УИД 60RS0024-01-2022-001792-98
Судья Бондаренко И.В. Дело № 21-123/2023
(дело № 12-194/2023)
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
27 ноября 2023 года город Псков
Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,
при секретаре Шевчук В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Петровой С. на постановление заместителя начальника Псковской таможни Горяченка А.Н. (****) от 01 ноября 2022 года, решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 28 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ, в отношении Петровой С., (дд.мм.гг.), уроженки города <данные изъяты> Республики Латвия, гражданки Республики Латвия (паспорт гражданки Латвии (****) выдан (дд.мм.гг.) года), на территории Российской Федерации проживающей по адресу: <****> (вид на жительство иностранного гражданина (****) выдан УМВД России о Псковской области 09 августа 2023 года),
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя начальника Псковской таможни Горяченка А.Н. от 01 ноября 2022 года (****) Петрова С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Решением судьи Себежского районного суда Псковской области от 17 января 2023 года указанное постановление заместителя начальника Псковской таможни оставлено без изменения.
Решением судьи Псковского областного суда от 27 февраля 2023 года решение судьи Себежского районного суда Псковской области от 17 января 2023 года отменено, жалоба Петровой С. на постановление заместителя начальника Псковской таможни Горяченка А.Н. от 01 ноября 2022 года №19209000-2800/2022 направлена на рассмотрение по подсудности в Псковский городской суд Псковской области.
Решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 28 июня 2023 года указанное постановление должностного лица Псковской таможни оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Псковский областной суд, Петрова С. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица Псковской таможни и решения судьи Псковского городского суда как незаконных и необоснованных, а также о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Доводы жалобы мотивированы тем, что заявитель Петрова С. является лицом, переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на территории которой её семья проживает с 2015 года (супруг Петров И.А. и двое детей, являющиеся гражданами Российской Федерации). В 2021 году она встала на миграционный учёт в целях оформления гражданства Российской Федерации. По изложенным основаниям заявитель полагает, что в соответствии с Решением Совета ЕАЭС от 20 декабря 2017 года № 107 она вправе ввезти на территорию Российской Федерации транспортное средство с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
В этой связи заявитель ссылается на незаконность решения Псковской таможни о не разрешении ей въезда в Российскую Федерацию, отменённое вступившим в законную силу решением Себежского районного суда Псковской области от 14 ноября 2022 года, последствием которого явилась отмена миграционным органом разрешения на её временное проживание в Российской Федерации, ввиду чего она не смогла своевременно подать документы для получения гражданства Российской Федерации.
Данному обстоятельству, по мнению заявителя, по делу не дано надлежащей оценки ни заместителем начальника Псковской таможни, ни судьёй Псковского городского суда.
Кроме того, заявитель указывает, что по делу неправильно установлено, что 21 октября 2019 года автомашина ввезена по пассажирской таможенной декларации (ПТС), так как фактически автомашина была ввезена на таможенную территорию ЕАЭС по учётной карточке транспортного средства (УКТС) и вывезена обратно 28 октября 2019 года без каких-либо нарушений, что исключает наличие события административного правонарушения.
Также заявитель полагает, что в связи с получением ею вида на жительство в Российской Федерации в августе 2023 года она имеет законное право в течение 18 месяцев провести таможенные операции с автомобилем бесплатно, то есть без уплаты таможенных пошлин и сборов. При этом автомобиль не подлежит обязательному вывозу с территории Российской Федерации, поскольку находится в России на законных основаниях. По указанным основаниям отсутствуют основания для привлечения её к административной ответственности.
На рассмотрение настоящей жалобы Петрова С., будучи уведомленной о времени и месте её рассмотрения судьёй Псковского областного суда при отложении рассмотрения дела в судебном заседании 07 ноября 2023 года, не явилась, направив на электронную почту Псковского областного суда ходатайство об отложении рассмотрения жалобы по причине невозможности участия в деле по состоянию здоровья, в удовлетворении которого отказано ввиду не предоставления до судебного заседания сведений, подтверждающих уважительность невозможности явки на рассмотрение дела. Правом участия в деле посредством защитника Петрова С. не воспользовалась.
