питьевой воды, приему, передаче сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунального обслуживания с использованием объекта соглашения, право собственности на которое принадлежит и будут принадлежать концеденту (правообладателю), а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Постановлением председателя <данные изъяты> Д. № от 18 мая 2021 года утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Водопроводно-канализационные сети» по реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения <адрес> на 2021-2025 годы.
1 сентября 2021 года в Службу по тарифам РТ направлен проект инвестиционной программы ООО «Водопроводно-канализационные сети» по реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения <адрес> на 2021-2025 годы, согласованный председателем <данные изъяты>
Из ответа руководителя Службы по тарифам Республики Тыва от 1 октября 2022 года следует, что представленный проект инвестиционной программы не соответствует обязательным требованиям, содержащимся в пунктах 10 и 11 Правил, а именно отсутствуют локально-сметные расчеты (по мероприятиям за счет собственных средств предприятия) и предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации инвестиционной программы. Составлены локально-сметные расчеты наружных сетей водопровода и наружных сетей канализации в текущих (прогнозных) ценах по состоянию на 2 квартал 2020 года.
22 июня 2022 года прокурором <адрес> в Службу по тарифам Республики Тыва направлен запрос о предоставлении сведений о дате поступления инвестиционной программы ООО «Водопроводно-канализационные сети» для согласования, согласована ли инвестиционная программа, если не согласована, указать содержание замечаний, поступала ли повторно инвестиционная программа после устранения замечаний.
Из ответа руководителя Службы по тарифам Республики Тыва от 24 июня 2022 года следует, что инвестиционная программа ООО «Водопроводно-канализационные сети» на согласование поступила 1 сентября 2021 года, заключение направлено 1 октября 2021 года.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Водопроводно-канализационные сети» является организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, сток горячей воды населению на основании адресного списка и объема, обслуживание и ремонт канализационных сетей и оборудования, обслуживание и ремонт водопроводных сетей и оборудования, и по концессионному соглашению является арендатором движимого и недвижимого имущества – системы коммунальной инфраструктуры, в том числе объектов водоснабжения и иных, технологически связанных между собой, предназначенных для передачи холодной воды и сточных вод.
Таким образом, ООО «Водопроводно-канализационные сети» как регулируемая организация, то есть, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, обязано разработать проект инвестиционной программы, направить его на согласование в Службу по тарифам Республики Тыва, после согласования направить проект инвестиционной программы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на утверждение. Однако такая обязанность ответчиком не выполняется, как видно из ответа Службы по тарифам Республики Тыва представленный ООО «Водопроводно-канализационные сети» проект инвестиционной программы не соответствует обязательным требованиям, содержащимся в пунктах 10 и 11 Правил, после устранения недостатков проект инвестиционной программы на согласование и утверждение ответчиком не направлялся.
Неисполнение ответчиком своей обязанности по направлению инвестиционной программы для согласования и утверждения нарушает права неопределенного круга лиц, жителей <адрес>, создаст угрозу их здоровью и жизни.
Доказательства об исполнении требований прокурора ответчиком в судебном заседании не представлены.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что требования прокурора к ответчику о возложении обязанности устранить замечания Службы по тарифам Республики Тыва к проекту инвестиционной программы и направить проект инвестиционной программы на согласование, после согласования направить проект инвестиционной программы на утверждение, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, с возложением на ответчика указанных в исковом заявлении обязанностей.
Указанные истцом в исковом заявлении сроки исполнения обязанностей суд находит разумным и достаточным, ответчиком доказательств о невозможности исполнения заявленных требований в данные сроки не представлено.
Поскольку истец в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Водопроводно-канализационные сети» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун» Республики Тыва.
Таким образом, при обращении в суд с указанным выше требованием неимущественного характера в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, в соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Тыва к Обществу с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» о возложении обязанности устранить замечания Службы по тарифам Республики Тыва к проекту инвестиционной программы и направить проект инвестиционной программы на согласование, после согласования направить проект инвестиционной программы на утверждение, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить замечания Службы по тарифам Республики Тыва к проекту инвестиционной программы по реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения <адрес> на 2021-2025 годы от 01 октября 2021 года и направить проект инвестиционной программы, соответствующий требованиям Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в Службу по тарифам Республики Тыва на согласование.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» в течение 3 дней со дня получения согласования от Службы по тарифам Республики Тыва направить проект инвестиционной программы ООО «Водопроводно-канализационные сети» по реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения <адрес> на 2021-2025 годы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на утверждение.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Водопроводно-канализационные сети» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца через Чеди-Хольский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2022 года.
Председательствующий Кара-Сал В.Д.