Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-79/2023 от 25.01.2023

Дело

59RS0-44

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес>                                                   22 марта 2023 года

Судья Свердловского районного суда <адрес> Анищенко Т.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО7

с участием заявителя ФИО5,

защитника ФИО8,

законного представителя несовершеннолетних ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО5 на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ФИО5 по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО5 обратился в суд с жалобой, просит его отменить, производство по делу прекратить, поскольку по факту его опьянения отсутствуют какие-либо медицинские данные, медицинское освидетельствование или освидетельствование на месте на состояние опьянения. В отношении ФИО5 не составлялся протокол об отказе от прохождения такого освидетельствования. Отсутствуют какие-либо доказательства того, что ФИО5 «систематически устраивает скандалы», «выражается нецензурной бранью». Нет ни аудио, ни видео свидетельств указанных фактов, при этом, дети, не подтверждают указанные обстоятельства. Напротив, скандалит, употребляет алкоголь и сквернословит - мать, ФИО1, которая имея нестабильное психическое состояние, подала иски о расторжении брака, разделе имущества и передаче ей детей. Мнение лица, достигшего возраста, с которого учёт мнения ребёнка обязателен (ст. 57 СК РФ), в данном случае - ФИО3, не учтено. Данные факты он опровергает. И протокол, и принятое постановление от ДД.ММ.ГГГГ основаны на голословных утверждениях заявительницы - ФИО1, а также, подстрекаемой ею, несовершеннолетней дочери- ФИО2, которая собственное мнение полностью подчинила мнению матери. В чем конкретно выразилось противоправное действие заявителя в материалах административного дела не указано. В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, события, вменяемые ФИО5, отсутствовали, вина не была доказана. В связи, с чем начатое в отношении привлекаемого лица производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению на основании положений подпункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Дело рассматривалось без участия заявителя, который просил дело слушаньем отложить и перенести на другой день, ответа на ходатайство заявитель не получил, дело было рассмотрено в связи с чем нарушены его права.

Заявитель и его защитник в судебном заседание доводы жалобы поддержали в полном объеме. ФИО5 дополнил, что ДД.ММ.ГГГГ ему действительно звонила ФИО9 известила о заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ, но никаких прав ему не разъясняла, и своего согласия на рассмотрение дела без его участия он не давал. ДД.ММ.ГГГГ он собирался вернуться в Пермь, но не получилось, поэтому 11.01.2023г. он позвонил ФИО9 и попросил перенести заседание, сказав, что его нет в городе, задержался по работе. Письменное ходатайство об отложении его направить не просили. Однако 13.01.2023г. выяснилось, что дело рассмотрели без него.

Законный представитель несовершеннолетних ФИО1 в суде с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что обстоятельства, установленные постановлением соответствуют действительности. ФИО5 часто приходил домой в нетрезвом виде, употребляет алкоголь при детях, оскорблял ее в присутствии детей. Выражается в присутствии детей нецензурно.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен.

Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, заслушав лиц, участвующих в деле, потерпевших ФИО2, ФИО3, свидетелей ФИО9, ФИО10, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 2 части 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО11 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, за то, что ненадлежащим образом исполняет обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и малолетнего ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а именно систематически устраивает скандалы, ссоры в присутствии несовершеннолетних детей, злоупотребляет спиртными напитками, так ДД.ММ.ГГГГ, находясь в алкогольном опьянении выражался нецензурной бранью, скандалил, тем самым, оказывая негативное влияние на психо-эмоциональное состояние детей.

Оценив доказательства, имеющиеся в деле и перечисленные в постановлении от 12.01.2023г., комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> пришла к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Однако, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ законным признать нельзя.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам ос административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 1 статьи 25.1, части 1 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Из материалов дела следует, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО5 было вынесено в его отсутствие.

В то же время, заявитель в устной форме по телефону обращался с ходатайством об отложении заседания комиссии, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, называя уважительную причину своей неявки, что подтверждается распечаткой телефонных звонков и показаниями свидетеля ФИО9.

В соответствии со статьей 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

Ходатайство подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносится в виде определения.

Во всяком случае, пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о процессуальном праве лица, в отношении которого ведется производство по делу (а также его законного представителя), в том числе в целях реализации его конституционного права на защиту, заявлять ходатайства, при этом на должностное лицо, в производстве которого находится дело, возложена обязанность рассмотреть надлежащим образом заявленное ходатайство, и в случае отказа в его удовлетворении вынести решение в форме определения.

В настоящем случае, сведения о рассмотрении ходатайства ФИО5 об отложении, заявленное до рассмотрения дела по существу, и мотивированное определение об отказе в его удовлетворении, в материалах дела, в протоколе рассмотрения дела либо в самом постановлении, отсутствуют.

Из материалов дела следует, что дело было рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, без выполнения требований п.п.4,6 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ.

Данные нарушения процессуальных норм являются грубыми, поскольку не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч. 1, ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, в результате чего его право на защиту было нарушено.

Как видно из разъяснения, содержащегося в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции 19.12.2013г.), в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП Российской Федерации сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Поскольку КоАП Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Однако в материалах отсутствуют сведения об извещении на рассмотрение дела об административном правонарушении 12.01.2023г. потерпевших, по крайней мере, ФИО2, 2007г.р., и их законного представителя – матери ФИО1, в нарушение требований ч.3 ст. 25.2, 25.3 КоАП Российской Федерации, тем самым были нарушены права потерпевших и их законного представителя на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Каких-либо доказательств надлежащего извещения указанных лиц на – 12.01.2023г., в соответствие с требованиями ст.25.15 КоАП Российской Федерации, в материалах дела не имеется.

Кроме того, заслуживают внимания доводы заявителя жалобы о том, что потерпевший ФИО12 Е.А. не был вообще опрошен до рассмотрения дела по существу, его письменные объяснения в материалах дела отсуствовали.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении возникли 19.11.2022г., соответственно срок привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек.

При таких обстоятельствах постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Оценка другим доводам жалобы, при прекращении производства по делу по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, исходя из положений ст. 4.5, п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, дана быть не может.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л:

постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ФИО5 по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес>.

Судья:                                    Т.В. Анищенко

12-79/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Загородский Андрей Вячеславович
Другие
Загородская Екатерина Валерьевна
Павлов Александр Владимирович
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Анищенко Татьяна Викторовна
Статьи

ст.5.35 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
25.01.2023Материалы переданы в производство судье
26.01.2023Истребованы материалы
01.02.2023Поступили истребованные материалы
28.02.2023Судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.04.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2023Вступило в законную силу
17.04.2023Дело оформлено
20.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее