Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-108/2024 ~ М-56/2024 от 27.03.2024

Дело № 2-108/2024

УИД- 22RS0039-01-2024-000100-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Петропавловское 23 мая 2024 года

Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Шкурупий Е.А.,

при секретаре Горшковой Ю.В.,

с участием истца Широких В.В.,

представителя истца Широких О.А.,

представителя ответчика Очаковской Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Широких Виктора Васильевича к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району» о признании незаконным решения комиссии, признании права на получение материальной помощи, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истец Широких В.В. обратился в Петропавловский районный суд Алтайского края к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району» (далее - Управление) с исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии об отказе в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта; признании права на получение материальной помощи на основании социального контракта по направлению «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности»; возложении обязанности назначить государственную помощь на основании социального контракта.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 26.02.2024 посредством портала «Госуслуги» подал в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району» заявление об оказании материальной помощи на основании социального контракта по направлению «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». Согласно уведомлению Управления от 14.03.2024 № 185 истцу было отказано в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта по указанному направлению, при этом копия решения, либо протокола заседания комиссии не приложены. Причиной отказа послужило несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении материальной помощи на основании социального контракта, предусмотренное Порядком предоставления материальной помощи на основании социального контракта, в том числе на основании решения, принятого в соответствии с п. 4.5 Порядка, утвержденного Приказом Министерства социальной защиты Алтайского края от 25.12.2023 № 27/Пр/384. С данным отказом истце не согласен, так как на сегодняшний день он не трудоустроен по независящим от него причинам, поскольку является лицом пред пенсионного возраста, кроме того, по месту его жительства отсутствуют рабочие места. С целью получения дохода истец занимается личным подсобным хозяйством, в собственности у него имеются земельные участки сельскохозяйственного назначения и сельхозтехника, которую он использует для заготовки кормов, выращенных на принадлежащей ему земле, однако, доход от данной деятельности является ниже прожиточного минимума. Супруга истца осуществляет уход за пенсионером Юрьевым А.Д., её ежемесячный доход составляет 1 380 рублей 00 копеек. Полагая, что его семья находится в трудной жизненной ситуации, истец обратился в Управление с указанным выше заявлением, рассчитывая, что на выделенные денежные средства приобретет пресс для заготовки сена для сельхозживотных и его продажи, тем самым улучшит свое материальное положение. Реализуя свои намерения, он заключил договоренность с ООО «ГТПК «РУБАРЗ» о приобретении пресса, стоимостью 648 000 рублей 00 копеек с рассрочкой платежа, с внесением первоначального взноса в размере 100 000 рублей 00 копеек, после оплаты которого, указанный пресс ему был доставлен. Отказ в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта истец полагает незаконным, в связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.

