Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-1404/2023 от 05.10.2023

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

    24 ноября 2023 г.    г. Ростов-на-Дону

Заместитель председателя Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда Подольский Егор Александрович (город Ростов-на-Дону, проспект Михаила Нагибина, дом 28/1), при секретаре Дроздовой А.С., в помещении Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда, рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-1404/2023, предусмотренном частью 2 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении военнослужащего войсковой части №00000 <...>

Яковлева Олега Владимировича, <...>

установил:

Из протокола об административном правонарушении <...> от 7 апреля 2023 г. следует, что Яковлев, не имеющий права управления транспортными средствами, управлял автомобилем «ВАЗ 21120», государственный регистрационный знак <...>, и около 20 часов 30 минут 7 апреля 2023 г. вблизи <адрес>, при наличии признаков опьянения, отказался выполнить законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при отсутствии в его действиях признаков уголовно наказуемого деяния, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, будучи извещённым надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в суд не прибыл, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил.

Изучив материалы данного дела, судья приходит к следующим выводам.

<...>

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с ч. 6 названной статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В силу ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1882 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, вступившие в силу с 1 марта 2023 г. (далее – Правила).

Согласно п. 3–7 Правил освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется с использованием средств измерений утвержденного типа, обеспечивающих запись результатов измерения на бумажном носителе (далее – средства измерений), перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения должностное лицо информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о порядке освидетельствования с применением средства измерений, после чего проводится отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с руководством по эксплуатации используемого средства измерений, результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, к которому приобщается бумажный носитель с записью результатов измерений, а в случае отказа водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не составляется.

В силу п. 8 Правил, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

При этом судья отмечает, что указанный перечень оснований является исчерпывающим.

Согласно правовой позиции, приведенной в абзаце седьмом п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судье следует учитывать, что невыполнение уполномоченным должностным лицом обязанности предложить водителю предварительно пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения является нарушением установленного порядка направления на медицинское освидетельствование.

При таких обстоятельствах судья констатирует, что при рассмотрении дел данной категории одним из обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию в установленном порядке, является факт соблюдения процедуры освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и соответствие составленного по его результатам акта приведенным правовым нормам.

Согласно протоколу <...> об отстранении от управления транспортным средством и протоколу <...> о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, основанием полагать, что водитель Яковлев находится в состоянии опьянения, послужило наличие выявленных у него таких признаков опьянения, как запах алкоголя изо рта, нарушение речи.

Из содержания протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения следует, что основанием для направления Яковлева на названное освидетельствование послужил отказ последнего от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Исходя из взаимосвязанных положений ст. 25.7 и 27.1 КоАП РФ, присутствие понятых или применение видеозаписи обязательно при применении таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, при этом присутствием понятых или применением видеозаписи фиксируется совершение процессуальных действий, их содержание и результаты.

Вместе с тем, из письменных объяснений понятых и объяснений Яковлева, указанных в протоколе об административном правонарушении, а также рапорта инспектора ДПС, составившего вышеуказанные протоколы, не следует, что сотрудниками ДПС водителю Яковлеву предлагалось предварительно пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, и что он отказался от прохождения такого освидетельствования.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении уполномоченным должностным лицом установленного порядка проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и, соответственно, порядка направления на медицинское освидетельствование.

В этой связи признание Яковлевым своей вины в совершении административного правонарушения правового значения для дела не имеет, поскольку, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, не допускается.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах судья констатирует, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении Яковлева Олега Владимировича по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

    Заместитель председателя суда     Е.А. Подольский

5-1404/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Ответчики
Яковлев Олег Владимирович
Суд
Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд (Ростовская область)
Судья
Подольский Егор Александрович
Статьи

ст.12.26 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
gvs--ros.sudrf.ru
05.10.2023Передача дела судье
21.11.2023Подготовка дела к рассмотрению
24.11.2023Рассмотрение дела по существу
24.11.2023Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
24.11.2023Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
05.12.2023Вступление постановления (определения) в законную силу
01.04.2024Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее