ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
13 марта 2019 года |
город Ярославль |
Ярославский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в присутствии личного состава в составе: председательствующего – Некрасова С.В.; при секретаре судебного заседания – Аскритенковой И.Л., с участием: государственного обвинителя – военного прокурора Ярославского гарнизона подполковника юстиции Прыгунова С.А.; потерпевшего – Потерпевший №1; подсудимых – Хунова Р.А., Самойлова А.А. и Якушева Д.В.; защитников – адвокатов Бадоева Р.М., Соколова М.А. и Лазеева А.Б., представивших соответственно удостоверения адвокатов от 11 апреля 2006 года № 665, от 11 ноября 2010 года № 803 и от 21 октября 2015 года № 1003, и ордера Адвокатской Палаты Ярославской области от 28 февраля 2019 года № 17 Ярославской городской коллегии адвокатов, от 4 марта 2019 года № 026811 Адвокатской фирмы «Защита» Ярославской областной коллегии адвокатов и от 4 марта 2019 года № 002246 Адвокатской конторы Ярославского района Ярославской областной коллегии адвокатов, рассмотрев уголовное дело № 1-10/2019 в отношении военнослужащих по призыву:
войсковой части 83437 рядового
Хунова |
Руслана Анатольевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, владеющего языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, зарегистрированного по адресу: <адрес>, временно проживающего по адресу: <адрес>, с 18 октября 2018 года проходящего военную службу по призыву, на воинской должности дорожника, со средним профессиональным образованием, холостого, не судимого; |
войсковой части 98537 рядового
Самойлова |
Александра Алексеевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в поселке <адрес>, владеющего языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, зарегистрированного по адресу: <адрес>, временно проживающего по адресу: <адрес>, с 27 апреля 2018 года проходящего военную службу по призыву, на воинской должности старшего механика, со средним профессиональным образованием, холостого, не судимого; |
войсковой части 18401 рядового
Якушева |
Дмитрия Васильевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>; владеющего языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, зарегистрированного по адресу: <адрес>, временно проживающего по адресу: <адрес>, с 26 октября 2018 года проходящего военную службу по призыву, на воинской должности оператора, со средним общим образованием, холостого, не судимого, |
обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 335 УК РФ,
установил:
28 ноября 2018 года около 22 часов в палате № 3 терапевтического отделения филиала № 4 федерального государственного казенного учреждения «422 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации (далее – терапевтическое отделение или отделение), дислоцированном по адресу: г. Ярославль, ул. Андропова, д. 3/11, рядовой Хунов, будучи недовольным тем, что дневальный по отделению рядовой Потерпевший №1 доложил дежурной медицинской сестре о его отказе принять лекарства, предложил рядовым Самойлову и Якушеву ночью проучить потерпевшего, применив физическое насилие. С вышеуказанным предложением Самойлов и Якушев согласились.
29 ноября 2018 года около 3 часов в палате № 7 терапевтического отделения Самойлов и Якушев накрыли Потерпевший №1, спящего на кровати, одеялом, которым с двух сторон стали удерживать потерпевшего на ней. Затем Хунов, в нарушение статей 16, 19 и 67 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и статей 1 и 2 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, нанес обездвиженному Потерпевший №1 в область живота не менее двух ударов рукой, с находящейся в ней подушкой, и самой подушкой – не менее пяти ударов.
Данными действиями подсудимые причинили потерпевшему физическую боль и нравственные страдания, унизили его честь и достоинство.
В судебном заседании Хунов, Самойлов и Якушев виновными себя в предъявленном обвинении признали полностью.
Кроме того, подсудимый Хунов показал, что в период с 14 по 30 ноября 2018 года он находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении в палате № 3, где также проживали Самойлов и Якушев. 28 ноября 2018 года около 22 часов в палате № 3 он, будучи недовольным тем, что дневальный по отделению Потерпевший №1 доложил дежурной медицинской сестре о его отказе принять лекарства, предложил Самойлову и Якушеву ночью проучить потерпевшего, применив физическое насилие. Самойлов и Якушев согласились. 29 ноября 2018 года около 3 часов в палате № 7 терапевтического отделения Самойлов и Якушев накрыли Потерпевший №1, спящего на кровати, одеялом, которым с двух сторон стали удерживать потерпевшего на ней. Потом он нанес обездвиженному Потерпевший №1 в область живота не менее двух ударов рукой, с находящейся в ней подушкой, и самой подушкой – не менее пяти ударов. После чего он, Самойлов и Якушев выбежали из палаты.
Аналогичные показания в судебном заседании дали и подсудимые Самойлов и Якушев.
Допросив потерпевшего, свидетелей и исследовав доказательства, представленные стороной обвинения, суд находит установленным следующее.
Потерпевший Потерпевший №1, курсант федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ЯВВУ ПВО), в судебном заседании показал, что с 16 ноября 2018 года он проходил лечение в терапевтическом отделении в палате № 7. 28 ноября 2018 года он заступил дневальным по отделению. В тот же день около 14 часов дежурная медицинская сестра попросила его позвать больных Хунова и Самойлова, находящихся в палате № 3, для получения таблеток, на что те ответили отказом. Об указанном факте отказа он доложил медсестре. В течение дня 28 ноября 2018 года Хунов неоднократно пытался спровоцировать его на конфликт, угрожая применить насилие. В тот же день около 23 часов он пришел в свою палату и лег спать на свою кровать. 29 ноября 2018 года около 3 часов он проснулся от наносимых ему Хуновым ударов. Он попытался встать с кровати, но не смог, поскольку был накрыт одеялом, которое удерживали Самойлов и, как впоследствии он узнал, Якушев. Всего Хунов нанес ему в область живота не менее двух ударов рукой, с находящейся в ней подушкой, и самой подушкой – не менее пяти ударов. От названных действий он испытал физическую боль и нравственные страдания, унижение своей чести и достоинства. После того как удары прекратились, и одеяло перестали держать, он вскочил с кровати и увидел Хунова, Самойлова и Якушева, которые выбегали из палаты. Он проследовал за ними.
Свидетель Свидетель №1, курсант ЯВВУ ПВО, в судебном заседании показал, что в период с 16 ноября по 14 декабря 2018 года он находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении в палате № 7, вместе с потерпевшим. В палате № 3 проживали Хунов и Самойлов. 28 ноября 2018 после 22 часов он лег спать. 29 ноября 2018 года около 3 часов он проснулся, поскольку у него поднялась температура и пересохло в горле. Проснувшись он увидел, что к ним в палату зашел Хунов и направился к кровати Потерпевший №1, возле которой находилось еще двое военнослужащих, которые затем накрыли потерпевшего одеялом. Потом Хунов нанес Потерпевший №1 один или два удара рукой и несколько ударов подушкой. После чего Хунов и двое вышеуказанных военнослужащих выбежали из палаты.
Свидетель Свидетель №2, водитель-механик ЯВВУ ПВО, в судебном заседании показал, что в период с середины ноября по 13 декабря 2018 года он находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении в палате № 3, где также проживали Хунов, Самойлов и Якушев. Вечером 28 ноября 2018 года к нему подошел Самойлов и предложил вместе с ним и с Хуновым устроить «темную» потерпевшему. Он отказался.
Свидетель Свидетель №3, курсант ЯВВУ ПВО, в судебном заседании показал, что в период с 21 ноября по 7 декабря 2018 года он находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении в палате № 7, совместно с Потерпевший №1. Ночью 29 ноября 2018 года он проснулся от постороннего шума и, открыв глаза, увидел, что из палаты выбегают Хунов и Самойлов, а за ними – потерпевший.
Свидетель Свидетель №4, медицинская сестра терапевтического отделения, в судебном заседании показала, что с 28 на 29 ноября 2018 года она была дежурной медицинской сестрой по терапевтическому отделению. 28 ноября 2018 года дневальным по отделению был Потерпевший №1, который находился на лечении в палате № 7. Кроме того, в данный период в палате № 3 проходили лечение Хунов, Самойлов и Якушев. 28 ноября 2018 года около 14 часов она поставила потерпевшему задачу обойти всех военнослужащих, не принявших таблетки, и позвать их на пост, для принятия таблеток. Через некоторое время Потерпевший №1 доложил ей, что Хунов отказался идти принимать таблетки. В течение дня 28 ноября 2018 года между Потерпевший №1 и Хуновым неоднократно возникали словесные перепалки из-за указанного доклада потерпевшего. 29 ноября 2018 года около 3 часов она находилась в процедурном кабинете и услышала топот ног. Выйдя из кабинета, она увидела, что по центральному проходу из палаты № 7 в палату № 3 бегут Хунов и Самойлов. При этом она заметила, что перед ними один военнослужащий уже забежал в палату № 3. Она зашла в названную палату. Свет был выключен. Все военнослужащие спали или делали вид, что спали. Она спросила, что случилось, но ей никто ничего не ответил. Затем она вышла из вышеуказанной палаты и увидела Потерпевший №1, который ей сказал, что Хуновым, Самойловым и еще кем-то из военнослужащих к нему было применено физическое насилие. Утром 29 ноября 2018 года об этом она рапортом доложила начальнику отделения капитану медицинской службы Свидетель №5.
Свидетель Свидетель №5, начальник терапевтического отделения, в судебном заседании показал, что с 28 на 29 ноября 2018 года дежурной медицинской сестрой по терапевтическому отделению была Свидетель №4. Утром 29 ноября 2018 года при смене дежурства Свидетель №4 доложила ему о том, что 29 ноября 2018 года около 3 часов Хунов, находясь в палате № 7, применил физическое насилие в отношении потерпевшего, а именно – нанес Потерпевший №1, которого Самойлов придавил к кровати, один удар кулаком в область живота. Свидетель №4 также пояснила, что в этот момент она находилась в процедурном кабинете и, услышав посторонний шум, доносящийся с центрального прохода, вышла в коридор, где потерпевший ей пояснил, что Хунов и Самойлов применили к нему физическое насилие.
Из выписок из приказов: командира войсковой части 83437 от 23 ноября 2018 года № 2 (т. 2, л.д. 18), командира войсковой части 98537 от 22 октября 2018 года № 197 (т. 2, л.д. 85) и командира войсковой части 18401 от 31 октября 2018 года № 259 и от 2 ноября 2018 года № 261 (т. 2, л.д. л.д. 150-151) усматривается, что данными приказами подсудимые: зачислены в списки личного состава воинской части: Хунов – с 27 ноября 2018 года, Самойлов – с 22 октября 2018 года и Якушев – с 31 октября 2018 года; назначены на воинские должности: Хунов – дорожника, Самойлов – старшего монтажника и Якушев – оператора.
Из выписок из приказа начальника ЯВВУ ПВО от 6 августа 2018 года № 172 (т. 1, л.д. л.д. 248-249) видно, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2018 года № 541 Потерпевший №1 зачислен в списки личного состава училища и назначен на воинскую должность курсанта с 1 августа 2018 года.
Из военных билетов (копии – приобщены в судебном заседании) следует, что подсудимым присвоены воинские звания «рядовой»: Хунову – 18 октября 2018 года, Самойлову – 27 апреля 2018 года и Якушеву – 26 октября 2018 года.
Из военного билета (копия – т. 1, л.д. 238) усматривается, что 1 августа 2018 года потерпевшему присвоено воинское звание «рядовой».
Из заключений военно-врачебной комиссии от 17, 21 и 28 декабря 2018 года за №№ 15/203, 3/211 и 6/228 (т. 2, л.д. 55, 116 и 198) видно, что указанным заключениями соответственно Самойлов, Хунов и Якушев признаны годными к военной службе.
Оценив каждое доказательство с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела, суд считает вину подсудимых в содеянном ими доказанной.
Исходя из сказанного, деяние Хунова, Самойлова и Якушева, которые 29 ноября 2018 года группой лиц совершили нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства Потерпевший №1 и сопряженное с насилием, суд квалифицирует по пункту «в» части 2 статьи 335 УК РФ.
При таких обстоятельствах, исследовав материалы дела, документы, характеризующие личности подсудимых, суд признает обстоятельствами, смягчающими наказание:
Хунову – раскаяние в содеянном, принесение извинений, направленных на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, а также то, что до призыва на военную службу подсудимый характеризовался положительно, к уголовной ответственности привлекается впервые, с рождения воспитывался без отца;
Самойлову – раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению других соучастников преступления, принесение извинений, направленных на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, а также то, что подсудимый с 9 лет воспитывался без родителей;
Якушеву – раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению других соучастников преступления, принесение извинений, направленных на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, а также то, что командованием по службе подсудимый характеризуется положительно, с 8 лет воспитывался без отца.
Вследствие чего, учитывая: характер и степень общественной опасности преступления; личности виновных, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание; влияние назначенных наказаний на исправление осужденных и на условия жизни их семей; мнение потерпевшего о назначении Хунову, Самойлову и Якушеву условных наказаний, – суд приходит к выводу о возможности исправления осужденных без реального отбывания ими наказаний, и полагает необходимым назначить Хунову, Самойлову и Якушеву наказания с применением статьи 73 УК РФ.
Вместе с тем, с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности, суд не находит оснований для применения положений части 6 статьи 15 УК РФ и изменения на менее тяжкую категории преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 335 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 296-299, 302-304, 307-309 УПК РФ, суд
приговорил:
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░» ░░░░░ 2 ░░░░░░ 335 ░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░:
░░░░░░ ░.░. – ░░ 2 (░░░) ░░░░;
░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░ 1 (░░░░) ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 73 ░░ ░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░░░░░░ ░.░. – ░ 2 (░░░) ░░░░;
░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. – ░ 1 (░░░░) ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ 5 ░░░░░░ 73 ░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░. | |
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░░ |