Истец Широких В.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. При этом дополнительно указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, унаследованный от близкого родственника, а также транспортное средство-автомобиль Тойота Королла, 1998 года выпуска, зарегистрированное на имя его супруги Широких О.А. и охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие модели «ИЖ-27». Кроме того, у него в собственности имеется земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью более 66 га и навесное оборудование для трактора «МТЗ-82», который он арендует у дочери Широких Н.В.: косилка и грабли, используемое им для заготовки сена, необходимого для кормления личного подсобного хозяйства. Ежемесячный доход его семьи складывается из компенсационной выплаты Широких О.А. в размере 1 380 рублей 00 копеек на период осуществления ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет и денежных средств, вырученных от продажи физическим лицам телят и незначительных излишков заготовленных тюков сена, сдачи индивидуальным предпринимателям мяса крупнорогатого скота и молока, и в общей сложности составляет около 11 300 рублей 00 копеек. Из ЛПХ у него имеется: 10 соток земли на приусадебном участке; 5 коров; 4 КРС; 2 свиньи; 1 лошадь; 10 куриц-несушек. Кроме того, ранее он имел дополнительный доход от продажи значительных излишков тюков сена, заготовленных совместно с Нефедовым, у которого имеется в собственности пресс для формирования тюков. В настоящее время они с Нефедовым совместную деятельность не ведут, в связи с чем, он лишился основного дохода, поскольку без пресса заготовка сена в тюках является проблематичной. С целью приобретения пресса и улучшения материального положения, он обратился в Управление с заявлением об оказании материальной помощи на основании социального контракта по направлению «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности», однако, решением от 14.03.2024 ему в этом было отказано, поскольку, как он понял, его семья не является малоимущей. В тоже время, по месту жительства в с. Новообинка найти работу не удается, поскольку у него имеются проблемы со здоровьем, а именно высокое давление, в связи с чем, работать на тяжёлой технике в полях с утра до вечера, он не может. Кроме того, имея в собственности землю сельскохозяйственного назначения, он самостоятельно может получать дополнительный доход с продажи тюков сена, для этого ему необходим только тюковой пресс. По указанным выше основаниям, он не видит смысла вставать на учет в качестве безработного в центр занятости населения. Более того, прежде чем обращаться в Управление с соответствующим заявлением, они с супругой получили консультацию по данному вопросу у специалиста по социальной работе КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району» Манохиной А.А., которая заверила, что их семья подходить для оказания материальной помощи на основании социального контракта по указанному выше направлению. В надежде на то, что после обращения в Управление они получат положительное решение, в феврале 2024 года он обратился в ООО «РУБАЗ», где узнал, что стоимость необходимого ему пресса составляет 648 000 рублей 00 копеек, при этом менеджер компании пояснил, что в ближайшее время будет повышение цен. Опасаясь, что стоимость пресса может вырасти, он 26.02.2024 заключил с указанным обществом договор купли-продажи Пресса ПР-145М Новосибирский с рассрочкой платежа, по которому внес 100 000 рублей 00 копеек в качестве предоплаты по договору, данные денежные средства ему передали его дети, оставшуюся сумму в размере 548 000 рублей 00 копеек предполагалось погасить за счет денежных средств, полученных на основании социального контракта – 350 000 рублей и за счет собственных денежных средств в сумме 198 000 рублей, которые планировали занять у брата супруги. Согласно заключенному договору, продавец должен был в течение нескольких дней отгрузить товар покупателю, в связи с чем, 28.02.2024 ООО «РУБАЗ» доставило тюковой пресс ему домой, таким образом, на момент составления актов обследования его материально-бытового положения, данное сельскохозяйственное оборудование находилось на территории его домовладения. Поскольку обжалуемый отказ считает незаконным, он вынужден был обратиться в суд с настоящим иском.

Представитель истца Широких О.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. При этом дополнительно к пояснениям истца указала, что на праве общей совместной собственности ей и истцу принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>2, а до апреля 2024 года также принадлежали два земельных участка сельскохозяйственного назначения, которые они продали после вынесения обжалуемого решения. Кроме того, после исследования выписки по счету, открытому в ПАО «Сбербанк» на имя Широких О.А., представитель пояснила, что их семья также имеет ежемесячный доход в размере около 25 000 рублей 00 копеек от продажи местным жителям собственной продукции: молока, творога и сметаны.

Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району» Очаковская Е.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объем, при этом указала, что 26.02.2024 через Единый портал государственных услуг Широких В.В. подал заявление на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход. К заявлению были приложены копии трудовых книжек заявителя и его супруги, на момент подачи заявления заявитель и его супруга нигде не работали. Заявитель предоставил бизнес-план на заготовку сена в рулонах, согласно которому общая стоимость проекта составила 648 000 рублей, из них собственных средств - 298 000 рублей, государственная помощь - 350 000 рублей. Для реализации данного проекта заявитель указал, что в его собственности находится земельный участок площадью 66 га и трактор «МТЗ-82», при этом, для начала своей деятельности ему необходимо приобрести пресс-подборщик рулонный. В календарном плане указано, что в течение одного месяца Широких В.В. зарегистрируется в налоговом органе в качестве самозанятого и приобретет необходимое оборудование. Для проведения обследования материально-бытового положения семьи Широких специалисты по социальной работе Управления дважды выезжали по месту жительства заявителя: 07.03.2024 и 12.03.2024. При этом 07.03.2024 дома никого не было, а 12.03.2024 был составлен соответствующий акт, согласно которому заявитель не работает, супруга заявителя получает компенсацию по уходу за нетрудоспособным гражданином, семья проживает в собственном доме с печным отоплением, занимается ведением личного подсобного хозяйства. На момент посещения на территории домовладения был обнаружен крупнорогатый скот, молодняк крупнорогатого скота, трактор МТЗ-82, зарегистрированный на имя дочери заявителя Широких Н.В., грабли, косилка и пресс-подборщик. На вопрос специалистов, что за пресс находится на территории, заявителем был дан ответ, что данный пресс приобретен в долг, и в связи с этим документов на него нет. Рассматривая заявление Широких В.В., комиссией была дана оценка низкого дохода семьи. Так в составе семьи два трудоспособных гражданина, заявитель с 04.12.2013 нигде не работает, супруга заявителя Широких О.А. осуществляет уход за нетрудоспособным Юрьевым А.Д., который не является близким родственником Широких О.А. и не проживает в одном доме с данной семьей, следовательно, Широких О.А. фактически постоянного ухода за Юрьевым А.Д. не осуществляет. Заявитель с супругой на учете в центре занятости населения не состоят, вместе с тем на официальном сайте «Работа России» в Петропавловском районе имеются вакансии для поиска работы. Таким образом, семье ничего не мешает иметь иную оплачиваемую работу, приносящую стабильный доход. Не установлено комиссией и низкого дохода семьи Широких в силу причин, независящих от гражданина, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума, несмотря на предпринимаемые меры, а именно: тяжелое заболевание гражданина или членов его семьи, за которыми он осуществляет уход; наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи; длительное нахождение на стационарном или на амбулаторном лечении; невозможность трудоустройства, в том числе и по причине болезни; осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами, ребенком-инвалидом; безработица; чрезвычайные ситуации и происшествия и др. По результатам рассмотрения заявления Широких В.В. 14.03.2024 комиссией было принято решение об отказе в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта по основанию предусмотреннму подпунктом «л» пункта 3.13 Порядка, а именно несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении материальной помощи на основании социального контракта, предусмотренного Порядком, в том числе на основании решения, принятого в соответствии с пунктом 4.5 Порядка. Кроме того, в обосновании иска, истец указывает, что пресс был приобретен в рассрочку с первоначальным взносом в ООО «ГТПК «РУБАРЗ» денежных средств в сумме 100 000 рублей, то есть до начала периода действия социального контракта, что опровергает факт малоимущности данной семьи и, соответственно, нуждаемости в государственной социальной помощи на основании социального контракта. Исходя из вышеназванных норм, комиссией установлено, что заявитель имеет имущество, позволяющее преодолеть трудную жизненную ситуацию, без привлечения государственной социальной помощи.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, допросив свидетелей: Свидетель №4, Свидетель №2, Свидетель №6, ФИО8, Свидетель №1, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан.

В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Статьей 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи, к числу которых относится поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В силу ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Указанная материальная помощь направляется на оказание помощи: по поиску работы; по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; по ведению личного подсобного хозяйства по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

Как определено в подп. 2.3 п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и форма социального контракта устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, социальный контракт – это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

По своей сути социальный контракт - это договор, заключаемый между гражданином, с одной стороны, и государством в лице органов социальной защиты, с другой, по которому гражданин обязуется предпринять оговоренные сторонами меры по преодолению трудной жизненной ситуации, а государство - оказать ему в этом содействие.

При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

В целях реализации Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" постановлением администрации Алтайского края от 05.10.2007 № 466 утверждены Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 05.10.2017 № 430 утвержден Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи (в ред. от 25.12.2023, действовавшей на дату подачи истцом заявление в Управление) (далее - Порядок № 430). Кроме того, приказом Минсоцзащиты Алтайского края от 25.12.2023 №27/Пр/384 утвержден порядка предоставления материальной помощи на основании социального контракта (далее – Порядок №27/Пр/384).

Так, согласно п. 3 Порядка № 430 на предоставление материальной помощи имеют право граждане, указанные в п. 1 настоящего Порядка (малоимущие граждане и семьи, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также семьи, имеющие и воспитывающие 10 и более детей), фактически проживающие на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания.

Предоставление материальной помощи имеет заявительный характер. Граждане подают заявление об оказании материальной помощи по форме, утвержденной Министерством социальной защиты Алтайского края (Минсоцзащита Алтайского края), и документы, подтверждающие право на ее получение, в краевое государственное казенное учреждение управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району (округу) по месту жительства (пребывания) или в Минсоцзащиту Алтайского края. Заявление и документы могут быть представлены заявителем лично, направлены в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через КАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" и его филиалы либо по почте. Заявители несут ответственность за достоверность представленных документов и содержащихся в заявлении и (или) документах сведений. При приеме документов специалисты Минсоцзащиты Алтайского края, управлений проверяют достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, для чего запрашивают дополнительные сведения в соответствующих органах и (или) организациях (п. 6 Порядка № 430).

В п. 8 Порядка № 430 приведен перечень документов, которые предоставляются заявителем при обращении с заявлением об оказании материальной помощи, к числу которых, для категории малоимущие граждане и семьи, в том числе, относятся документы, подтверждающие сведения о доходах (либо их отсутствии) всех членов семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих 1 календарному месяцу перед месяцем подачи заявления (за исключением документов, подлежащих запросу согласно пункту 11 настоящего Порядка).

Управления запрашивают в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления документы (сведения), указанные в п.11 Порядка № 430.

Основанием для предоставления материальной помощи является обращение гражданина с заявлением и документами, указанными в пункте 8 настоящего Порядка, получение в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (сведений), и наличие акта обследования материально-бытового положения заявителя (п.12 Порядка № 430).

Согласно п. 15 Порядка № 430 порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода граждан и семей для предоставления им материальной помощи определяется Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".

Согласно п. 16 Порядка № 430, решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) материальной помощи принимается созданными при управлениях, Минсоцзащите Алтайского края комиссиями по предоставлению материальной помощи.

Заявление и прилагаемые к нему документы регистрируются с указанием даты поступления и рассматриваются комиссией не позднее 10 рабочих дней со дня обращения заявителя и представления им документов. В случае проведения обследования материально-бытового положения заявителя и составления соответствующего акта решение о предоставлении (отказе в предоставлении) материальной помощи принимается не позднее чем через 30 дней со дня обращения заявителя и представления им документов. Уведомление о принятом решении, размере материальной помощи должно быть направлено заявителю в письменной форме управлением или Минсоцзащитой Алтайского края не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения (п. 17 Порядка № 430).

Размер материальной помощи определяется комиссией индивидуально в каждом конкретном случае, исходя из сложившейся жизненной ситуации заявителя и представленных заявления и документов (п.20 Порядка № 430).

Основания для отказа заявителю в предоставлении материальной помощи приведены в п. 21 Порядка № 430, к таковым, в том числе относится, наличие у заявителя (членов его семьи) среднедушевого денежного дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Алтайском крае, по зависящим от него (от них) причинам (подп. 12).

Согласно п.1.2 Порядка №27/Пр/384 малоимущие граждане и (или) семьи - это граждане и (или) семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Алтайском крае на дату обращения за предоставлением материальной помощи на основании социального контракта.

Пунктом 3.4 Порядка №27/Пр/384 предусмотрено, что одновременно с заявлением о назначении заявителем представляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации документы (сведения), в том числе бизнес-план в целях реализации социального контракта по мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности".

Управление социальной защиты населения вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении сведений. В этих целях управление социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы (сведения) от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (п.3.9 Порядка №27/Пр/384).

Основанием для отказа в назначении материальной помощи на основании социального контракта, в том числе, является несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении материальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящим Порядком, в том числе на основании решения, принятого в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Порядка (подп. «л», п.3.13 Порядка №27/Пр/384).

Подготовленные управлением социальной защиты населения социальный контракт, программа социальной адаптации и прилагаемые к ней материалы, в том числе подготовленный заявителем бизнес-план, в обязательном порядке рассматриваются на заседании межведомственной комиссии до заключения социального контракта (п.4.4 Порядка №27/Пр/384).

Межведомственная комиссия по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 4.4 настоящего Порядка, принимает решение о соответствии либо несоответствии заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении материальной помощи на основании социального контракта, которое оформляется в виде протокола и подписывается всеми присутствующими членами межведомственной комиссии (п.4.5 Порядка №27/Пр/384).

Как следует из п. 5.1 Порядка №27/Пр/384 в состав семьи, определяемый на дату подачи заявления о назначении и учитываемый при определении права на оказание материальной помощи на основании социального контракта и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются: заявитель; супруг (супруга) заявителя; несовершеннолетние дети заявителя; дети, находящиеся под опекой (попечительством) заявителя; дети заявителя в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

Из приведенных выше нормативных положений федерального и регионального законодательства следует, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. Оказание социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам производится в случае, если они по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории субъекта Российской Федерации, в данном случае на территории Алтайского края.