По указанной причине жалоба рассмотрена в отсутствие Петровой С. (её защитника). Кроме того, по настоящему делу Петрова С. и её защитник Петров И.А. принимали личное участие в рассмотрении жалобы судьёй Псковского областного суда в судебном заседании 07 ноября 2023 года, выразили свою позицию по жалобе, то есть фактически реализовали своё право на личное участие в рассмотрении дела, после отложения рассмотрения дела каких-либо новых доводов по жалобе, требующих у них выяснения, не заявили.
В судебном заседании 07 ноября 2023 года Петрова С. и её защитник Петров И.А., представив вид на жительство иностранного гражданина (****), выданный заявителю Петровой С. 09 августа 2023 года УМВД России по Псковской области, жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям. Считали, что на 30 сентября 2021 года Петрова С. имела статус лица, прибывшего на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в связи с чем имела право произвести таможенное оформление автомашины без уплаты таможенных платежей. Также полагали, что с даты получения вида на жительство Петрова С. вправе произвести таможенное оформление автомашины и поставить её на учет в Российской Федерации в течение 18 месяцев. Также сообщили, что при переселении семьи Петровой С. на территорию Российской Федерации в 2015 году, Петрова С. вопросами оформления гражданства Российской Федерации не занималась, поскольку имелась необходимость регулярных посещений детьми спортивных занятий у тренера в Республике Латвия, в связи с чем Петрова С. сопровождала детей в Латвию на основании разрешения на трансграничное передвижение. При введении ограничений на перемещение через границу Российской Федерацией с Латвией ввиду противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), дети не смогли ездить в Латвию на тренировки в связи с чем, в целях получения гражданства Российской Федерации, Петрова С. встала на миграционный учёт, оформила вид на жительство, в Государственную программу «Соотечественники» не вступала.
Также указали, что Петровой С. было известно о предельном сроке вывоза транспортного средства с территории Российской Федерации – 30 сентября 2021 года, однако, в этой связи ссылались на ненадлежащее разъяснение таможенного законодательства сотрудниками таможенного органа с учётом особенностей настоящих спорных правоотношений.
Представитель Псковской таможни Соляте Э.В., действующая на основании доверенности, жалобу полагала необоснованной, ссылаясь на то, что на дату ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации Петрова С. не обладала необходимым статусом лица, переселившегося на постоянного место жительства в Российскую Федерацию. Также, представив копии соответствующих судебных постановлений от 20 февраля 2017 года по делам № 5-121/2017, № 5-122/2017 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ, вынесенных в отношении Петровой С., указала, что заявитель знакома с таможенным законодательством, регулирующим временный ввоз иностранных транспортных средств на территорию ЕАЭС.
Выслушав участвующих лиц, проверив доводы жалобы и возражений на неё, исследовав дело, нахожу обжалуемые постановление заместителя начальника Псковской таможни и решение судьи Псковского городского суда законными и обоснованными.
Частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ установлена административная ответственность за невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза, которая влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ, является нарушение порядка временного ввоза товаров и транспортных средств физическими лицами.
Объективную сторону административного правонарушения образует бездействие физического лица, выразившееся в невывозе с таможенной территории временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ, выступает физическое лицо, в том числе иностранное, которым временно ввезены товары или транспортное средство для личного пользования.
Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Согласно пункту 1 статьи 256 ТК ЕАЭС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу с учетом порядка и условий перемещения таких товаров в соответствии с положениями главы 37 ТК ЕАЭС «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования».
В соответствии с пунктом 1 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющимся членом Союза, на срок не более 1 года.
Согласно пункту 5 статьи 264 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза.
Подпунктом 2 пункта 9 статьи 264 ТК ЕАЭС установлено, что с разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом временно ввезенного транспортного средства для личного пользования иному лицу для вывоза такого транспортного средства для личного пользования с таможенной территории Союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине его смерти, тяжелой болезни или иной объективной причине.
В соответствии с пунктом 15 Порядка совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 311, при выпуске временно ввозимых транспортных средств для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, с освобождением от уплаты таможенных платежей, в основном и дополнительных листах основного формуляра декларации должностным лицом таможенного органа в графу "Для служебных отметок" вносится запись: "Срок временного ввоза до __________" с указанием даты (день, месяц и год) включительно, до истечения которой декларант обязан обратиться в таможенный орган за продлением срока временного ввоза, вывезти транспортные средства с таможенной территории либо совершить иные действия, предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза.
