Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-126/2024 (2-687/2023;) ~ М-555/2023 от 18.12.2023

Дело № 2-126/2024

УИД № 24RS0003-01-2023-001290-44

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                             01 июля 2024 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,

при секретаре Дорш О.В.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Дядиной А.В.,

представителя третьего лица ФИО8 В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения, возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности администрацией Грузенского сельсовета Балахтинского района. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу ст. 7 Устава Грузенского сельсовета Балахтинского района к вопросам местного значения сельсовета среди прочего относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Пунктом 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. Также, п. 4.1, п. 4.2 и п. 4.3 свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, установлено, что в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения; для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы; противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Согласно информации Главного управления МЧС России по Красноярскому краю с. Грузенка, д. Балдаштык недостаточно обеспечены требуемым запасом воды на нужды наружного пожаротушения, расстояние до ближайшего источника наружного противопожарного водоснабжения составляет более 500 метров, то есть не обеспечены возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения (соответствующих всем нормативным документам), расположенном в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров. 17.08.2023 прокуратурой района внесено представление главе Грузенского сельсовета ФИО6 «Об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности», которое не рассмотрено, выявленные нарушения не устранены. Таким образом, выявленные нарушения требований законодательства создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории Грузенского сельсовета, в случае возникновения пожара могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью жителей Грузенского сельсовета, а также причинение имущественного вреда населению и объектам экономики. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении интересов неопределенного круга лиц в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Просит суд возложить на администрацию Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанность обеспечить с.Грузенка, д.Балдаштык Балахтинского района Красноярского края источниками наружного противопожарного водоснабжения, соответствующими всем нормативным документам, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанность обеспечить с. Грузенка, д. Балдаштык Балахтинского района Красноярского края возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения, соответствующих всем нормативным документам, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Впоследствии истец уточнил заявленные исковые требования, просит суд возложить на администрацию Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанность обеспечить с. Грузенка, д. Балдаштык Балахтинского района Красноярского края источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 и СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 17.01.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГУ МЧС России по Красноярскому краю.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Дядина А.В. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель третьего лица администрации Балахтинского района Красноярского края ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

В судебное заседание представитель ответчика – администрации Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Красноярскому краю не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика глава администрации Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края ФИО6 возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что установка противопожарных гидрантов не возможна, т.к. необходима замена сетей водоснабжения, собственником которых Грузенский сельсовет не является.

Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 19 Федерального закона 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа (пункт 10 часть 1 статья 16 настоящего Закона).

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).

Согласно статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.

В соответствии со статьей 34 вышеприведенного Федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

Согласно статье 68 Закона Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.

Согласно статье 10 Федерального закона 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479, также предусматривает, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".

В соответствии с пунктом 4.1 Свода правил, утвержденных Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 2258.13130 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.

Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы (пункт. 4.2 СП 8.13130).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Балахтинского района Красноярского края проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности администрацией Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края.

Согласно информации Главного управления МЧС России по Красноярскому краю от 18.07.2023 года с. Грузенка, д. Балдаштык недостаточно обеспечены требуемым запасом воды на нужды наружного пожаротушения, расстояние до ближайшего источника наружного противопожарного водоснабжения составляет более 500 метров, то есть не обеспечены возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения (соответствующих всем нормативным документам), расположенном в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров.

Прокуратурой Балахтинского района внесено представление главе Грузенского сельсовета ФИО6 «Об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности».

Согласно акту проверки от 12.03.2024 года помощником прокурора Балахтинского района Дядиной А.В., совместно с сотрудниками ОНД и ПР по Балахтинскому и Новоселовскому районам 12 марта 2024 года выявлены факты нарушений требований пожарной безопасности, выразившиеся в следующем: в д. Балдаштык имеется водозаборное сооружение и водопроводная сеть, на которой отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения, что является нарушением п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; на водозаборном сооружении в д. Балдаштык эксплуатируются кабели с видимыми нарушениями изолинии, что является нарушением п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

По информации начальника ОНД и ПР по Балахтинскому и Новоселовскому районам ФИО7 от 12.03.2024 года, сотрудниками ОНД и ПР по Балахтинскому и Новоселовскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю 12.03.2024 года принято участие в проверке соблюдения требований правил пожарной безопасности, в части обеспечения населенных пунктов Администрации Грузенского сельсовета источниками наружного противопожарного водоснабжения: д. Балдаштык, с. Грузенка. В результате проверки, были выявлены следующие нарушения: 1) в д. Балдаштык имеется водозаборное сооружение и водопроводная сеть, на которой отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения, чем нарушается пункт 75 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», которым установлено, что органами местного самоуправления создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, нарушена статья 68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которой установлено: Часть 1, что территории населенных пунктов, а так же находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. Часть 2, что к наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1. Централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети. 2. Водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Пожарные резервуары. Часть 3, что территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения. На водозаборном сооружении в д. Балдаштык эксплуатируются кабели с видимыми нарушениями изоляции, что является нарушением п. «а» пункта 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», которым запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия.

Решением Балахтинского районного суда от 01.07.2024г. на администрацию Балахтинского района возложена обязанность в срок до 01.01.2026 года провести капитальный ремонт сети водоснабжения, расположенной в с. Грузенка Балахтинского района Красноярского края, с кадастровым номером .

В силу ст. 7 Устава Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края к вопросам местного значения, в том числе, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В ходе судебного разбирательства каких-либо доказательств, подтверждающих исполнение требований законодательства о пожарной безопасности, устранения имеющихся нарушений, ответчиком суду не предоставлено.

Таким образом, ответчиком - администрацией Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края не предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что влечет нарушение прав граждан на безопасность их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, поскольку нарушения противопожарной безопасности, выявленные на территории сельского поселения влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком требований законодательства о противопожарной безопасности может повлечь за собой опасные последствия в случае пожара, которые могут привести к гибели людей и причинению вреда их здоровью и имуществу, а принятие мер пожарной безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на пожарную безопасность, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, устанавливает срок исполнения решения суда в срок до 01.06.2026 года.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.

Обязать администрацию Грузенского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в срок до 01.06.2026 года обеспечить с. Грузенка, д. Балдаштык Балахтинского района Красноярского края источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 и СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 05.07.2024

2-126/2024 (2-687/2023;) ~ М-555/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Администрация Грузенского сельсовета
Другие
Администрация Балахтинского района
агентство по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Лябзина Татьяна Георгиевна
Дело на странице суда
balahta--krk.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
14.03.2024Судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее