Дело № 2-228/2024
УИД 26RS0028-01-2024-000259-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Светлоград 28 февраля 2024 года
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ромась О.В.,
при секретаре Погосовой Е.И.,
с участием прокурора Петровского района Ставропольского края Куц С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петровского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Савченко С.Н. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петровского района Ставропольского края обратился в суд в интересах Российской Федерации и защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц неопределенного круга лиц, с исковым заявлением к Савченко С.Н., в котором просит суд возложить на Савченко С.Н., *** года рождения, обязанность пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Свои требования мотивирует тем, что проведенной прокуратурой Петровского района проверкой установлено, что Савченко С.Н. осужден приговором Петровского районного суда от *** по ч. 3 ст. 264 УК РФ, постановлением Кочубеевского районного суда от *** освобожден от отбывания наказания в виде лишения свободы условно – досрочно на неотбытый срок 5 месяцев 16 дней.
Савченко С.Н. с момента освобождения по настоящее время флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (лёгких) не проходил. Следовательно, не соблюдает возложенную на него законом обязанность по прохождению два раза в год профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулёза.
Указанные обстоятельства подтверждаются информациями, поступившими в прокуратуру района из ГБУЗ СК «... больница».
Уклонение Савченко С.Н. от прохождения медицинского обследования влечёт за собой не только риск заболевания туберкулёзом, но также его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, а, следовательно, создаёт угрозу жизни и здоровью других граждан.
В судебном заседании прокурор Петровского района Ставропольского края Куц С.А. поддержал исковое заявление и просил удовлетворить его в полном объеме.
Ответчик Савченко С.Н. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом – повесткой, направленной по месту его регистрации – ..., предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия.
С согласия истца суд полагает возможным рассмотреть дело, в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав прокурора Петровского района Ставропольского края Куц С.А., учитывая отсутствие возражений ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Аналогичные положения закреплены в ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ, охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Как закреплено в ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ, основными принципами охраны здоровья среди прочих являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (п. 1), приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (п. 8).
В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 323-ФЗ, граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья (ч. 1); граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний (ч. 2).
Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 77-ФЗ) устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулёза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ст. 8 Федерального закона № 77-ФЗ лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулёза, а также лица с подозрением на туберкулёз по назначению врача проходят медицинское обследование в целях выявления туберкулёза (ч. 2); в целях выявления туберкулёза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4).
Приказом Минздрава России от 21.03.2017 № 124н утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулёза (далее – Порядок).
Как установлено в п. «г» ч. 8 указанного Порядка, профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулёза, с применением методов обследования в зависимости от возраста: взрослые - флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (лёгких).
Согласно Приложению к Порядку сроки проведения профилактического осмотра лиц, освобожденных из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей - в течение первых 2 лет после освобождения.
Судом установлено, что Савченко С.Н. осужден приговором Петровского районного суда от *** по ч. 3 ст. 264 УК РФ, постановлением Кочубеевского районного суда от *** освобожден от отбывания наказания в виде лишения свободы условно – досрочно на неотбытый срок 5 месяцев 16 дней.
Савченко С.Н. с момента освобождения по настоящее время флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (лёгких) не проходил. Следовательно, не соблюдает возложенную на него законом обязанность по прохождению два раза в год профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулёза.
Указанные обстоятельства подтверждаются информациями, поступившими в прокуратуру района из ГБУЗ СК «... больница».
С учетом установленных фактических обстоятельств, суд считает, что уклонение Савченко С.Н. от прохождения медицинского обследования влечёт за собой не только риск заболевания туберкулёзом, но также его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, а, следовательно, создаёт угрозу жизни и здоровью других граждан.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора Петровского района в защиту Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Савченко С.Н. - подлежит удовлетворению, как законное, обоснованное и нашедшее свое подтверждение в суде.
В соответствии с о ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход Петровского муниципального округа государственную пошлину в размере 300 руб., так как истец от ее уплаты освобожден на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ --- ---, ░░░░░ *** ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. ░ 28.02.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░