79RS0002-01-2023-005058-28
Дело № 2-238/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2024 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе:
судьи Шелепановой И. Г.,
при секретаре Чернышовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шевелевой Елены Владимировны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж и обязании назначить пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Шевелева Елена Владимировна обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия. Свои требования мотивировала тем, что 08.08.2023 она обратилась к ответчику Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением № о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях. На данное обращение из ОФПС был получен отказ в назначении досрочной пенсии по старости. Она проработала в <данные изъяты> с 25.05.1992 по 18.04.2002. При расследовании по ее пенсионному обеспечению ОФПС в льготный период не засчитал ее работу с 12.08.1994 по 31.12.1997 - 3г. 4мес. 20 дней. Основополагающим доводом в не зачтении льготного стажа явился приказ № от 11.08.1994 об определении ее работы на 0,75 ставки, которая осуществлялась в период моего отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет (с 12.08.199 по 21.01.1995). Но по халатности делопроизводителя учреждения в приказе не была прописана дата окончания работы на 0,75ст. А окончательной датой ее работы на 0,75ст. ОФПС определил 31.12.1997 на основании приказа № от 26.11.1997, в котором прописан ее перевод только на 1 месяц (с 10.11. по 10.12.1997) на время учебы другого сотрудника, без определения рабочих ставок. В действительности, по достижению ребенка 1,5 г. возраста, она продолжила свою работу на 1 ставку. Считает, что отказ ОФПС в назначении ей досрочной пенсии незаконным и нарушающим ее права. Просит суд признать решение ОФПС от 21.08.2023 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным. Признать период с 01.02.1995 по 31.12.1997 - 2г.9мес.20дней. в льготном исчислении. Обязать ОФПС по Хабаровскому краю и ЕАО назначить мне досрочную пенсию по старости с даты обращения о назначении пенсии, а именно с 08.08.2023.
В судебном заседании истица Шевелева Е. В. требования и доводы иска поддержала, суду пояснила, что она считает, что период с 01.02.1995 по 31.12.1997, а именно 2 года 9 месяцев 20 дней должны быть засчитана ей в льготном исчислении и ей должна быть назначена пенсия с 08.08.2023 г.
В судебном заседании представитель ответчика Гладун Т. С., действующая на основании доверенности, с требования иска не согласилась, считает, что оснвоаний для отмены решения, не имеется.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Конституция РФ в ст. 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором устанавливаются государственные пенсии.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П даны разъяснения о том, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 08.08.2023 года истица Шевелева Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте 51 года обратилась в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
В силу указанной нормы страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Решением Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО № от 21.08.2023 истице Шевелевой Е. В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы по Списку №2.
При этом пенсионный орган исходил из того, что представленными заявителем документами застрахованного лица подтвержден страховой стаж, включённые периоды составляют 5 лет 3 месяца 22 дня на соответствующих видах работ, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ (по Списку N 2). Из специального стажа истца исключены периоды ее работы в ОГБУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» с 01.02.1995 по 31.12.1997, которые составляют 2 года 9 месяцев 20 дней.
Период работы истицы с 01.02.1995 по 31.12.1997, в должности медицинской сестры <данные изъяты> пенсионным органом не был включен в специальный стаж со ссылкой на отсутствие занятости на работе с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня (0.75 ставки).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста в соответствии с разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" имеют работники, непосредственно обслуживающие больных (позиция 22600000-1754б), в том числе средний медицинский персонал и младший медицинский персонал в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах (позиция 2260000а).
В силу указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" под непосредственным обслуживанием больных подразумевается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента.
Из изложенного следует, что к должностям среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в связи с работой с тяжелыми условиями труда), относится, в том числе должность медицинской сестры, непосредственно обслуживающей больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в инфекционных учреждениях.
Так, из представленных карточек-справок, тарификационных списков работников, копии штатных расписаний <данные изъяты> следует, что истица Шевелева Е. В. в спорный период находилась на должности <данные изъяты> в течение полного рабочего дня (на полной ставке).
Таким образом, факт занятости истца в спорный период на работах с тяжелыми условиями труда и занятие указанными выше работами не менее 80% продолжительности смены также нашел свое объективное подтверждение.
Таким образом, суд считает, что совокупность исследованных по делу доказательств, позволяет сделать вывод о том, что ответчиком необоснованно был исключен спорный период работы из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО № от 21.08.2023, которым истцу было отказано в назначении страховой пенсии, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, дающего право на назначение страховой пенсии, незаконным, подлежащим отмене и включению в специальный стаж с период работы с 01.02.1995 по 31.12.1997 - 2г.9мес.20дней
Принимая во внимание, что на момент обращения с заявлением о назначении страховой пенсии истец имеет специальный стаж 8 лет и достигшей возраста 51 года, что дает ей право на назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400- ФЗ, с момента обращения, т. е. с 08.08.2023 года.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" истцы, не являющиеся получателями пенсии (за исключением истцов-инвалидов I и II групп и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по спорам, связанным с реализацией права на пенсию, уплачивают государственную пошлину в размере и порядке, предусмотренных статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового кодекса РФ.
При удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд,-
Р е ш и л:
Исковые требования Шевелевой Елены Владимировны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж и обязании назначить пенсию, удовлетворить.
Признать решение отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО № от 21.08.2023 незаконным и отменить.
Обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии следующий период трудовой деятельности в льготном исчислении с 01.02.1995 года по 31.12.1997 года – в должности медицинской сестры ОГБУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» и назначить пенсию с 08 августа 2023 года.
Взыскать с отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО в пользу Шевелевой Елены Владимировны судебные расходы в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И. Г. Шелепанова