Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-227/2022 от 31.03.2022

№ 12-227/2022

РЕШЕНИЕ

09 июня 2022 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации городского округа «Город Архангельск» Фроловой Е.Е. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ильиной Г.Б. о назначении административного наказания от 14.03.2022,

установил:

постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ильиной Г.Б. о назначении административного наказания от 14.03.2022 (по исполнительному производству -ИП) администрация городского округа «Город Архангельск» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Фролова Е.Е. подала жалобу о его отмене.

Защитник Кузнецова Г.А. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, указав, что местной администрацией предпринимались все возможные меры по исполнению решений судов о предоставлении жилья сиротам; в период, установленный судебным приставом-исполнителем, проводился аукцион по исполнению решения суда, однако он не состоялся; направлялись обращения в органы исполнительной власти Архангельской области; в настоящее время дополнительно введена возможность обеспечения жильем путем выдачи жилищных сертификатов.

Выслушав защитника, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 25 апреля 2018 года по делу № 2-3071/2018, вступившим в законную силу 05.06.2018, на Администрацию МО «Город Архангельск» возложена обязанность предоставить ТИД по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска, за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996
№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, для исполнения указанного решения суда 25.06.2018 возбуждено исполнительное производство -ИП. 03.10.2018 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение решения суда.

Судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование от 21.09.2021 об исполнении решения суда с установлением нового срока исполнения требований исполнительного документа до 20.01.2022. Требование получено местной администрацией 22.09.2021, что подтверждается отметкой о получении.

Как следует из материалов дела и пояснений защитников, до настоящего времени решение суда о предоставлении жилого помещения не исполнено.

Из обжалуемого постановления следует, что, по мнению составителя протокола и должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, исполнительный документ мог быть исполнен, но не исполнен до настоящего времени, в том числе и в указанный срок, установленный судебным приставом-исполнителем, по причинам, зависящим от должника.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, лицо не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из положений статей 1.5, 24.1, 26.1, 28.1, 28.2, 28.7, 29.10 КоАП РФ следует, что при принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении и при расследовании уполномоченное должностное лицо выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе причины, способствовавшие правонарушению, и собирает подтверждающие их доказательства.

В связи с этим установление наличия состава правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ, в бездействии местной администрации предполагает проверку наличия или отсутствия у должника юридической и фактической возможности исполнить решение суда за счет субвенции в указанный в требовании период.

В материалах дела и обжалуемом постановлении отсутствуют сведения и документы, подтверждающие проверку и установление данных обстоятельств.

Между тем, как следует из материалов и пояснений защитника, в установленный судебным приставом-исполнителем период с сентября 2021 года до января 2022 года должником были проведены аукционы о приобретении жилых помещений (с 27 сентября 2021 года до конца 2021 года – проведено 94 аукциона) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе для обеспечения жильем ТИД (84 место в списке судебных решений на тот момент). Аукцион не состоялся, но при этом отсутствуют сведения о проверке того, был ли аукцион организован и проведен надлежащим образом, правильно ли были определены условия закупки, изменял ли и мог ли должник изменить условия аукциона (аукционов) для обеспечения своевременного приобретения жилого помещения.

В то же время из обжалуемого постановления следует, что должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, фактически устанавливает только факт непредоставления жилого помещения, но не производит установление действий должника и не дает им оценку, не устанавливает причин, способствовавших правонарушению. С учетом наличия сведений о проведении аукциона и количестве аукционов установление и проверка указанных обстоятельств имеет существенное значение как для рассмотрения дела, так и для исполнения решений суда.

Как следует из представленных судебным приставом-исполнителем материалов, при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом фактически не проводилось установление, проверка и оценка того, исполняет ли местная администрация свои полномочия в рассматриваемой части надлежащим образом, исходя из статьи 2.1 КоАП РФ.

Согласно решению суда, неисполнение которого стало основанием для привлечения к ответственности, жилье должно быть предоставлено за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Наделение органов местного самоуправления данными государственными полномочиями Архангельской области предусмотрено главой VII закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (далее – областной закон № 84-5-ОЗ).

Статьей 46 областного закона № 84-5-ОЗ в действовавшей на тот момент редакции было предусмотрено, что в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований приобретают жилые помещения в том числе путем заключения договора купли-продажи жилых помещений на первичном или вторичном рынке жилья, заключения договора участия в долевом строительстве, организации строительства жилых домов. При этом стоимость жилого помещения, приобретаемого в рамках осуществления указанных переданных полномочий, ограничена (пункт 4 статьи 46 областного закона № 84-5-ОЗ).

В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), финансовое обеспечение полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Частью 5 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право использовать собственные ресурсы для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Однако использование собственных ресурсов является правом, и, следовательно, их неиспользование в рассматриваемом случае само по себе не может вменяться в вину.

Исходя из характера требования, которое подлежало исполнению в соответствии с решением суда, в силу положений статей 1.5, 24.1, 26.1, 28.1, 28.2, 29.10 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежит установлению не только сам факт неполучения взыскателем жилого помещения, но и характер поведения должника, полнота, своевременность и целесообразность выполняемых им действий, связанных с проведением аукционов, использование или неиспользование иных механизмов обеспечения жильем, достаточность или недостаточность выделяемых бюджетных ассигнований, а также иные обстоятельства.

Эти процессуальные требования не были выполнены, что свидетельствует о существенном нарушении указанных норм, которое повлекло неполное установление обстоятельств дела и не было устранено в ходе рассмотрения жалобы.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ суд принимает решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, имеются основания для отмены обжалуемого постановления и направления дела на новое рассмотрение.

С учетом возврата дела на новое рассмотрение в настоящем решении не подлежат оценке иные доводы жалобы и защитника, касающиеся поведения должника и невозможности выполнения иных действий по исполнению решения суда, в том числе довод о применении части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с тем, что в соответствии с бюджетным законодательством в министерство образования Архангельской области направлялось обращение от 18.01.2022 с предложением об увеличении бюджетных ассигнований на указанные цели.

Судья, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 КоАП РФ,

решил:

жалобу Фроловой Е.Е. удовлетворить частично.

Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ильиной Г.Б. о назначении административного наказания от 14.03.2022 отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

С.Р. Ярмолюк

12-227/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Администрация городского округа "Город Архангельск"
Другие
Фролова Е.Е.
Кузнецова Галина Александровна
Такшеева Светлана Александровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Ярмолюк С.Р.
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oktsud--arh.sudrf.ru
31.03.2022Материалы переданы в производство судье
01.04.2022Истребованы материалы
22.04.2022Поступили истребованные материалы
19.05.2022Судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
13.06.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
12.07.2022Вступило в законную силу
03.08.2022Дело оформлено
03.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее