Дело №
59RS0№-44
Р Е Ш Е Н И Е
<адрес> 22 марта 2023 года
Судья Свердловского районного суда <адрес> Анищенко Т.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО7
с участием заявителя ФИО5,
защитника ФИО8,
законного представителя несовершеннолетних ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО5 на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ФИО5 по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО5 обратился в суд с жалобой, просит его отменить, производство по делу прекратить, поскольку по факту его опьянения отсутствуют какие-либо медицинские данные, медицинское освидетельствование или освидетельствование на месте на состояние опьянения. В отношении ФИО5 не составлялся протокол об отказе от прохождения такого освидетельствования. Отсутствуют какие-либо доказательства того, что ФИО5 «систематически устраивает скандалы», «выражается нецензурной бранью». Нет ни аудио, ни видео свидетельств указанных фактов, при этом, дети, не подтверждают указанные обстоятельства. Напротив, скандалит, употребляет алкоголь и сквернословит - мать, ФИО1, которая имея нестабильное психическое состояние, подала иски о расторжении брака, разделе имущества и передаче ей детей. Мнение лица, достигшего возраста, с которого учёт мнения ребёнка обязателен (ст. 57 СК РФ), в данном случае - ФИО3, не учтено. Данные факты он опровергает. И протокол, и принятое постановление от ДД.ММ.ГГГГ основаны на голословных утверждениях заявительницы - ФИО1, а также, подстрекаемой ею, несовершеннолетней дочери- ФИО2, которая собственное мнение полностью подчинила мнению матери. В чем конкретно выразилось противоправное действие заявителя в материалах административного дела не указано. В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, события, вменяемые ФИО5, отсутствовали, вина не была доказана. В связи, с чем начатое в отношении привлекаемого лица производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению на основании положений подпункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Дело рассматривалось без участия заявителя, который просил дело слушаньем отложить и перенести на другой день, ответа на ходатайство заявитель не получил, дело было рассмотрено в связи с чем нарушены его права.
Заявитель и его защитник в судебном заседание доводы жалобы поддержали в полном объеме. ФИО5 дополнил, что ДД.ММ.ГГГГ ему действительно звонила ФИО9 известила о заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ, но никаких прав ему не разъясняла, и своего согласия на рассмотрение дела без его участия он не давал. ДД.ММ.ГГГГ он собирался вернуться в Пермь, но не получилось, поэтому 11.01.2023г. он позвонил ФИО9 и попросил перенести заседание, сказав, что его нет в городе, задержался по работе. Письменное ходатайство об отложении его направить не просили. Однако 13.01.2023г. выяснилось, что дело рассмотрели без него.
Законный представитель несовершеннолетних ФИО1 в суде с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что обстоятельства, установленные постановлением соответствуют действительности. ФИО5 часто приходил домой в нетрезвом виде, употребляет алкоголь при детях, оскорблял ее в присутствии детей. Выражается в присутствии детей нецензурно.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, заслушав лиц, участвующих в деле, потерпевших ФИО2, ФИО3, свидетелей ФИО9, ФИО10, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 2 части 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО11 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, за то, что ненадлежащим образом исполняет обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и малолетнего ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а именно систематически устраивает скандалы, ссоры в присутствии несовершеннолетних детей, злоупотребляет спиртными напитками, так ДД.ММ.ГГГГ, находясь в алкогольном опьянении выражался нецензурной бранью, скандалил, тем самым, оказывая негативное влияние на психо-эмоциональное состояние детей.
Оценив доказательства, имеющиеся в деле и перечисленные в постановлении от 12.01.2023г., комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> пришла к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Однако, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ законным признать нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам ос административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 1 статьи 25.1, части 1 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Из материалов дела следует, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО5 было вынесено в его отсутствие.
В то же время, заявитель в устной форме по телефону обращался с ходатайством об отложении заседания комиссии, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, называя уважительную причину своей неявки, что подтверждается распечаткой телефонных звонков и показаниями свидетеля ФИО9.
В соответствии со статьей 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Ходатайство подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносится в виде определения.
Во всяком случае, пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о процессуальном праве лица, в отношении которого ведется производство по делу (а также его законного представителя), в том числе в целях реализации его конституционного права на защиту, заявлять ходатайства, при этом на должностное лицо, в производстве которого находится дело, возложена обязанность рассмотреть надлежащим образом заявленное ходатайство, и в случае отказа в его удовлетворении вынести решение в форме определения.
В настоящем случае, сведения о рассмотрении ходатайства ФИО5 об отложении, заявленное до рассмотрения дела по существу, и мотивированное определение об отказе в его удовлетворении, в материалах дела, в протоколе рассмотрения дела либо в самом постановлении, отсутствуют.
Из материалов дела следует, что дело было рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, без выполнения требований п.п.4,6 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ.
Данные нарушения процессуальных норм являются грубыми, поскольку не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч. 1, ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, в результате чего его право на защиту было нарушено.
Как видно из разъяснения, содержащегося в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции 19.12.2013г.), в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП Российской Федерации сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Поскольку КоАП Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Однако в материалах отсутствуют сведения об извещении на рассмотрение дела об административном правонарушении 12.01.2023г. потерпевших, по крайней мере, ФИО2, 2007г.р., и их законного представителя – матери ФИО1, в нарушение требований ч.3 ст. 25.2, 25.3 КоАП Российской Федерации, тем самым были нарушены права потерпевших и их законного представителя на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Каких-либо доказательств надлежащего извещения указанных лиц на – 12.01.2023г., в соответствие с требованиями ст.25.15 КоАП Российской Федерации, в материалах дела не имеется.
Кроме того, заслуживают внимания доводы заявителя жалобы о том, что потерпевший ФИО12 Е.А. не был вообще опрошен до рассмотрения дела по существу, его письменные объяснения в материалах дела отсуствовали.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении возникли 19.11.2022г., соответственно срок привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек.
При таких обстоятельствах постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценка другим доводам жалобы, при прекращении производства по делу по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, исходя из положений ст. 4.5, п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, дана быть не может.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
Р Е Ш И Л:
постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ФИО5 по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес>.
Судья: Т.В. Анищенко