Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1611/2022 ~ М-1150/2022 от 24.06.2022

Дело №2-1611/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2022 года                                         город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Казацкого В.В.,

                                    при секретаре Окуневой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балаклавского района города Севастополя к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №25», Департаменту образования и науки города Севастополя, третье лицо: Правительство Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Балаклавского района города Севастополя обратился в суд с иском к ответчикам, третье лицо: Правительство Севастополя, в котором просил обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать расходы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 25» по закупке лингафонного кабинета, а также обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 25» приобрести лингафонный кабинет.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Балаклавского района города Севастополя проведена проверка исполнения государственным бюджетным образовательным учреждением города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 25 имени капитана М.С. Драпушко» (далее - ГБОУ «СОШ № 25») требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование». В ходе проведения проверки установлено, что в ГБОУ «СОШ № 25» лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес ГБОУ «СОШ № 25» внесено представление от 29.04.2022 № 07-01-2022, по результатам рассмотрения которого приняты дополнительные меры, направлены заявки на дополнительное финансирование. Полномочия по финансовому обеспечению приобретения лингафонного кабинета в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования. Вместе с тем, в образовательном учреждении до настоящего времени отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков. Неисполнение выявленных нарушений свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.

В судебном заседании помощник прокурора Балаклавского района города Севастополя Тебехова О.Г. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГБОУ города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №25» в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав, что учебное учреждение имеет один компьютерный класс и по Программе «Цифровой образовательной среды» получило 36 ноутбуков. Данное оборудование используется для реализации учебных программ по различным предметам, в том числе и по иностранным языкам. Обучающиеся выполняли Всероссийские проверочные работы, региональные проверочные работы по иностранным языкам с использованием возможностей компьютерного класса и установленного программного обеспечения на оборудовании ЦОС. На базе учреждения функционирует пункт проведения экзаменов, на базе которого обучающиеся 9 классов сдавали экзамен по иностранному языку с использованием вышеуказанного оборудования. Таким образом, имеющаяся в учреждении материально-техническая база позволяет в полном объеме реализовать ФГОС.

Представитель ответчика Департамента образования и науки города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, в представленном отзыве на иск возражает против удовлетворения требований, указывает на ведение плановой работы по обеспечению подведомственных образовательных учреждений лингафонными кабинетами, отвечающих требованиям ФГОС, направление заявки в адрес Департамента финансов города Севастополя о необходимости выделения дополнительного финансирования на приобретение лингафонных кабинетов в подведомственных образовательных учреждениях, а также на тот факт, что проект бюджета города Севастополя на 2022 год, 2023 год сформирован.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.

В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом вышеизложенных обстоятельств в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Статьей 43 Конституции РФ каждому гарантировано право на образование.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня или профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта «Образование».

Одной из ключевых задач Национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

В частности, федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.

В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

Среди разнообразных технических средств обучения важная роль отводится лингафонным кабинетам – специальным аудиториям, оснащенным звукотехнической и проекционной аппаратурой. Они создают для школьников оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так и родного языка.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Согласно положениям, п. 24 Стандарта организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.

Прокуратурой района в адрес ГБОУ «СОШ № 25» внесено представление от 29.04.2022 № 07-01-2022, по результатам рассмотрения которого приняты дополнительные меры, направлены заявки на дополнительное финансирование.

ГБОУ «СОШ № 25» в письме от 16 мая 2022 года № 384 указывает, что закупка необходимого учебного оборудования осуществляется централизовано Департаментом образования и науки города Севастополя. Приобретение лингафонных кабинетов не осуществлялось. С целью устранения данного нарушения учреждением подготовлен пакет документов на приобретение необходимого оборудования для кабинетов иностранного языка, в том числе лингафонных кабинетов для передачи в Департамент образования и наука города Севастополя с целью включения в план и целевые программы на 2023 год.

Таким образом, из материалов дела достоверно следует и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что в ГБОУ «СОШ № 25» лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют.

В соответствии с п. 24 Стандарта организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.

С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

С учетом изложенного, полномочия по финансовому обеспечению приобретения лингафонного кабинета в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.

В соответствии с п.1 Положения о Департаменте образования и наукиг. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя                  № 828-ПП от 01.09.2016, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки г. Севастополя.

В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств.

С учетом изложенного, выполнение указанных в п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона                  № 273-ФЗ государственных гарантий должно исполняться органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с фактической потребностью образовательного учреждения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на Департамент образования города Севастополя подлежит возложению обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений законодательства в сфере образования в ГБОУ «СОШ № 25», в связи с чем исковые требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению.

В то же время суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в части возложения на Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №25» обязанности приобрести лингафонный кабинет, поскольку суду не представлено доказательств того, что данный ответчик, имея необходимое финансирование, отказывается приобретать лингафонный кабинет.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -

решил:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Департамент образования и науки города Севастополя профинансировать расходы ГБОУ города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №25» по закупке лингафонного кабинета.

В удовлетворении исковых требований в иной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 29 сентября 2022 года.

Судья                                    В.В.Казацкий

2-1611/2022 ~ М-1150/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Балаклавского района города Севастополя
Ответчики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 25"
Департамент образования города Севастополя
Другие
Правительство города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд города Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy--sev.sudrf.ru
24.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2022Передача материалов судье
24.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2022Судебное заседание
22.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее