№ 2-106/2022 ххххх
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ххххх года п. Дедовичи
Дедовичский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Федоровой И.А.,
с участием процессуального истца -прокурора Дновского района Псковской области Проценко И.Н.,
представителя ответчика МО МВД России «Дедовичский» Дмитриева А.А.,
представителя третьего лица ГУ МЧС России по Псковской области Федорова С.С.,
при секретаре судебного заседания Михайловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Дновского района Псковской области в защиту неопределенного круга лиц к МО МВД России «Дедовичский» о возложении обязанности привести защитное сооружение в надлежащее состояние,
Установил:
Заместитель прокурора Дновского района Псковской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ, обратился с иском к МО МВД России «Дедовичский» о возложении обязанности привести защитное сооружение в надлежащее состояние.
В обоснование иска указано, что в помещении здания ОП по Дновскому району МО МВД России «Дедовичский» имеется защитное сооружение гражданской обороны – укрытие (далее – ЗС ГО). ЗС ГО введено в эксплуатацию в 1994 году. Паспортом укрытия установлено, что оно находится на балансе ОП по Дновскому району МО МВД России «Дедовичский», эксплуатирующим его в мирное время. Прокуратурой района проведена проверка исполнения ОП по Дновскому району МВД России «Дедовичский» законодательства о государственной и муниципальной собственности, законов о гражданской обороне при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Псковская область, г. Дно, ул. Советская, д. 21, в ходе которой выявлено, что в ЗС ГО отсутствует следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО ; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; список телефонов, а также выявлены следующие нарушения: на ЗС ГО отсутствует обозначение путем нанесения установленных знаков на видном месте при всех входах в ЗС ГО; отсутствуют документы, подтверждающие назначение ответственного должностного лица, в обязанности которых входит организация правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования ЗС ГО; отсутствуют документы, подтверждающие создание звеньев по обслуживанию ЗС ГО в мирное время; отсутствует годовой план планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций ЗС ГО; в ЗС ГО не проводятся текущий и капитальные ремонты строительных конструкций согласно установленных сроков, а также окраска помещений и конструктивных элементов в установленные сроки; для быстрого нанесения знаков и указателей заблаговременно не подготовлены: расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки; трафареты знаков и указателей; расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей (краска, кровельное железо, фанера и др.); не назначены ответственные исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним; руководителем объекта, имеющим на балансе ЗС ГО, не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию ЗС ГО.
Требования заместителя прокурора основываются на нормах Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 года N 583.
Заместитель прокурора просила возложить обязанность на МО МВД России «Дедовичский» в течение ххххх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны в надлежащее состояние, и разработать необходимую в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны документацию.
Определением Дедовичского районного суда от ххххх года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ГУ МЧС России и УМВД России по Псковской области.
Определением суда от ххххх г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Администрация Дновского района Псковской области и МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях.
С учетом уточненных, в порядке ст. 39 ГПК РФ, исковых требований процессуальный истец просит возложить обязанность на МО МВД России «Дедовичский» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны в надлежащее состояние, и разработать необходимую в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны документацию, а именно: обозначить в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны защитное сооружение гражданской обороны – укрытие (далее - ЗС ГО) путем нанесения установленных знаков на видном месте при всех входах в ЗС ГО; провести планово-предупредительные ремонты строительных конструкций в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; для быстрого нанесения знаков и указателей заблаговременно подготовить: расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки; трафареты знаков и указателей; расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей (краска, кровельное железо, фанера и др.), и назначить ответственных исполнителей за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним
В судебном заседании процессуальный истец-прокурор Дновского района Псковской области Проценко И.Н. уточненные исковые требования поддержал и уточнил срок устранения нарушений до ххххх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МО МВД России «Дедовичский» Дмитриев А.А., действующий на основании доверенности, не оспаривал обстоятельства, изложенные в иске, согласно пояснениям в судебном заседании с требованиями согласился, указывая на то, что большая часть первоначальных требований исполнена, осталась не исполненной часть требований, которая предусматривает финансирование. В настоящее время подана заявка на выделение финансирования для устранения выявленных нарушений. Просил установить разумный срок для исполнения судебного решения до ххххх месяцев.
Представитель третьего лица -ГУ МЧС России по Псковской области Федоров С.С. в судебном заседании возражений по иску не представил.
Представители МТУ Росимущества в Псковской области и Новгородской областях, Администрации Дновского района Псковской области просьбу о рассмотрении дела в свое отсутствие изложили в письменном отзыве, вопрос об удовлетворении завяленных требований оставили на усмотрение суда.
