Дело № 2-107-2024
УИД 21RS0017-01-2023-001295-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2024 г. г.Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики
В составе:
Председательствующего Сливницыной Н.В.
При секретаре Нефедовой О.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наумова Михаила Андреевича к администрации г.Шумерля Чувашской Республики об обязании включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фона по договорам найма специализированных жилых помещений,
У С Т А Н О В И Л :
Наумов М.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Шумерля об обязании включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фона по договорам найма специализированных жилых помещений.
В обоснование иска указано, что он, "___" ___________ г. года рождения, относится к указанной категории лиц, достигших 23-летнего возраста (мать умерла в 2004 году, отец лишен родительских прав решением суда в 2004 году). "___" ___________ г. истец обратился к ответчику с заявлением о включении в указанный список, однако Постановлением администрации г.Шумерля от "___" ___________ г. № ___________ ответчик незаконно отказал во включении его в данный список в связи с достижением 23-летнего возраста и не обращением за реализацией данной социальной гарантии. Истец полагает данное решение незаконным.
Просит:
Обязать администрацию г. Шумерля включить его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фона по договорам найма специализированных жилых помещений, со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец - Наумов М.А. в судебном заседании свои требования поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении, и вновь привел их суду.
Ответчик – представитель администрации г.Шумерля в судебное заседание не явился, представил в суд мотивированный отзыв, который приобщен к материалам дела. Из отзыва усматривается, что исковые требования Наумова М.А. он не признает, просит в иске отказать.
Третьи лица:
Представитель сектора учета и распределения жилья администрации г.Шумерля в судебное заседание не явился.
Представитель Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явился.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения истца, исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Наумов М.А., "___" ___________ г. года рождения, относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать истца умерла "___" ___________ г., отец истца лишен родительских прав решением _____________ районного суда Чувашской Республики от "___" ___________ г.).
Постановлением главы администрации ........................ от "___" ___________ г. № ___________ над Наумовым М.А. учреждено попечительство, попечителем назначена ФИО5 За истцом, ФИО6 и ФИО7 закреплено жилое помещение - квартира по адресу : .........................
Согласно выписке из лицевого счета № ___________ от "___" ___________ г. с "___" ___________ г. Наумов М.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: .........................
В ходе судебного разбирательства истец пояснил, что проживает в настоящее время временно в ........................ с гражданской женой и сыном, в квартире, принадлежащей ее матери.
Возраста 18 лет Наумов М.А. достиг "___" ___________ г., возраста 23 лет – "___" ___________ г..
"___" ___________ г. истец впервые в возрасте 35 лет обратился в администрацию г.Шумерля с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением администрации г. Шумерля от "___" ___________ г. № ___________ Наумову М.А. отказано во включении в указанный список в связи с отсутствием правовых оснований для предоставления жилого помещения на территории г.Шумерля.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Установив, что ни Наумов М.А., ни его попечитель в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет не обращались, суд приходит к выводу, что истец утратил право на льготное обеспечение жилым помещением, так как на дату подачи заявления не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как достиг возраста 23 лет.
При этом суд исходит из отсутствия уважительных причин, препятствующих Наумову М.А. обратиться, с заявлением о постановке на учет нуждающихся в период "___" ___________ г. (достижения совершеннолетия), по "___" ___________ г. (достижение 23-летнего возраста).
Доказательств того, что истец до достижения им возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не был поставлен на такой учет вследствие незаконного отказа органа местного самоуправления либо вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав в тот период, когда он был несовершеннолетним, его опекуном (попечителем), органами опеки и попечительства, образовательным учреждением, в материалах дела не содержится.
Довод истца о том, что он находился в местах лишения свободы, поэтому не имел возможности обратиться с соответствующим заявлением до 23-летнего возраста, суд считает несостоятельными, поскольку, как усматривается из представленных истцом в суд письменных доказательств, в период с "___" ___________ г. (достижения совершеннолетия), по "___" ___________ г. (достижение 23-летнего возраста), Наумов М.А. находился в местах лишения свободы с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. и с "___" ___________ г. по "___" ___________ г.
При таких обстоятельствах, установив, что до достижения 23 лет истец не обращался в органы местного самоуправления с заявлениями о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состоял, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Позиция истца о том, что в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 истец имеет право независимо от достижения возраста 23 лет на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, основана на неправильном понимании и толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Наумову Михаилу Андреевичу в иске к администрации г.Шумерля Чувашской Республики об обязании включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фона по договорам найма специализированных жилых помещений, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий Н.В.Сливницына
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2024 года.