В пункте 17 Порядка закреплено, что для продления срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования декларант до истечения срока временного ввоза обязан обратиться в таможенный орган с заявлением произвольной формы о необходимости продления указанного срока и представить должностному лицу таможенного органа декларацию (для транспортных средств) или иной документ (для авто - и мототранспортных средств), оформленные таможенным органом при временном ввозе такой категории товаров для личного пользования, а также выполнить иные таможенные операции, предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза.
Продление срока временного ввоза отражается в разделе "Для служебных отметок" представленной декларантом декларации (ином документе) и в заявлении путем внесения должностным лицом таможенного органа записи "Срок продлен до ___" с указанием даты (день, месяц и год включительно), до истечения которой декларант обязан обратиться в таможенный орган для повторного продления установленного таможенным органом срока временного ввоза в пределах максимального срока, предусмотренного пунктами 1 и 2 статьи 264 ТК ЕАЭС.
В связи со сложившейся в 2020 году обстановкой, связанной с принятием мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCOV, невозможностью для физических лиц реализовать свои права и исполнять обязанности в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в соответствии со статьёй 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Советом Евразийской экономической комиссии принято Решение № 47 от 29 апреля 2020 года «Об изменении некоторых сроков ввоза товаров для личного пользования» (в редакции решений Совета Евразийской экономической комиссии от 11 сентября 2020 года № 79, от 05 апреля 2021 года № 25), в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 которого сроки временного ввоза транспортных средств, временно ввезённых на таможенную территорию Союза, установленные пунктом 1 статьи 264 ТК ЕАЭС, истекающие в период с 01 марта 2020 года по 30 сентября 2021 года, продлены по 30 сентября 2021 года включительно.
При этом продление сроков, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящего Решения осуществлялось без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования. Вместе с тем, продление срока, указанного в подпункте «а» пункта 1 Решения не освобождало физических лиц от обязанности по обратному вывозу транспортных средств для личного пользования по истечении указанного срока (пункт 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии № 47 от 29 апреля 2020 года).
Данное Решение № 47 от 29 апреля 2020 года (с последующими изменениями) было размещено на официальном сайте Совета Евразийской экономической комиссии.
Основанием для привлечения Петровой С. к административной ответственности по настоящему делу об административном правонарушении явились следующие обстоятельства: 21 октября 2019 года через таможенный пост МАПП «Бурачки» Псковской таможни на таможенную территорию Евразийского экономического союза гражданка Республики Латвия Петрова С. ввезла транспортное средство для личного пользования, зарегистрированное в государстве, не являющемся членом ЕАЭС - автомобиль «RENAULT ESPASE» 2000 года выпуска VIN-(****) регистрационный номер (****).
Ввоз транспортного средства задекларирован в пассажирской таможенной декларации (ПТД) (****), в графу «Для служебных отметок» которой внесена запись о сроке временного ввоза - до 21 октября 2020 года.
В связи с продлением физическим лицам сроков временно ввезённых на территорию ЕАЭС транспортных средств в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Решения Совета Евразийской экономической комиссии № 47 от 29 апреля 2020 года «Об изменении некоторых сроков ввоза товаров для личного пользования» (в редакции Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 11 сентября 2020 года № 79, от 05 апреля 2021 года № 25) транспортное средство «RENAULT ESPASE» 2000 года выпуска VIN-(****) регистрационный номер (****) подлежало вывозу с таможенной территории ЕАЭС в срок до 30 сентября 2021 года включительно.
В указанный срок временно ввезённое транспортное средство, зарегистрированное в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, Петровой С. с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было, что явилось основанием для возбуждения в отношении Петровой С. настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершенного Петровой С. административного правонарушения подтверждаются:
-протоколом об административном правонарушении (****) от 28 июля 2022 года с изложением обстоятельств, явившихся основанием для привлечения к административной ответственности,
-копией пассажирской таможенной декларации от 21 октября 2019 года (****), поданной гражданкой Республики Латвии Петровой С. с указанием даты ввоза транспортного средства – 21 октября 2019 года и даты срока временного ввоза – до 21 октября 2020 года;
-копиями паспорта гражданки Республики Латвия Петровой С. и свидетельства о регистрации транспортного средства «RENAULT» 2000 года выпуска VIN (****) регистрационный знак (****), подтверждающими регистрацию транспортного средства не в государстве – члене ЕАЭС;
-копией памятки, выданной Петровой С. 21 октября 2019 года;
-сведениями из базы данных в отношении временно ввезенного транспортного средства «RENAULT» 2000 года выпуска VIN (****) регистрационный знак (****);
-копией решения заместителя начальника таможенного поста МАПП «Бурачки» Псковской таможни (****) от 03 февраля 2022 об установлении факта нарушения Петровой С. срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, предусмотренного статьёй 264 ТК ЕАЭС, влекущего наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов 30 сентября 2021 года в соответствии со статьёй 268 ТК ЕАЭС;
-сведениями таможенного поста МАПП Бурачки от 10 ноября 2021 года;
-сведениями ЦБДУИГ ФМС России в отношении Петровой С.;
-копией служебной записки от 26 января 2022 года (****) о невывозе Петровой С. временно ввезённого транспортного средства;
-копией справки об определении таможенной стоимости от 27 января 2022 года;
-копией письма Псковской таможни (****) от 15 ноября 2021 года, направленного в адрес Петровой С. для подтверждения вывоза транспортного средства.
