Судья Косенко Ю.В. гр. дело № 33-8200/2022
(гр. дело №2-4044/2020) УИД: 63RS0039-01-2020-004914-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 августа 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дудовой Е.И.,
судей: Чадова А.А., Мокшаревой О.Г.,
при секретаре Ивановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Прокурора г. Отрадного Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 29 декабря 2020г., которым постановлено:
«В удовлетворении требований исполняющего обязанности прокурора города Отрадного Самарской области в интересах Титовой О.В. к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Дудовой Е.И., заключение прокурора Пижамовой О.И., в поддержание апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора города Отрадного Самарской области обратился в суд с иском в интересах Титовой О.В. к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ответчиком требований жилищного законодательства в части своевременности проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренного краткосрочной программой проведения капитального ремонта. Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018г. № 1027 утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2019-2021 годы. Из содержания краткосрочной программы капитального ремонта следует, что в период с 2017г. по 2019г. предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Вместе с тем, работы по капитальному ремонту указанного МКД НО «ФКР» по состоянию на 03.11.2020г. не выполнены. Таким образом, считает, что ответчик не исполнил возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, что повлекло срыв проведения капитального ремонта и не выполнение мероприятий региональной программы капитального ремонта на 2019г. Непринятие своевременных мер по капитальному ремонту многоквартирного дома существенно нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области» Фонд капитального ремонта» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> вид работ – ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений в течении 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В последующем истец требования уточнил, просил обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области» Фонд капитального ремонта» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, вид работ – ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений в течении 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по приведенным выше основаниям.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с принятым решением, Прокурор г. Отрадного Самарской области обратился с апелляционным представлением, в котором просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение о полном удовлетворении исковых требований и.о. прокурора г. Отрадного Самарской области.
Определением Ленинского районного суда от 31.01.2022 года прокурору г.Отрадного Самарской области восстановлен срок на подачу апелляционного преставления на решение Ленинского районного суда г. Самары от 29 декабря 2020г.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Пижамова О.И. доводы апелляционного представления поддержала в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильным применением норм материального права.
В соответствии со ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч.1 ст.180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч.1 ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 года №247 некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта» является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Согласно ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 года №707 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018г. №1027 утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2019-2021 годы.
Из материалов дела следует, что по обращению Титовой О.В., проживающей по адресу: <адрес> прокуратурой города Отрадного Самарской области проведена проверка соблюдения Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» требований жилищного законодательства в части своевременности проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Из содержания краткосрочной программы капитального ремонта следует, что в период 2017-2019 г.г. предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>
Установлено, что 14.06.2019 года между НО «ФКР» и ООО «Приоритет» заключен договор №ПД1049-19 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>
Из п. 1.1. данного договора следует, что ООО «Приоритет» обязуется разработать проектную документацию на проведение капитального ремонта общего имущества указанного выше дома предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту (ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений) многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>
В силу п. 1.1. дополнительного соглашения № 5 от 16.11.2020 к указанному договору окончательный срок выполнения работ установлен до 14.09.2021 года.
Согласно графика выполнения работ к указанному выше договору от 14.06.2019г. работы на период с августа 2019 года по апрель 2020 года и на период с мая 2020 года по май 2021 года приостановлены в связи с не допуском собственников помещений многоквартирного дома, что подтверждается актами о не допуске от 01.08.2019г. и от 20.08.2020г.
Судом установлено, что НО «ФКР» организовано выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес>, работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений данного дома ведутся подрядной организацией ООО «Приоритет», разработана проектная документация, проведены работы по замене системы отопления, канализационных выпусков и трубопроводов, водного узла системы ХВС, работы по теплоизоляции трубопроводов системы ХВС и отопления.
Данные обстоятельства подтверждаются указанным выше договором №ПД1049-19 от 14.06.2019г., заключенным между НО «ФКР» и ООО «Приоритет», фотоматериалами инженерных систем указанного многоквартирного дома; актами осмотра; журналами работ.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик не уклоняется от возложенной на него обязанности, заключил договор с ООО «Приоритет», то есть НО «ФКР» обеспечило выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес> что указывает на отсутствие нарушения прав и законных интересов Титовой О.В., в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
Региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2019-2021 годы, утвержден приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018г. № 1027.
В соответствии с региональной программой указанный дом подлежал ремонту в период с 2019 по 2021 годы. При этом, из содержания краткосрочной программы капитального ремонта следует, что в период 2017-2019 г.г. выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений указанного дома входило в краткосрочный план.
Из изложенного следует, что ответчик не обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в отношении спорного дома в сроки, предусмотренные региональной программой.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что так как срок исполнения работ по договору подряда, с учетом их двукратного переноса (в 2019 на 2020 год, в 2020 на 2021 год) не наступил, то оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Данные выводы суда судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку требования иска о возложении обязанности обеспечить в определенный срок проведение работ по капитальному ремонту многоквартирному дому, расположенного по адресу: <адрес> не ограничивается этапом заключения договора между НО «ФКР» и ООО «Приоритет», а предполагает выполнение всех предусмотренных законодательством процедур для достижения конечного результата (ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений), который должен был достигнут еще в 2019 году.
Кроме того, прокуратурой города Отрадный 30.10.2020 в адрес руководителя НО «ФКР» внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства, выразившихся в не проведении капитального ремонта, в том числе многоквартирного дома по адресу: <адрес>
По результатам рассмотрения представления мер, направленных на устранение нарушений закона, НО «ФКР» не принято.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность ответчика обеспечить выполнение работ нельзя считать исполненной.
Указанные обстоятельства являются бездействием ответчика и приводят к нарушению жилищных прав жителей дома, в том числе Титовой О.В., поскольку ответчик не освобождается от возложенной на него законом обязанности по организации и проведению капитального ремонта спорного дома в сроки, установленные региональной программой.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства внесения изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по сроку.
При таких обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора города Отрадного Самарской области, обязав Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> вид работ – ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ч.2 ст.206 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о возможности установления шестимесячного срока с момента вступления в силу решения суда по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, вид работ (ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений).
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 29 декабря 2020г. – отменить.
Вынести по делу новое решение, которым исковые требования исполняющего обязанности прокурора города Отрадного Самарской области в интересах Титовой О.В. к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома – удовлетворить.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, вид работ – ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: