Дело № 7-832/2022 Судья: Корнилова И.А.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 18 августа 2022 года
Судья Челябинского областного суда Малкова С.В., при секретаре Воронцовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу и.о директора ООО «Шлаксервис» Самолетова А.А. на постановление государственного инспектора РФ, <данные изъяты> ФИО7 № 191-2022 от 12 апреля 2022 года, решение судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 17 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Шлаксервис»,
установил:
постановлением <данные изъяты> ФИО8 № 191-2022 от 12 апреля 2022 года ООО «Шлаксервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 17 июня 2022 года вышеуказанное постановление должностного лица от 12 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, и.о. директора ООО «Шлаксервис» Самолетов А.А. просит отменить принятые акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что Общество до 28 октября 2021 года являлось предприятием III категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, соответственно обязанности по разработке ПНООЛР или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган не имелось.
Прокурор ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, показала, что с 28 октября 2021 года по 16 февраля 2022 года ООО «Шлаксервис» не обеспечило исполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Представители ООО «Шлаксервис», административного органа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела суду не направили. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав прокурора ФИО10 прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 данного Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В соответствии со статьей 18 Закона N 89-ФЗ, пунктом 3 статьи 22 Закона N 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 этого Закона.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Такой Порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50 (действовал на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утратил силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1496).
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. В силу приведенных норм проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны до образования отходов.
Из материалов дела следует, что Магнитогорской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды в отношении ООО «Шлаксервис».
Установлено, что ООО «Шлаксервис» осуществляет деятельность по переработке металлургических шлаков, производство шлакообразующих смесей, ремонт футеровки и ходовой части миксерных чугуновозов.
28 октября 2021 года промышленной площадке присвоена II категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (объекты, оказывающие умеренные негативное воздействие на окружающую среду).
11 ноября 2021 года ООО «Шлаксервис» заключен договор с ООО «Южно-Уральское проектно-консалтинговое бюро» на выполнение работ по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта II категории НВОС. По состоянию на 16 февраля 2022 года проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не утвержден.
По результатам проверки сделан вывод о том, что ООО «Шлаксервис» при осуществлении деятельности с 01 января 2021 года по 16 февраля 2022 года не обеспечено исполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Изложенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: актом проверки от 28 февраля 2022 года, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 февраля 2022 года, проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (не утвержденным) и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебная инстанция сочли, что ООО «Шлаксервис» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ООО «Шлаксервис» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, которые, в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны быть истолкованы в пользу ООО «Шлаксервис» вопреки суждениям подателя жалобы, не усматривается.
Доводы жалобы об отсутствии обязанности по разработки проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению, поскольку Общество до 28 октября 2021 года являлось предприятием III категории объекта негативного воздействия на окружающую среду являлись предметом исследования и проверки должностного лица и судьи районного суда, обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в оспариваемых решениях.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом административного органа и судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Следует также отметить, что положения части 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ нарушение которых вменяется в вину ООО «Шлаксервис», не содержат каких-либо предписаний, освобождающих в данном случае ООО «Шлаксервис» от обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на период с 28 октября 2021 года по 16 февраля 2022 г.
Постановление о привлечении ООО «Шлаксервис» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление <данные изъяты> № 191-2022 от 12 апреля 2022 года, решение судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 17 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Шлаксервис» оставить без изменения, жалобу и.о директора ООО «Шлаксервис» Самолетова А.А. - без удовлетворения.
Судья С.В. Малкова