Представитель третьего лица УМВД России по Псковской области в письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствии представителя и принять решение по делу с учетом возможностей бюджетного финансировании за счет средств федерального бюджета на указанные цели.
Дело рассмотрено судом при имеющейся явке по правилам статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно ст. ст. 1, 2 и 6 Закона № 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее – Порядок №1309), определяющий правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, в силу пункта 10 которого меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.
При этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы. Отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией указанного объекта создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
В силу п.14 Порядка №1309 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, также предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (пункты 3 и 10).
Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года N 583 (далее - Правила) установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 1.2 Правил установлено, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.
На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный. К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации. К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов. При текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается. Ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки. Сроки и периодичность окраски ЗС ГО определены пунктами 5.2.2, 5.2.3 Правил N 583.
В соответствии с п. 6.2.1. Правил N 583 обозначению подлежат все ЗС ГО. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО.
На основании п. 6.2.4. Правил для быстрого нанесения стандартных знаков и указателей заблаговременно в организациях (органах управления жилищным хозяйством) должны быть подготовлены: расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки; трафареты знаков и указателей; расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей (краска, кровельное железо, фанера и др.); назначены ответственные исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним.
Судом установлено, что по результатам проведенной прокуратурой проверки при осуществлении надзора за исполнением законов выявлены нарушения законодательства при эксплуатации и содержании защитного сооружения гражданской обороны по адресу: Псковская область, г. Дно, ул. Советская, д. 21, находящегося в оперативном управлении МО МВД России «Дедовичский» (свидетельство о государственной регистрации права ххххх года), эксплуатирующим его в мирное время.
Так, в нарушение указанных выше требований законодательства защитное сооружение гражданской обороны не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, а именно: не обозначены в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны защитное сооружение гражданской обороны – укрытие (далее - ЗС ГО) путем нанесения установленных знаков на видном месте при всех входах в ЗС ГО, не проведены планово-предупредительные ремонты строительных конструкций в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, не подготовлены для быстрого нанесения знаков и указателей расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки; трафареты знаков и указателей; расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей (краска, кровельное железо, фанера и др.), и назначить ответственных исполнителей за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним, что является нарушением п. 6.2.1, п. 5.2.1, п. 5.2.2 таб. 3, п. 5.2.3, п. 6.2.4 Правил №583.
Наличие указанных нарушений не оспаривается стороной ответчика.
Доводы представителя ответчика, приведенные в судебном заседании об отсутствии финансирования не освобождают последнего от обязанности устранить нарушения требований законодательства в области гражданской обороны.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, как в мирное время, так и в период военных действий, что свидетельствует об обоснованности заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из системного анализа вышеприведенных норм, установленных по делу обстоятельств, а именно что вышеуказанное здание находится в оперативном управлении ответчика и является частью эксплуатируемого ответчиком объекта недвижимого имущества, суд приходит к выводу, что МО МВД России «Дедовичский» является субъектом ответственности, за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации объектов гражданской обороны, эксплуатируемых указанным юридическим лицом.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Обязание ответчика исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением.
Таким образом, исходя из совокупности доказательств по делу и с учетом всех фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиком своих обязанностей, возложенных на него федеральным законом, и на защиту прав неопределенного круга лиц, а потому заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока для исполнения МО МВД России «Дедовичский» решения суда, с учетом мнения процессуального истца, представителя ответчика, суд считает возможным установить его в течение ххххх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что соответствует нормам ст. 206 ГПК РФ, признавая указанный срок разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Дновского района Псковской области в защиту неопределенного круга лиц к МО МВД России «Дедовичский» о возложении обязанности привести защитное сооружение в надлежащее состояние удовлетворить.
Обязать МО МВД России «Дедовичский» в течение ххххх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны в надлежащее состояние, и разработать необходимую в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны документацию, а именно:
- обозначить в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны защитное сооружение гражданской обороны – укрытие (далее - ЗС ГО) путем нанесения установленных знаков на видном месте при всех входах в ЗС ГО (пункт 6.2.1 Правил №583);
- провести планово-предупредительные ремонты строительных конструкций в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (пункт 5.2.1, пункт 5.2.2 таблица 3, пункт 5.2.3 Правил №583);
- для быстрого нанесения знаков и указателей заблаговременно подготовить: расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки; трафареты знаков и указателей; расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей (краска, кровельное железо, фанера и др.), и назначить ответственных исполнителей за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним (пункт 6.2.4 Правил №583).
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Дедовичский районный суд в течение одного месяца.
В окончательной форме решение изготовлено ххххх года
Председательствующий судья: И.А. Федорова