№ 2-4205/21
№ 50RS0033-01-2021-007261-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе председательствующего федерального судьи Сургай С.А.
При секретаре Ерзуковой М.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кусковой О.В. к Межрайонной ИФНС России № по Московской области о перерасчете и взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, доплаты за предоставленные отпуска,
УСТАНОВИЛ:
Кускова О.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № по Московской области о взыскании с ответчика в свою пользу в счет компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении - <данные изъяты> руб., в счет компенсации оплаты за неиспользованный отпуск (9,8 дней) - <данные изъяты> руб., в счет доплаты за предоставленный отпуск в ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> руб.
Мотивирует свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № по Московской области, с ДД.ММ.ГГГГ в должности главного специалиста-эксперта отдела кадров и безопасности. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с нею был расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом при увольнении ей выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 9,8 календарных дней, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ. При расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (9,8 календарных дней), оплаты отпусков ответчиком не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за период с ДД.ММ.ГГГГ г. В связи с увольнением выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб., а также компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (9,8 календарных дней) в размере <данные изъяты> руб. Вместе с тем, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ей за период работы с ДД.ММ.ГГГГ г. материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в ДД.ММ.ГГГГ г.г., а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск. Согласно перерасчету с учетом сумм денежного стимулирования считает, что к выплате ей полагается доплата за компенсацию при сокращении в размере <данные изъяты> руб., за компенсацию за неиспользованный отпуск (9,8 дней) - <данные изъяты> руб., а также доплата за предоставленные отпуска в ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб. Разница между денежными средствами, выплаченными и действительным размером, подлежащим выплате с учетом сумм материального стимулирования, составила <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец Кускова О.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № по Московской области (по доверенности Федоров С.А.) в судебном заседании исковые требования не признал. Свою правовую позицию к заявленным Кусковой О.В. требованиям выразил в отзыве на исковое заявление. Просил в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, дав оценку всем представленным сторонами доказательствам в их совокупности и по правилам ст.67 ГПК РФ, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии со ст. 50 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).
Пунктом 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения, - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом № в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в ДД.ММ.ГГГГ году, принято постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
В судебном заседании установлено, что истец Кускова О.В. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с Межрайонной ИФНС России № по Московской области, с ДД.ММ.ГГГГ в должности главного специалиста-эксперта отдела кадров и безопасности.
Приказом Межрайонной ИФНС России № по Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с Кусковой О.В. был расторгнут и с ДД.ММ.ГГГГ она уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 2 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращение должностей гражданской службы в государственном органе и выходом на пенсию.
Данным приказом постановлено выплатить Кусковой О.В. компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с ч.3.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, а также компенсацию за неиспользованные отпуска: ежегодный основной оплачиваемый отпуск - 4 календарных дня за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет - 5,8 календарных дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с увольнением истцу была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 9,8 календарных дня в сумме <данные изъяты> руб., а также компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в размере <данные изъяты> руб.
При этом, при расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (9,8 календарных дней), оплаты отпусков Межрайонной ИФНС России № по Московской области не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за период с ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных Кусковой О.В. требований о составе денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей Межрайонной ИФНС России № по Московской области в течение 12 месяцев перед увольнением (а именно: с ДД.ММ.ГГГГ г.) выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.
Между тем из приведенных выше нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Не согласившись с размером осуществлённых ответчиком выплат, истец представила расчет, в соответствии с которым ей подлежит доплате компенсация при сокращении за 4 месяца в размере <данные изъяты>
Также истец представила расчет невыплаченной компенсации за неиспользованные 9,8 календарных дней отпуска в общей сумме 7 <данные изъяты>
Помимо этого, истцом представлен расчет недоплаченных сумм за предоставленные ей отпуска в ДД.ММ.ГГГГ а именно:
По отпуску за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 7 календарных дней доплата составила <данные изъяты>
По отпуску за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 7 календарных дней доплата составила <данные изъяты>
По отпуску за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 10 календарных дней доплата составила <данные изъяты>
По отпуску за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 16 календарных дней доплата составила <данные изъяты>
Итого, доплата согласно представленного истцом расчета за предоставленные ей отпуска в ДД.ММ.ГГГГ г. составила <данные изъяты>
Стороной ответчика суду представлен свой расчет выплат, не вошедших в расчет четырехмесячного денежного содержания истца, который аналогичен расчету истца, при этом сумма компенсации с учетом округления практически идентична сумме указанной истцом <данные изъяты> руб.
При этом представленный суду ответчиком расчет невыплаченной компенсации за неиспользованные истцом 9,8 календарных дней отпуска, отличается от представленного истцом, а именно: <данные изъяты>
Также представленный стороной ответчика расчет сумм выплат, не вошедших в расчет среднего заработка истца за предоставленные отпуска в ДД.ММ.ГГГГ г. существенно отличается от представленного истцом, а именно:
По отпуску за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 7 календарных дней возможная доплата составила <данные изъяты>
По отпуску за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 7 календарных дней доплата составила <данные изъяты>
По отпуску за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 10 календарных дней доплата составила <данные изъяты>
По отпуску за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 16 календарных дней доплата составила <данные изъяты>
Итого, сумма выплат, не вошедших в расчет среднего заработка истца при предоставлении отпуска в ДД.ММ.ГГГГ г. составила <данные изъяты>
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь ч. 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что суммы средств материального стимулирования (СМС) и дополнительного материального стимулирования служащего входят в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца.
Расчет указанных сумм, представленный как истцом, так и стороной ответчика, судом проверен, при этом арифметически правильным суд признает расчет представленный стороной ответчика, который, в свою очередь, самим истцом в судебном заседании не оспаривался.
Вместе с тем, Кускова О.В. в своем исковом заявлении, требования которого она подержала в судебном заседании, просила взыскать с ответчика в счет компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении - <данные изъяты> руб., в счет компенсации оплаты за неиспользованный отпуск (9,8 дней) - <данные изъяты> руб., в счет доплаты за предоставленные отпуска в ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., что ниже исчисленных стороной ответчика сумм, с расчетом которого суд согласился. Однако, в силу ст.196 ч.3 ГПК РФ суд, не усматривая оснований к тому, чтобы по собственной инициативе выходить за пределы заявленных требований, считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца суммы компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, доплаты за предоставленные отпуска, исходя из заявленных исковых требований.
В этой связи, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Кусковой О.В. о взыскании с ответчика в счет компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении - <данные изъяты> руб., в счет компенсации оплаты за неиспользованный отпуск (9,8 календарных дней) - <данные изъяты> руб., в счет доплаты за предоставленные отпуска в ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> руб.
Доводы представителя ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, суд находит несостоятельными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Так, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06. 2004 №, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 названного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, его разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат применению к спорным правоотношениям сторон.
Таким образом, из приведенных разъяснений и нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ - <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (9,8 ░░░░) - <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░. - <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░