К числу таких мер относится государственная социальная помощь, которая проживающим на территории Алтайского края нуждающимся в материальной поддержке гражданам оказывается в виде социального пособия на основании социального контракта. Указанная помощь предоставляется на основании решения органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и заключенный сторонами социальный контракт.

При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи нуждающимся в социальной помощи гражданам действующее правовое регулирование не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи. В частности, до принятия такого решения осуществить комплексную оценку нуждаемости заявителя в социальной помощи в соответствии с установленными этими нормативными положениями критериями.

Оценка причин, препятствующих получению малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, и, соответственно, обстоятельств нуждаемости в получении государственной социальной помощи производится уполномоченным органом.

Как следует из материалов дела, 26.02.2024 Широких В.В. обратился в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району» с заявлением об оказании материальной помощи (на основании социального контракта) в связи с осуществлением индивидуальной предпринимательской деятельности, при этом, среди прочего, им был предоставлен Бизнес-план, согласно которому заявитель планировал открытие собственного дела по заготовке сена в рулонах, для чего планировал приобретение Пресс-подборщика рулонного ПР-145М.

В соответствии с протоколом № 4 от 14.03.2024, комиссией по рассмотрению обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предоставлению материальной помощи гражданам, в удовлетворении заявления Широких В.В. об оказании материальной помощи на основании социального контракта отказано на основании п.п. «л» п. 3.13 Порядка предоставления материальной помощи на основании социального контракта, утвержденного приказом Минсоцзащиты Алтайского края от 25.12.2023 № 27/Пр/384, основанием для отказа в назначении материальной помощи на основании социального контракта является несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении материальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящим Порядком, в том числе на основании решения, принятого в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Порядка, о чем вынесено распоряжение Управления № 24 от 14.03.2024.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве свидетелей были допрошены председатель и члены выше указанной комиссии, вынесшие оспариваемое решение: Свидетель №4, Свидетель №2, Свидетель №6, Свидетель №5, Свидетель №1

Так из показаний свидетеля Свидетель №2, специалиста по социальной работе Управления, следует, что после получения заявления истца, она, с целью установления среднедушевого дохода Широких В.В. и членов его семьи, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, направила соответствующие запросы в Управление Росреестра по АК, ОГИБДД МО МВД России «Петропавловсчкий» и сельский совет. Кроме того, с целью обследования материально-бытового положения заявителя и членов его семьи, она совместно со специалистом по социальной рабте Сукмановой И.Н. дважды выезжала по месту жительства Широких В.В., по итогу были составлены акты от 07.03.2024 и 12.03.2024. На заседании комиссии 14.03.2024 заявление с приложенными и полученными Управлением документами было рассмотрено и принято решение об отказе заявителю в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности», поскольку установлено, что материальное положение истец не соответствует условиям принятия решения о назначении материальной помощи, так как у него имеется достаточный ресурс для получения дохода, превышающего прожиточный минимум в Алтайском крае. Так, на момент рассмотрения заявления, в собственности истца и его супруги Широких О.А. имелось следующее имущество: дом с приусадебным участком; два земельных участка сельскохозяйственного назначения площадью 66 га и 47 га; квартира в г. Бийске; транспортное средство; крупнорогатый скот; свиньи; куры-несушки; навесное оборудование на трактор-косилка и сеялка. Кроме того, на территории домовладения истца был обнаружен тюковой пресс, который со слов заявителя он приобрел в долг и трактор «МТЗ-82», со слов Широких В.В. арендованный у дочери. Более того, наличие у истца Пресс-подборщика рулонного, который он приобрел на основании договора купли-продажи от 26.02.2024, лишало заявителя права на предоставлении материальной помощи на основании социального контракта, цель которого была определена как приобретение тюкового пресса. Все выше изложенное опровергало факт малоимущности данной семьи, и как следствие, нуждаемости в государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Свидетели: Свидетель №4, Свидетель №6, Свидетель №5 и Свидетель №1 дали показания, аналогичные показаниям свидетеля Свидетель №2 в части доводов, послуживших отказом истцу в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта по направлению «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». Кроме того, свидетель Свидетель №1 указала, что 12.03.2024 совместно с Свидетель №2 выезжала по месту жительства заявителя с целью обследования материально-бытового положения, установленные обстоятельства были отражены в соответствующем в акте.

Отказ в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта истец полагает незаконным, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.

Оценивая требования Широких В.В. суд приходит к следующим выводам.

Заключение социального контракта согласно приведенным выше правовым нормам подразумевает не только оказание социальной помощи от государства, но и то, что гражданин будет предпринимать меры по исправлению ситуации, в которой он оказался. Социальный контракт возможно заключить только тогда, когда наличие у заявителя (членов его семьи) среднедушевого денежного дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Алтайском крае, возникло по не зависящим от него (от них) причинам и данное обстоятельство может быть исправлено по воле и желанию гражданина с дополнительной государственной помощью.

В п. 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021, приведен примерный перечень причин, независящих от гражданина, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. К числу таких причин могут быть отнесены: тяжелое заболевание гражданина или членов его семьи, за которыми он осуществляет уход, наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, длительное нахождение на стационарном лечении или на амбулаторном лечении, невозможность трудоустройства, в том числе и по причине болезни, несмотря на принимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами, ребенком-инвалидом, безработица, чрезвычайные ситуации и происшествия и др.

При этом перечень зависящих от гражданина причин, по которым он имеет среднедушевой денежный доход ниже величины прожиточного минимума, законодательством не установлен. К ним относятся любые другие причины, которые не указаны выше, не позволяющие гражданину получать среднедушевой денежный доход выше величины прожиточного минимума, по субъективным причинам, зависящим от него самого.

Так, из записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между Широких В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Толстых О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия «Широких».

Из информации Отдела государственной регистрации актов гражданского состояния управления юстиции Алтайского края, с. Петропавловское следует, что запись акта о расторжении брака супругов Широких В.В. и Широких О.А. не найдена.

По сведениям Миграционного пункта МО МВД России «Петропавловский» Широких В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Широких О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, по месту пребывания с 25.10.2023 по 24.10.2028 по адресу: <адрес>, аналогичные сведения представлены Отделом адресно-справочной службы УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю.

По информации Администрации Новообинского сельсовета Петропавловского района Алтайского края супруги Широких фактически проживают вдвоем по <адрес>, в период с 2022 по 2024 годы имели личное подсобное хозяйство, так в 2022 году: приусадебный участок занимал 22 сотки земли, коровы-3, телки от 1 года до 2 лет-4,бычки на выращивании и откорме-5, лошади-1, куры-несушки-13; в 2023 году: приусадебный участок занимал 10 соток земли, коровы-3, телки до 1 года-2,бычки на выращивании и откорме-2, свиньи-2, лошади-1, куры-несушки-10; в 2024 году: приусадебный участок занимал 10 соток земли, коровы-5, телки до 1 года-2, бычки на выращивании и откорме-2, свиньи-2, лошади-1, куры-несушки-10.

Как следует из копии трудовой книжки Широких В.В., в период с 01.09.1981 по 04.12.2013 истец состоял в трудовых отношениях, с 04.12.2013 уволен по собственному желанию из СПК «Колхоз Родина». После увольнения Широких В.В. где-либо трудоустроен не был.

Согласно записи в трудовой книжке Широких О.А., в период с марта 1988 по февраль 2003 супруга истца состояла в трудовых отношениях, с 03.02.2003 уволена из Петропавловского районного узла почтовой связи, после увольнения где-либо трудоустроена не была.

Из информации Центра занятости КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району» следует, что в период с 01.01.2023 по 25.04.2024 Широких О.А. и Широких В.В. за содействием в поиске подходящей работы не обращались, пособие по безработице за указанный период им не выплачивалось, на учете в центре занятости населения в качестве безработных не состояли и не состоят, аналогичные сведения поступили из центра занятости населения КГКУ УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам (по месту регистрации супругов).

В соответствии с информацией ОСФР по Алтайскому краю Широких В.В. получателем пенсии по линии СФР не значится, имеются сведения, составляющие пенсионные права, предоставленные поставленным на учет 22.02.2024, работодателем Широких В.В., составляющие за период с 22.02.2024 по 13.05.2024 - 0 рублей; Широких О.А. получателем пенсии по линии СФР не значится, сведения, составляющие пенсионные права, отсутствуют.

Согласно ответу Межрайонной ИФНС №1 по Алтайскому краю сведения о доходах и суммах налога физического лица на Широких В.В., Широких О.А. за 2021-2023 годы в налоговый орган не предоставлялись.

По сведениям КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району» Широких В.В., Широких О.А. получателями мер социальной поддержки не являлись и не являются, аналогичные сведения представлены КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» по месту регистрации семьи Широких.

По информации ИП Скулова А.М. от 06.05.2024 Широких В.В. в период с 2021 года по апрель 2024 года ежемесячно осуществлял сдачу молока, полученного от личного подсобного хозяйства, оплата за которое составила: 2021 год -114 447 рублей 00 копеек, 2022 год - 123 679 рублей 00 копеек, 2023 год - 156 347 рублей 00 копеек, февраль-апрель 2024 года - 16 400 рублей 00 копеек.

В соответствии с информацией ООО «АЛМИТ», Широких В.В. в период с 2021 года по 2022 год осуществлял сдачу крупного рогатого скота на следующие суммы: 2021 год -40 764 рубля 00 копеек, 2022 год - 140 544 рубля 00 копеек, в период с 2023 года по 2024 год сдача крупного рогатого скота Широких В.В. не осуществлялась.

Как следует из информации МО МВД России «Белокурихинский», МО МВД России «Петропавловский», зарегистрированные транспортные средства на имя Широких В.В. отсутствуют, на имя Широких О.А. с 23.10.2020 по настоящее время зарегистрировано транспортное средство – Тойота Королла, государственный регистрационный знак <данные изъяты>.

Согласно ответу государственной инспекции гостехнадзора Петропавловского района от 26.04.2024, сведений о регистрации техники за Широких В.В. и Широких О.А. не имеется.

Из выписки из ЕГРН от 03.05.2024 следует, что Широких В.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: жилой дом, площадью 52,2 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок земель сельскохозяйственного назначения, площадью 661677 +/- 2555, с кадастровым номером <данные изъяты>, с метаположением: Российская Федерация, <адрес>, в границах квартала <данные изъяты>, ограничений прав и обременений объектов недвижимости не зарегистрировано.

Согласно выписке из ЕГРН от 03.05.2024 Широких О.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение, площадью 37,2 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, ограничений прав и обременений объекта недвижимости не зарегистрировано. Кроме того на день рассмотрения Управлением заявления истца об оказании материальной помощи на основании социального контракта, Широких О.А. на праве общей долевой собственности также принадлежала ? доли в земельном участке земель сельскохозяйственного назначения, площадью 471111 +/- 6006, с кадастровым номером <данные изъяты> с метаположением: Российская Федерация, <адрес>, участок расположена в 3950 м по направлению на юго-запад от <адрес>, с ограничением прав и обременений объекта недвижимости в виде аренды, дата государственной регистрации прекращения права 18.04.2024.

Согласно сведениям сервиса централизованного учета оружия Росгвардии от 26.04.2024 Широких В.В. в период с 01.01.2023 по дату ответа состоит и состоял ранее на учете как владелец охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия модели «ИЖ-27».

Из выписке по счету, открытого на имя Широких О.А. в ПАО Сбербанк, следует, что супруга истца имеет регулярные денежные поступления.

07.03.2024 специалистами по социальной работе Управления Манохиной А.А. и Сукмановой И.Н., с целью обследования материально-бытового положения заявителя Широких В.В., в связи с поступлением заявления об оказании материальной помощи на основании социального контракта, осуществлён выезд по месту жительства истца и его семьи, при этот составить соответствующий акт не представилось возможным, поскольку на момент посещения заявитель дома отсутствовал.

Вместе с тем, согласно акту обследования материально-бытового положения от 12.03.2024, Широких В.В. проживающий в собственном доме с печным отоплением, занимается разведением личного подсобного хозяйства, так на территории имеется крупный рогатый скот и молодняк. На момент проверки в наличии имеется трактор, грабли, косилка, пресс. Со слов заявителя пресс приобретен в долг, в связи с чем документы на него отсутствуют. Доход в виде заработной платы, либо пенсии отсутствует. Супруга Широких О.А. имеет доход в виде компенсации по уходу за нетрудоспособным гражданином в размере 1 380 рублей 00 копеек, исходя из чего, средний доход семьи установлен в сумме 690 рублей 00 копеек.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив представленные сторонами доказательства, принимая во внимание приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения настоящего дела установлено несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении материальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным Порядком № 27/Пр/384.

Так, из представленных материалов дела следует, что с момента увольнения с прежнего места работы истец, являясь трудоспособным, в течение длительного периода времени трудоустроен не был, при этом он инвалидности не имеет, какие-либо заключения по стойкому заболеванию, препятствующие трудоустройству, отсутствуют. Документов, подтверждающих нетрудоспособность истца, либо невозможность его трудоустройства, не представлено. Из информации КГБУЗ «Петропавловская ЦРБ» следует, что у Широких В.В. отсутствуют какие-либо тяжелые заболевания, истец также доказательств этому не представил.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела не установлено, что Широких В.В. не имеет возможности получения по объективным причинам, не связанным с его волей и действиями, дохода, превышающего прожиточный минимум в Алтайском крае, поскольку на момент рассмотрения Управлением заявления, в собственности истца и его супруги Широких О.А. имелось следующее имущество: дом с приусадебным участком; два земельных участка сельскохозяйственного назначения площадью 66 га и 47 га; квартира в г. Бийске; транспортное средство; личное-подсобное хозяйство; навесное оборудование-косилка и сеялка, а также арендованный трактор «МТЗ-82».

Также, судом установлено, что у истца и члена его семьи Широких О.А. имеются дополнительные доходы, о которых Широких В.В. не указал при подаче в Управление заявления об оказании материальной помощи на основании социального контракта.

Более того, в материалы дела представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Группа торгово-производственных компаний «РУБАРЗ» (продавец) в лице директора Чепуштановой Н.Н. и Широких В.В. (покупатель), в соответствии с которым продавец обязался поставить, а покупатель принять и оплатить Пресс ПР-145М, стоимостью 648 000 рублей 00 копеек, при этом, по условиям договора, покупателю необходимо оплатить по факту поставки товара предоплату в сумме 100 000 рублей 00 копеек, остаток в сумме 548 000 рублей 00 копеек покупатель обязуется оплатить в срок до 30.06.2024. Пресс ПР-145М был поставлен Широких В.В. 28.02.2024, покупатель, исполнив свое обязательство по договору, внес продавцу предоплату в сумме 100 000 рублей 00 копеек, что подтверждается соответствующей распиской, имеющейся в материалах дела.

Вместе с тем, в соответствии с подп. «д» п. 8.5 Порядка №27/Пр/384 получатель материальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» при необходимости обязан приобрести основные средства, материально-производственные запасы, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности именно в период действия социального контракта.

Так, одним из пунктов Бизнес-плана, предоставленного в Управление заявителем Широких В.В. при подаче 26.02.2024 заявления об оказании материальной помощи на основании социального контракта в связи с осуществлением индивидуальной предпринимательской деятельности, является приобретение Пресс-подборщика.

Однако, учитывая, что в соответствии с договором купли-продажи № 510 от 26.02.2024 Широких В.В. приобрел указанное в Бизнес-плане сельскохозяйственное оборудование, то есть до заключения социального контракта, а погашение задолженности по ранее заключенному договору социальным контрактом по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» не предусмотрено, факт нуждаемости в государственной социальной помощи на основании социального контракта истцом не подтвержден.

При изложенных обстоятельствах исковые требования Широких В.В. о признании незаконным решения КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району», признании права на получение материальной помощи на основании социального контракта и возложении обязанности на ответчика заключить с Широких В.В. социальный контракт по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности», не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Широких Виктора Васильевича (<данные изъяты>) к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району» (Свидетель №4 <данные изъяты> о признании незаконным решения комиссии, признании права на получение материальной помощи, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.

Судья                                 Е.А.Шкурупий

    Решение суда в окончательной форме принято 27 мая 2024 года.

2-108/2024 ~ М-56/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Широких Виктор Васильевич
Ответчики
КГКУ "Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району"
Другие
Широких Ольга Александровна
Суд
Петропавловский районный суд Алтайского края
Судья
Шкурупий Е.А
Дело на странице суда
petropavlovsky--alt.sudrf.ru
27.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2024Передача материалов судье
27.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее