АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 апреля 2023 года пгт Кумены
Кировская область
Куменский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,
при секретаре Милковой Е.А.,
с участием прокурора Куменского района Кировской области Маркова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 43MS0024-01-2022-004249-16, производство № 2-130/2023 (11-12/2023)) по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 21 Куменского судебного района Кировской области от 30.01.2023 г., вынесенное по иску прокурора Куменского района Кировской области, действующего в порядке статьи 45 ГПК РФв интересах Хлебниковой А.Д., к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг, которым постановлено:
исковые требования прокурора Куменского района Кировской области, действующего в интересах Хлебниковой А.Д. удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации – Кировской области в пользу Хлебниковой А.Д. расходы по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 42 305,01 рублей,
у с т а н о в и л:
Прокурор Куменского района Кировской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Хлебниковой А.Д., обратился к мировому судье, с иском к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг.
В обоснование иска указал следующее.
Хлебникова А.Д. проживает по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ г. она была назначена на должность заведующей Барановским медпунктом Куменской ЦРБ, которая до ДД.ММ.ГГГГ являлась муниципальным учреждением здравоохранения, а с ДД.ММ.ГГГГ - <адрес> государственным учреждением здравоохранения "Куменская ЦРБ". С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Хлебникова А.Д. работает в КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова», подстанция № 43 (пгт Нижнеивкино) фельдшером скорой медицинской помощи.
До ДД.ММ.ГГГГ включительно Хлебникова А.П. на основании части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, пользовалась правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением. С ДД.ММ.ГГГГ ей выплачивается только лишь частичная компенсация по оплате данных жилищно-коммунальных услуг.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно Хлебникова А.Д. понесла затраты на оплату коммунальных услуг за отопление и электроснабжение, соответственно в размере 42 775,57 рублей и 8 138,44 рублей, а всего- 50 914,04 рублей. Частичная компенсация коммунальных платежей, выплаченная за счет средств областного бюджета за тот же период времени, составила 8 609,00 рублей. Таким образом, невозмещенная сумма затрат составляет 42 305,01 рублей, о взыскании которой с Министерства финансов Кировской области были заявлены исковые требования прокурором Куменского района в интересах Хлебниковой А.Д.. (л.д.№
Мировым судьей постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласен ответчик - Министерство финансов Кировской области, представителем которого подана апелляционная жалоба. Ответчик просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, указывая о том, что меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников установлены Законом Кировской области от 03.11.2004 г. №267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области». Согласно данного Федерального закона такие меры предоставляются в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета.
За рассматриваемый период времени указанная компенсация истцу выплачена, в связи с чем, как считает ответчик, обязательства субъекта РФ – Кировская область, в лице Министерства финансов Кировской области, перед Хлебниковой А.Д. выполнены в полном объеме. При этом ни федеральным, ни областным законодательством на субъект РФ "Кировская область" не возложена обязанность по выплате ежемесячной 100% компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг указанной выше категории лиц.
Установление мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных и государственных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ- Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки, которая введена в действие с 01.01.2005 г. Получение работником данной дополнительной меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 г. не означает, что данный работник имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в том объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005 г.
Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 г. сохраняют только те лица, которые пользовались данными льготами до указанной даты (т.е. до 01.01.2005 г.) при условии, что в этот же период времени они проживали и работали в сельской местности и (или) поселке городского типа.
При этом факт пользования льготами должен быть подтвержден допустимыми доказательствами и документами, представленными уполномоченными лицами или организациями, осуществляющими обслуживание жилых помещений, которыми пользовался истец.
Кроме того, по мнению ответчика, льготы работникам, работающим и проживающим в поселках городского типа и в сельской местности, пользовавшимися льготами до 01.01.2005 г., должны быть представлены за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств бюджета субъекта РФ. (л.д.№)
Истец Хлебникова А.Д., представитель ответчика – Министерства финансов Кировской области, представитель третьего лица КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова» в судебное заседание суда апелляционной инстанции, о дате, времени и месте которого были надлежаще и своевременно извещены, не явились. В суд направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Данные ходатайства судом удовлетворены.
Представитель третьего лица КОГБУЗ ««Станция скорой медицинской помощи г.Кирова» рассмотрение апелляционной жалобы оставляет на усмотрение суда.
Прокурор Марков И.А. считает, что вынесенное мировым судьей решение является законным и обоснованным, просит оставить данное решение без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с правилами ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, указанных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, выслушав прокурора суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, статьи 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 г. согласно пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2014 г. №122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» одновременно с признанием утратившей силу части 2 статьи 63 Основ законодательства «Об охране здоровья граждан», предусматривающей меры социальной поддержки названной выше категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями 4, 5, 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, находящиеся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
При этом в преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ закреплено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и
муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пунктом 2 статьи 153 вышеназванного Федерального закона РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.;
при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» с 01.01.2005 г. медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой ежегодно устанавливается Законом области об областном бюджете.
Бюджет субъекта РФ и федеральный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем, обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые ранее до 31.12.2004 г. были предоставлены медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, и продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в указанных учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должны ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ.
Из материалов дела следует, что Хлебникова А.П. с 20.10.1995 г. по настоящее время зарегистрирована и проживает в поселке городского типа <адрес>. (л.д.№)
В ДД.ММ.ГГГГ г. она окончила <адрес> по специальности «фельдшер». (л.д.№).
С ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу на должность заведующей Барановского медпункта Куменской ЦРБ, которая до ДД.ММ.ГГГГ являлась муниципальным учреждением здравоохранения, а с указанной даты, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, является областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения, находящимся в ведении субъекта РФ «Кировская область», где истец работала до ДД.ММ.ГГГГ в различных должностях (фельдшер, медсестра). С ДД.ММ.ГГГГ Хлебникова А.Д. работает в Кировском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г.Кирова", в филиале подстанции №43 пгт Нижнеивкино Куменского района Кировской области. (л.д.№)
Фактическое пользование Хлебниковой А.Д., ранее являвшейся медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, работающим и проживающим в поселке городского типа, льготами на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением по состоянию на 31.12.2004 г. включительно, подтверждается судебными решениями, вступившими в законную силу, которые в соответствии со статьей 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение при разрешении заявленного спора. (л.д. 33-38).
Таким образом, доказательственно установив, что Хлебникова А.Д., являясь медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, проживающим и работающим в поселке городского типа - в пгт <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ включительно, в соответствии с действующим на тот период времени законодательством, пользовалась правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением, а с ДД.ММ.ГГГГ получает по данным основаниям лишь частичную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что разница между фактическими расходами по оплате коммунальных услуг и полученной компенсацией за период с 01.01.2022 г. по 31.11.2022 г. включительно, подлежит взысканию с ответчика-Министерства финансов Кировской области в пользу истца за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область».
За счет собственных средств Хлебникова А.Д. оплатила коммунальные услуги по электроснабжению и отоплению жилого помещения за указанный выше период времени в сумме 50 914,01 рублей. За тот же период времени Хлебниковой А.Д. получена частичная компенсация коммунальных услуг в сумме 8 609 рублей. Невозмещенная часть затрат по оплате коммунальных услуг по отоплению и освещению составила 42 305,01 рублей.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела документами ресурсоснабжающих организаций об оплате коммунальных услуг и квитанциями о внесении платежей, а также сведениями территориального органа социальной защиты населения о размере возмещения затрат по коммунальным услугам.
Расчет и размер понесенных Хлебниковой А.Д. расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в жалобе не оспариваются. Вместе с тем, данный расчет судом апелляционной инстанции проверен, и признан правильным.
Выводы мирового судьи соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права мировым судьей при рассмотрении дела не допущено.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда и представленных доказательств, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о нарушениях мировым судьей норм материального права, и основаниями для отмены судебного постановления по данному делу не являются.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
определил :
Решение мирового судьи судебного участка №21 Куменского судебного района Кировской области, вынесенное 30.01.2023 г. по иску прокурора Куменского района Кировской области, действующего в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Хлебниковой А.Д. к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Судья Н.В. Дербенёва.