Данные доказательства, а также иные доказательства получили всестороннюю, полную и объективную оценку должностного лица Псковской таможни, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении и судьи Псковского городского суда в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ судьёй всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения и согласно статье 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оснований не согласиться с выводами заместителя начальника Псковской таможни и судьи Псковского городского суда и с их оценкой доказательств по делу не имеется. Обжалуемые акты по делу являются мотивированными, все обстоятельства по делу проверены, квалификация виновных действий Петровой С. по части 1 статьи 16.18 КоАП РФ является правильной.
Помимо вышеуказанных доказательств, вина Петровой С. также подтверждается решением Себежского районного суда Псковской области от 21 февраля 2023 года по административному делу (****), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 03 августа 2023 года, которым удовлетворён административный иск Псковской таможне к Петровой С. о взыскании с неё таможенных платежей и пени в общем размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. в связи с невывозом с таможенной территории ЕАЭС временно ввезённого транспортного средства «RENAULT ESPASE» 2000 года выпуска VIN-(****) регистрационный номер (****), задекларированного по ПТД (****).
Довод жалобы о том, что транспортное средство, задекларированное по ПТД (****), было вывезено с территории ЕАЭС 28 октября 2019 года, в связи с чем, по мнению заявителя, отсутствует событие вменённого административного правонарушения, подлежит отклонению в связи с его необоснованностью.
В соответствии с пунктом 2 Приложения № 2 Приказа ФТС России от 27 декабря 2011 года № 2621 «Об утверждении Порядка оформления и использования учетной карточки в качестве пассажирской таможенной декларации при неоднократном перемещении авто-, мототранспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза», учетная карточка авто-, мототранспортного средства для личного пользования (далее - УКТС) оформляется должностным лицом таможенного органа в случае, когда при совершении таможенных операций по выпуску временно ввозимого транспортного средства, установлено его неоднократное перемещение.
При последующих перемещениях транспортного средства в течение десяти календарных дней с момента предыдущего перемещения через таможенную границу Таможенного союза, до заполнения всех реквизитов УКТС о въезде и выезде транспортного средства или совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, его таможенное декларирование производится с применением УКТС (пункт 3 Приложения № 2).
Как усматривается из дела, в период с 21 октября 2019 года по 16 марта 2020 года Петровой С. неоднократно осуществлялся ввоз - вывоз транспортного средства «RENAULT» 2000 года выпуска VIN (****) регистрационный знак (****), с территории и на территорию Российской Федерации в зоне таможенного контроля таможенного поста МАПП «Бурачки» Псковской таможни по открытой операции временного ввоза с использованием УКТС. При этом, в графе «Срок временного ввоза до» УКТС во всех случаях имеется дата – 21 октября 2020 года, этот же срок указан в титульной части УКТС, то есть данный документ использовался исключительно для учёта (контроля) перемещения транспортного средства через таможенный пост, то есть УКТС не подтверждает факт вывоза с таможенной территории ЕАЭС временно ввезённого транспортного средства, зарегистрированного в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, в порядке, предусмотренном статьёй 264 ТК ЕАЭС.
Доводы жалобы Петровой С. о незаконности привлечения к административной ответственности ввиду наличия у неё статуса лица, переселившегося на постоянное место жительства на территории Российской Федерации, с наличием которого заявителем также связывается право на таможенное оформление транспортного средства на территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов, также подлежат отклонению в связи с неправильным толкованием заявителем и её защитником норм регулирующего законодательства.
Случаи и условия ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов определяются Приложением № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Приложения № 3 к указанному Решению Совета Евразийской экономической комиссии иностранное лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства – члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
-ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания, не являющейся государством-членом, осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство – член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства – члена;
-авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности (либо были приобретены на основании кредитного или лизингового договора и находились во владении) и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания, не являющейся государством-членом, в течение не менее 6 месяцев либо иного более продолжительного срока, установленного законодательством государства-члена до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительств в государстве-члене, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
-ранее такое физическое лицо не осуществляло ввоз на территорию государства – члена авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в этом государстве – члене в случае, если такое лицо ранее было признано переселившимся на постоянное место жительства в это государство-член или получило статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством этого государства-члена.
Согласно подпунктов 11, 17 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, для целей таможенного регулирования используются понятия «иностранное лицо» - лицо, не являющееся лицом государства – члена; «лицо государства-члена» - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене, в том числе, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства-члена.
При этом в соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» при установлении правового статуса физических лиц для целей таможенного регулирования судам следует учитывать содержание подпунктов 11 и 17 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса, предусматривающих, что постоянное место жительства физического лица в государстве – члене Союза является обстоятельством, разграничивающим принадлежность физического лица к лицам государства – члена Союза либо его отнесение к категории иностранных лиц. Для указанных целей гражданство физического лица, включая индивидуальных предпринимателей, не имеет определяющего значения.
Определяющим обстоятельством для разграничения статуса лица, является факт постоянного или преимущественного проживания указанного лица на территории государства-члена Таможенного союза либо иностранного государства, достоверно подтверждённого соответствующими документами.
В силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признаётся лицо, получившее вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность, и не может быть выдан в форме электронного документа.
В соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2018 года № 03-10/77952, данного по вопросам применения Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», со ссылкой на разъяснения Федеральной миграционной службы от 29 апреля 2011 года № НС-1/14-5977, от 25 июня 2013 года № АК-1/2-7847 и МИД России от 19 июля 2013 года № 32754/кд, в случае, если лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, переселяется в Российскую Федерацию не в рамках международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, а также не в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, документом, подтверждающим признание его лицом, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, является вид на жительство.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 261 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие соблюдение условий ввоза товаров с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство – член ЕАЭС либо получение иностранным физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством этого государство-члена ЕАЭС, должны быть представлены в таможенный орган, совершающий таможенные операции, связанные с выпуском товаров вместе с таможенной декларацией.
Таким образом, из анализа вышеуказанного нормативного регулирования следует, что у иностранного физического лица статус лица, признанного переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, за исключением случаев переселения переселяется в рамках международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев и Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, возникает с момента выдачи ему вида на жительство в Российской Федерации, то есть право на ввоз в Российскую Федерацию транспортного средства для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов возникает у такого физического лица только с даты признания его переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и действует в течение 18 месяцев со дня этого признания.
Соответственно, для признания действий Петровой С., связанных с невывозом временного ввезённого транспортного средства в установленный срок временного ввоза невиновными, то есть для установления законных оснований для выпуска транспортного средства «RENAULT» 2000 года выпуска VIN (****) регистрационный знак (****) в свободное обращение на территории Российской Федерации с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, на чём настаивает заявитель и её защитник, необходимо подтверждение того обстоятельства, что на 21 октября 2019 года она, одновременно с декларированием транспортного средства, предоставила таможенному органу вид на жительство на территории Российской Федерации, либо, в случае её переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в рамках международных договоров или Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, иной документ (удостоверение переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию, предусмотренное Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 02 июня 1993 года; свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637; документ, подтверждающий приобретение гражданства Российской Федерации и получение постоянной регистрации на территории Российской Федерации).
Таких документов при ввозе транспортного средства «RENAULT» 2000 года выпуска VIN (****) регистрационный знак (****) Петрова С. таможенному органу не предоставила.
Транспортное средство по ПТД (****) было задекларировано Петровой С. со статусом иностранного физического лица по паспорту гражданина Республики Латвия (****), другие сведения о декларанте таможенному органу 21 октября 2019 года представлены не были.
Принятие ею после ввоза транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС мер к оформлению законности проживания на территории Российской Федерации: получение 28 сентября 2021 года разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации; постановка на миграционный учёт и регистрация по месту пребывания по адресу: <****> с 19 мая 2022 года; получение 09 августа 2023 года вида на жительство иностранного гражданина (****) (****), на правильность квалификации её действий по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.18 КоАП РФ, не влияет, поскольку эти документы не подтверждают признание её переселившейся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на 21 октября 2019 года.
В этой связи также не имеет значение ссылка жалобы на незаконность решения Псковской таможни от 30 марта 2022 года о запрете въезда Петровой С. в Российскую Федерацию в связи с невывозом транспортного средства «RENAULT» 2000 года выпуска VIN (****) регистрационный знак (****), установленную вступившими в законную силу судебными актами судов первой, апелляционной и кассационных инстанций по административному делу (****), поскольку отмена указанного решения Псковской таможни обусловлена только гуманными соображениями, исходя из наличия тесных семейных связей Петровой С. в Российской Федерации с членами её семьи (супругом и детьми). При этом признание Петровой С. лицом, переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, предметом рассмотрения по указанному административному делу не являлось.
Изложенные обстоятельства в совокупности позволяют сделать вывод о полной доказанности вины Петровой С.А. в совершении вменённой ей административного правонарушения.
При условии разумной осмотрительности и заботливости Петрова С. имела возможность выполнить требование таможенного законодательства и своевременно вывезти транспортное средство с таможенной территории Союза, и доказательств обратного не представлено. Произвольное толкование заявителем норм таможенного и миграционного законодательства основанием для освобождения от административной ответственности не является. В этой связи во внимание принимается, что декларант вправе была обратиться в таможенный орган для разъяснением вопросов таможенного декларирования, ввоза и вывоза товаров, о чем в деле отсутствуют сведения, тем самым, Петрова С. распорядилась своими правами по собственному усмотрению. Кроме того, информация о предельных разрешённых сроках временного ввоза транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, и ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования, была размещена в общем доступе на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и препятствия к получению этой информации у Петровой С. отсутствовали.
Кроме того, по делу не оспаривается тот факт, что Петровой С. было достоверно известно о том, что предельной датой вывоза указанных транспортных средств с таможенной территории ЕАЭС является 30 сентября 2021 года, то есть, невывоз транспортного средства связан с субъективным пониманием заявителем обстоятельства дела и норм материального права.
При изложенных обстоятельствах приведенные в жалобе доводы не опровергают установленных по делу обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного акта, поскольку направлены исключительно на переоценку обстоятельств и доказательств по делу.
Протокол об административном правонарушении содержит сведения, предусмотренные статьёй 28.2 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Указание в протоколе об административном правонарушении (****) от 28 июля 2022 года и в постановлении по делу об административном правонарушении (****) от 01 ноября 2022 года даты ввоза Петровой С. транспортного средства – «21 октября 2020 года» является несущественным процессуальным нарушением, поскольку из имеющихся в деле доказательств объективно следует, что Петрова С. задекларировала транспортное средство «RENAULT» 2000 года выпуска VIN (****) регистрационный знак (****) по ПТД (****) к временному ввозу в Российскую Федерацию на срок до 21 октября 2020 года, и данное обстоятельство спорным по делу не является, Петровой С. не оспаривается, в связи с чем данное указание относительно даты ввоза транспортное средство признаётся опиской, которая может быть исправлена в порядке статьи 29.121 КоАП РФ.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении (****) от 28 июля 2022 года и в постановлении по делу об административном правонарушении (****) от 01 ноября 2022 года сведений о месте рождения Петровой С. к существенным процессуальным нарушениям также не относится, поскольку при рассмотрении дела заявитель сообщила, что местом её рождения является город <данные изъяты> Республики Латвия и не оспаривала, что именно она привлечена к административной ответственности по настоящему делу об административном правонарушении, в связи с чем сомнений в идентификации личности лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Постановление о привлечении Петровой С.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Административное наказание назначено Петровой С.А. в пределах минимальной санкции части 1 статьи 16.18 КоАП РФ, отвечает требованиям закона и соответствует характеру и степени общественной опасности административного правонарушения, личности виновного и является справедливым.
Обстоятельств, которые, в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, могли бы являться основанием к отмене или изменению постановления заместителя начальника Псковской таможни и решения судьи Псковского городского суда, по доводам настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 КоАП РФ, судья Псковского областного суда
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (****) ░░ 01 ░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 16.18 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░