Дело № 12-2/2024 КОПИЯ
59MS0079-01-2023-003997-92
РЕШЕНИЕ
19 января 2024 года г. Чайковский
Судья Чайковского городского суда Пермского края Драчева О.В., рассмотрев жалобу Телегина Р.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Чайковского судебного района Пермского края от 9 ноября 2023 года по делу № 5-691/2023 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ФИО7 Телегин Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
по постановлению мирового судьи судебного участка № 4 Чайковского судебного района Пермского края от 9 ноября 2023 года Телегин Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Телегин Р.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что при вынесении постановления не учтено, что требование о предоставлении документов (информации) должно содержать сведения о том, в рамках каких мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) по конкретной сделке, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки также содержать идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется информация. При этом приводит позицию ФНС России применительно к п. 2 ст. 93.1 НК РФ, согласно которой нельзя допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налогового контроля. Также со стороны налогового органа необходимо обеспечивать соблюдение прав и законных интересов налогоплательщиков путем предотвращения случаев необоснованного возложения на них обязанностей по предоставлению документов (информации). Указывает, что он, полагая, что требование налогового органа может явиться основанием для нарушения прав юридического лица, в предусмотренный законом срок направил ответ с просьбой дать пояснения относительно требования, тем самым не отказывался от предоставления документов, а действовал добросовестно, в соответствии с п. 5 ст. 93.1 НК РФ, уведомив налоговый орган, что в предусмотренный законом срок, без дополнительных пояснений, запрошенные документы не могут быть предоставлены. Полагает, что он необоснованно привлечен к административной ответственности, поскольку в его действиях отсутствует вина и за рассматриваемое административное правонарушение уже было привлечено к ответственности ФИО7.
В судебное заседание заявитель Телегин Р.А., защитник Телегин В.А. и государственный налоговый инспектор Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес> ФИО3, являясь надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Проверив на основании имеющихся материалов дела законность и обоснованность вынесенного постановления, судья приходит к следующему.
Положениями пп. 6 п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом Российской Федерации документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации законными представителями налогоплательщика – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Согласно абз. 2, 3 п. 4 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, если порядок их передачи прямо не предусмотрен названным Кодексом. Лицам, на которых названным Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
В соответствии с п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Согласно п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 данной статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу абз. 2 п. 5 ст.93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в настоящем пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Факт того, что Телегин Р.А., являясь директором ФИО7, расположенного по адресу: <адрес>, в нарушение п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не исполнил требование налогового органа о предоставлении документов и информации относительно конкретной сделки с ФИО11 в течение десяти дней со дня его получения 16 марта 2023 года, с установленным сроком предоставления не позднее 30 марта 2023 года, тем самым совершил 31 марта 2023 года административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается достаточной совокупностью имеющихся в деле доказательств, а именно:
протоколом об административном правонарушении от 22 августа 2023 года №, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором зафиксирован факт совершенного Телегиным Р.А. нарушения п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 3-4);
выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - ФИО7 юридический адрес: <адрес>, является директор Телегин Р.А. (л.д. 6);
поручением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> № от 3 марта 2023 года об истребовании Межрайонной инспекцией ФНС № по <адрес> у ФИО7 в отношении контрагента ФИО11 в связи с проведением мероприятий вне рамок налоговых проверок в отношении конкретной сделки в соответствии с ч. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации следующих документов (информации):
счета-фактуры № от 21 ноября 2022 года, полученные от контрагента ФИО11 ИНН № в 4 квартале 2022года; товарные накладные, документы, подтверждающие отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по вышеуказанным счетам-фактурам: товарные накладные; акты выполненных работ; акты приема-передачи; акты оказанных услуг; отчеты агентов (комитента); товарно-транспортные накладные, документы, подтверждающие транспортировку товаров по вышеуказанным счетам-фактурам: ТТН; путевые листы; пропуска на территории погрузки и разгрузки; договор (контракт, соглашение), на основании которого получены вышеуказанные счета-фактуры; платежное поручение, иные документы, подтверждающие оплату по вышеуказанным счетам-фактурам; акт сверки расчетов с поставщиками (покупателями) по состоянию на 1 октября 2022 года, на 3 декабря 2022 года; оборотно-сальдовая ведомость по счетам 10, 41, 60, 62, 76, 90 в разрезе контрагента, за 4 квартал 2022года; информации о том, кто вел переговоры по заключению договора со стороны ФИО7 и контрагента; кто является производителем товаров (материалов, продукции), приобретенных у данного поставщика; для каких целей приобретены товары (материалы, продукция); в случае их дальнейшей реализации пояснить, кому реализовали с реквизитами предприятия (наименование, ИНН, адрес); в случае оказания работ, услуг, сообщить ФИО работников, выполнявших работы, услуги с указанием видов и стоимости, на каком объекте; сообщить, каким образом осуществлялась доставка, разгрузка товара, материала, продукции от поставщика до покупателя, с указанием транспортных средств (ФИО собственника, марка ТС, паспорт, гос. номер, ФИО водителя); если для выполнения договорных обязательств привлекались третьи лица, представить документы, подтверждающие взаимоотношения (наименование и ИНН организации, ФИО работников, выполнявших работы (оказывавших услуги), информацию о заключенных трудовых договорах или договорах гражданско-правового характера этих работников с работодателями, платежные документы, счета-фактуры, первичные документы, акты и т.д.) (л.д. 16);
требованием Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес> № от 9 марта 2023 года в соответствии с п. 2, абз. 2 п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации о предоставлении ФИО7 приведенных выше документов (информации), касающихся деятельности контрагента ФИО11 в связи с проведением мероприятий вне рамок налоговых проверок в отношении конкретной сделки, направленным в адрес ФИО7 с приложением поручения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> от 3 марта 2023 года. Срок предоставления документов (информации) 30 марта 2023 года (14-15);
квитанцией о приеме электронного документа, в соответствии с которой требование о предоставлении документов (информации), поручение об истребовании документов (информации) получено ФИО7 16 марта 2023 года (л.д. 13);
актом № от 18 апреля 2023 года об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях, вступившим в законную силу, в соответствии с которым ФИО7 привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное несообщение сведений назначен штраф в сумме 2 500 рублей (л.д. 10-12);
уведомлением № от 30 июня 2023 года Телегина Р.А. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по факту непредставления в установленный срок документов по требованию налогового органа и вызове на составление протокола об административном правонарушении 22 августа 2023 года (л.д. 9);
почтовым уведомлением о получении 22 июля 2023 года Телегиным Р.А. получения уведомления № от 30 июня 2023 года (л.д. 8).
Перечисленные по делу доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержат обстоятельства, относящиеся к рассматриваемому делу, соответствуют друг другу и фактическим обстоятельствам дела, оснований не доверять им не имеется.
Данных, опровергающих или ставящих указанные доказательства под сомнение, не представлено, поэтому полученные доказательства мировой судья обоснованно признал относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принял их в качестве доказательств, в постановлении по делу об административном правонарушении им дана надлежащая оценка в соответствии с правилами ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам которой мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, по поручению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> № от 3 марта 2023 года в соответствии с имеющимися у нее полномочиями, на основании п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес> поручено истребовать у ФИО7 документы (информацию) в связи с проведением мероприятий вне рамок налоговых проверок относительно конкретной сделки с ФИО11.
Поскольку правовых оснований для неисполнения направленного поручения Межрайонной инспекцией ФНС № по <адрес> не имелось, в соответствии с п. 2 абз. 2 п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ФИО7 направлено требование № от 9 марта 2023 года о предоставлении в срок не позднее 30 марта 2023 года перечисленных выше документов (информации), касающихся конкретной сделки между ФИО7 и ФИО11 с приложением поручения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> от 22 ноября 2022 года.
Указанное требование получено адресатом 16 марта 2023 года, однако в установленный абз. 2 п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и требованием срок, то есть до 30 марта 2023 года и в последующем директором ФИО7 Телегиным Р.А. не предоставлены в налоговый орган запрошенные по требованию № документы (информация), что обоснованно послужило основанием для составления должностным лицом налогового органа протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ФИО7 Телегина Р.А.
ФИО7 в лице директора направило в Межрайонную инспекцию ФНС № по <адрес> пояснения о том, что применение п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации, является заведомым превышением полномочий, ссылаясь на отсутствие в требовании указания, в рамках какой именно проверки, декларации и сделки требуется представить документы, и отсутствие правовых оснований для предоставления информации просило уточнить требование по причине правовой неопределенности (л.д. 38).
