Дело № 12-354/2022
Р Е Ш Е Н И Е
гор. Выборг 19 декабря 2023 года
Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева Марина Владимировна,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, должностного лица – директора государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусова В.А. и его защитника по доверенности Колычева А.С.,
представителя Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области по доверенности Илыка П.В.,
рассмотрев жалобу Белоусова В.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 21 Выборгского района Ленинградской области Косарева В.С. от 14.08.2023 по делу № 3-210/23-21 об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Белоусова Валентина Александровича,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 21 Выборгского района Ленинградской области Косарева В.С. от 14.08.2023 по делу № 3-210/23-21 об административном правонарушении Белоусов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде дисквалификации сроком на 2 года.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Белоусов В.А. подал жалобу, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить вследствие нарушения права на защиту, поскольку до судебного заседания мировому судье были направлены ходатайства об отложении в связи с невозможностью присутствия на суде защитников по болезни и нахождением в отпуске, а также нахождением на больничном самого Белоусова В.А. Однако мировой судьи рассмотрел дело по существу, при наличии возможности отложить судебное заседание в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Белоусов В.А. и его защитник по доверенности Колычев А.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержали.
В судебном заседании представитель Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области по доверенности Илык П.В. просил отказать в удовлетворении жалобы, полагая постановление законным и обоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу ч. 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 20 настоящей статьи, влечет дисквалификацию сроком на два года
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением Комитета от 13.01.2021 № 3 в отношении ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» проведена плановая выездная проверка на тему: «Проверка использования субсидий областного бюджета Ленинградской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и иные цели и их отражения в бухгалтерском учете и отчетности» за период с 01.10.2015 по 30.09.2019.
По итогам проведенной проверки в адрес ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» направлено представление от 22.04.2021 № 8.
Согласно представлению ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей- заповедник» в срок до 01.11.2021 года надлежало:
Устранить нарушения, допущенные в рамках использования субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания:
Обеспечить возврат в областной бюджет Ленинградской области остатка субсидии в объеме, соответствующем недостигнутым показателям доведенного государственного задания, в общей сумме <данные изъяты> рублей (в том числе в 2016 году - <данные изъяты> рублей, в 2017 году - <данные изъяты> рублей, в 2018 году - <данные изъяты> рублей);
Соблюдать предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии обязательства по использованию субсидий областного бюджета Ленинградской области, своевременно вносить предложения об изменении условий выполнения работ (услуг).
Устранить нарушения, допущенные в рамках использования субсидий на иные цели:
Возместить в областной бюджет Ленинградской области ущерб в общей сумме 1 001 538,00 рублей, причиненный в результате:
приемки по акту (ф. КС-2) от Дата № № и оплате по справке (ф. КС-3) от Дата работы (ее результатов), не соответствующей условиям контракта от Дата № №, в связи с приемкой фактически не выполненных работ на сумму <данные изъяты> рублей,
приемки по акту (ф. КС-2) от Дата № № и оплате по справке (ф. КС-3) от Дата работы (ее результатов), не соответствующей условиям контракта от Дата № № в связи с приемкой фактически не выполненных работ на сумму <данные изъяты> рублей.
Возместить в областной бюджет Ленинградской области неподтвержденные расходы в общей сумме <данные изъяты> рублей, допущенные в результате:
приемки по актам (ф. КС-2) от Дата № №, № № и оплате по справке (ф. КС-3) от Дата работы (ее результатов), не соответствующей условиям контракта от Дата № №, в связи с приемкой работ, фактическое исполнение которых не подтверждено исполнительной документацией (прочими документами) на сумму <данные изъяты> рублей,
приемки по актам (ф. КС-2) от Дата № №, № №, № № и оплате по справке (ф. КС-3) от Дата работы (ее результатов), не соответствующей условиям контракта от Дата № №, в связи с приемкой работ, фактическое исполнение которых не подтверждено исполнительной документацией (прочими документами) на сумму <данные изъяты> рублей.
Соблюдать в строгом соответствии с требованиями законодательства в сфере закупок обусловленные договорами обязательства, осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения претензионной работы за нарушение обязательств по договору.
Усилить контроль за обоснованностью образования остатков субсидий на иные цели в соответствии с фактической потребностью, финансово-экономически обоснованной, подтвержденной расчетами и документами, согласно требованиям Порядка от 14.11.2014 № 522, за обеспечением условий для использования заявленных в финансовом году средств.
Письменно сообщить в Контрольный комитет Губернатора Ленинградской области о результатах рассмотрения представления и принятых мерах с приложением копий документов, подтверждающих исполнение представления, в срок до 01 ноября 2021 года.
Законность требований представления от 22.04.2021 № 8 должностным лицом не обжаловалась.
В установленный в представлении №8 от 22.04.2021 срок нарушения не были устранены.
За неисполнение представления от 22.04.2021 № 8 Белоусов В.А. был привлечен к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, штраф им оплачен.
В связи с неустранением нарушений, указанных в представлении от 22.04.2021 № 8, в адрес ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» было направлено предписание № 1 от 21.03.2022, которое подлежало исполнению в срок до 20.09.2022.
Денежные средства, указанные в предписании № 1 от 21.03.2022 в размере <данные изъяты> (с учетом возмещенных <данные изъяты> руб.) учреждение в бюджет не возвратило, то есть предписание в срок не было исполнено.
В связи с чем в отношении Белоусова В.А. был составлен протокол об административном правонарушении и его действия были квалифицированы по ч. 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 21 Выборгского района Ленинградской области Косарева В.С. от 14.08.2023 по делу № 3-210/23-21 об административном правонарушении должностное лицо Белоусов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде дисквалификации сроком на 2 года.
Вместе с тем вынесенное постановление нельзя признать законным ввиду следующего.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лиц, участвующих в деле.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Как следует из материалов дела, от Белоусова В.А. мировому судье 13.09.2023 поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением на больничном листе как самого Белоусова В.А., так и его представителя Романенко Д.И., а также в связи с нахождением в отпуске представителя Колычева А.С.
Данное ходатайство мировым судьей было отклонено с указанием на возможность отзыва представителя из отпуска, а также в связи с непредставлением подтверждения нахождения представителя Колычева А.С. в отпуске.
Таким образом, привлекаемое к административной ответственности лицо было лишено права на защиту, права на дачу объяснений и представление доказательств, при наличии возможности отложения рассмотрения дела в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (правонарушение совершено 21.09.2022).
Мировым судьей не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи не может быть признано законным и обоснованным и, с учетом требований пункта п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ оно подлежит отмене, а дело – прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Также суд отмечает, что определение об отложении рассмотрения дела с 31.07.2023 на 14.09.2023 вынесено 31.08.2023 года. Судебное заседания 31.08.2023 не проводилось, определение об исправлении описки отсутствует.
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении он составлен в отношении должностного лица – директора государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусова В.А., однако ни вводная, ни резолютивная часть постановления сведений об этом не содержат, там указано на привлечение Белоусова В.А., указание на вынесение постановления в отношении должностного лица содержится лишь в установочной части постановления, что при возможности вынесения резолютивной части постановления в виде отдельного документы, является неверным.
Само постановление мирового судьи не отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, поскольку в нем не приведено исследование доказательств и их оценка, а содержится лишь перечисление принятых судом во внимание документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 21 Выборгского района Ленинградской области Косарева В.С. от 14.08.2023 по делу № 3-210/23-21 об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусова Валентина Александровича отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.В. Прокопьева