Вместе с тем, данное пояснение не может быть признано надлежащим исполнением требования и не является уведомлением о том, что ФИО7 не располагает истребуемыми документами (информацией). Отсутствуют данные и о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках, в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены.
Вопреки доводам жалобы, требование направлено налоговым органом с учетом его целей и задач в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями, в нем истребованы документы (информация), необходимые для получения сведений по конкретной сделке, которые относятся именно к указанной сделке, а не ко всей деятельности налогоплательщика, не к ее части и какому-либо периоду, и которые налоговый орган вправе истребовать у участника указанной сделки в соответствии с п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Форма требования о представлении документов соответствует утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 7 ноября 2018 года N ММВ-7-2/628@, содержит наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в истребовании документов, а именно указано «вне рамок налоговых проверок», необходимую информацию, позволяющую идентифицировать сделку, контрагента, а также запрашиваемые документы и сведения, содержит правовые основания для истребования указанных документов (информации). К требованию приложено поручение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> № от 3 марта 2023 года.
При этом следует отметить, что положения ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают обязанности указания реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении. При истребовании документов инспекция в силу объективных причин может не располагать сведениями о реквизитах документов и всей необходимой информацией. Именно в целях получения этих документов (информации) налоговым органом и направляется требование. При этом нормы законодательства о налогах и сборах также не содержат запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам. Налоговый орган не обязан сообщать контрагенту соответствующего лица, документы (информация) о сделках которого запрошена, причины, по которым он посчитал необходимым направить требование, кроме того, налоговый орган, руководствуясь положениями ст. 102 данного Кодекса не всегда вправе раскрывать обстоятельства, на основании установления которых он истребует соответствующие документы (информацию), поскольку они составляют налоговую тайну. Данная позиция основана на судебной практике и нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 26 октября 2017 года N 302-КГ17-15714.
При таких обстоятельствах мировым судьей по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении деяние директора ФИО7 Телегина Р.А., допустившего 31 марта 2023 года непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в инспекцию оформленных в установленном порядке документов (информации), необходимых для проведения мероприятий вне рамок налоговых проверок относительно конкретной сделки с ФИО11, правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Телегина Р.А. о том, что привлечению к административной ответственности он не подлежит, так как за данное правонарушение, к ответственности уже было привлечено юридическое лицо ФИО7 не состоятелен, поскольку согласно п. 4 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации привлечение ФИО7 к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Данных о привлечении ФИО7 к административной ответственности за указанное административное правонарушение не имеется, вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического, так и должностных лиц.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В рассматриваемом случае на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Телегина Р.А. к административной ответственности, он, в соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлся субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку являлся директором ФИО7, согласно внесенной в ЕГРЮЛ записи 26 сентября 2022 года, в силу требований закона несущим соответствующие его статусу обязанности, в том числе по предоставлению вышеуказанных сведений в налоговый орган, то есть совершил указанное административное правонарушение в связи с ненадлежащим выполнением функций руководителя данной организации, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями.
Иные доводы жалобы на вывод о виновности Телегина Р.А. в совершении указанного правонарушения не влияют. При рассмотрении дела мировым судьей принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений в виновности Телегина Р.А. в совершении административного правонарушения не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения Телегина Р.А. к административной ответственности соблюдены.
Наказание в виде административного штрафа назначено Телегину Р.А. с учетом общих правил назначения наказания, предусмотренных ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соответствует целям наказания, которыми являются предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера правонарушения и конкретных обстоятельств его совершения не имеется.
При таких обстоятельствах судья находит оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку вынесено оно с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности и при наличии законных оснований, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену или изменение принятого по делу постановления, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 Чайковского судебного района Пермского края от 9 ноября 2023 года по делу № 5-691/2023 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Телегина Р.А. оставить без изменения, жалобу Телегина Р.А. - без удовлетворения.
Постановление мирового судьи и настоящее решение вступают в законную силу немедленно, но могут быть обжалованы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись О.В. Драчева
|
Решение вступило в законную силу Подлинный документ подшит в деле № 5-691/2023 УИД 59MS0079-01-2023-003997-92 Дело находится в производстве Мирового судьи судебного участка № 4 Чайковского судебного района Пермского края. |