Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-764/2021 от 05.07.2021

Дело №12-764/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 12 августа 2021 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев жалобу ОАО «Марбиофарм» на постановление -м от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное ст. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – консультантом отдела государственного земельного надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ст. государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – консультанта отдела государственного земельного надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Марбиофарм» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, выразившегося в нарушении п.1.1 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», поскольку не выполнена обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении всех отходов производства и потребления, образующихся на проверяемом объекте «Производственная площадка», код объекта , в процессе осуществления деятельности ОАО «Марбиофарм» на вспомогательных производствах и в процессе ведения административно-хозяйственной деятельности и транспортного обслуживания, а также по направлению такого проекта на утверждение (установление) указанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в уполномоченный орган.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Марбиофарм» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, применить положения ст.2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. В случае, если суд придет к выводу о невозможности применения положений о малозначительности применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, снизить административный штраф до 100000 рублей. В жалобе заявитель ссылается на то, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, административный орган не установил. В то же время правонарушение совершено впервые, по мнению Общества, может быть признано обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица. Правонарушение, предусмотренное ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ, не повлекло вредных последствий, не причинило вреда здоровью людей и окружающей среде и крупный ущерб в результате совершенного правонарушения кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало. Общество просит принять во внимание, что у него имеются значительные кредитные обязательства в связи с модернизацией производства. Так в 2020 г. были заключены кредитные договоры с ПАО «Банк «Санкт-Петебург» на приобретение оборудования в рамках реализации программы модернизации производства. В соответствии с кредитным договором ОАО «Марбиофарм» должно внести денежные средства за июль, август, сентябрь 2021 г. в размере более 45 млн. рублей. Поскольку с 2020 года в РФ введена обязательная маркировка лекарственных препаратов (ФЗ №425-ФЗ от 28.12.2017) для приобретения оборудования по маркировке выпускаемых предприятием лекарственных препаратов потребовалось около 76,8 млн. рублей. У организации такие денежные средства отсутствовали, в связи с этим заключен договор целевого займа с ФГАУ «Российский фонд технологического развития», в соответствии с которым ФГАУ «Российский фонд технологического развития» обязался передать ОАО «Марбиофарм» денежные средства в размере 28 502 000 руб. Выплаты за июль-сентябрь согласно Договору составляют более 7 млн. рублей.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ генеральным директором ОАО «Марбиофарм» является Толмачев М.А., имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Законный представитель юридического лица Толмачев М.А., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явился, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Защитник ОАО «Марбиофарм» Пушкарев С.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) пояснила, что не усматривает оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, данный вопрос был обсужден при вынесении постановления, возможность снижения штрафа оставляет на усмотрение суда.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении , проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, судья приходит к следующему.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст.8.2 ч.7 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей

В соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с п.2 ст.18 указанного закона нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (п.3 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Согласно ст.31.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

В соответствии с п.1.1. ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, до ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , а с ДД.ММ.ГГГГ утвержден Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно Порядку, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 мин. в рамках осуществления плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ОАО «Марбиофарм» на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, на производственной площадке (код объекта ), ; категория объекта -1, выявлено следующее.

Согласно разделу 4 «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» Программы ПЭК, данным учета в области обращения с отходами в результате деятельности общества образуется 1 вид отходов «Отходы обезвреживания медицинских отходов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные» (код ФККО 7 47 843 55 71 5). ОАО «Марбиофарм» представлены документы, подтверждающие отнесение данного отхода к 5 классу опасности. Сведений об образовании, а также об отнесении иных видов отходов к конкретному классу опасности в вышеуказанных документах не содержится и в ходе проверки не представлены.

Одновременно, на предприятии в процессе осуществления фармацевтической деятельности образуются медицинские отходы, на которые не распространяются требования Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

ОАО «Марбиофарм» разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, на основании которых Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл выдан Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 27.12.2018 №О-1006, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ, которым ОАО «Марбиофарм» утвержден норматив образования и лимит на размещение 1 вида отходов производства и потребления, а именно «Отходы обезвреживания медицинских отходов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные» (код ФККО 7 47 843 55 71 5).

Вместе с тем разработанные ОАО «Марбиофарм» нормативы образования отходов производства и лимиты на их размещение, на основании которых Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл выдан Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ №О-1006, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не содержат полного перечня всех отходов, образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности предприятия, в связи с чем нарушены требования статьи 11, статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 1.1. статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и не выполнена обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении всех отходов производства и потребления, образующихся на проверяемом объекте «Производственная площадка», код объекта , в процессе осуществления деятельности ОАО «Марбиофарм» на вспомогательных производствах и в процессе ведения административно-хозяйственной деятельности и транспортного обслуживания, а также направлению такого проекта на утверждение (установление) указанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в уполномоченный орган.

Таким образом, ОАО «Марбиофарм» не выполнена обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении отходов производства и потребления, образующихся на проверяемом объекте «Производственная площадка», код объекта , в процессе осуществления деятельности ОАО «Марбиофарм» на вспомогательных производствах и в процессе ведения административно-хозяйственной деятельности и транспортного обслуживания, а также направлению такого проекта на утверждение (установление) указанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением требований статьи 11, статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 1.1. статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7ст.8.2 КоАП РФ, неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

Следовательно, ОАО «Марбиофарм», являясь юридическим лицом, осуществляющим деятельность на объекте I категории - Производственная площадка (код объекта П), обязано было разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, получить комплексное экологическое разрешение либо направить разработанный проект нормативов образования всех видов отходов и лимитов на их размещение в Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора для получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии со ст.2.10 КоАП РФ ответственность за выявленное нарушение несет юридическое лицо ОАО «Марбиофарм» (ОГРН - 1021200771790; ИНН/КПП - 1215001662/ 121501001).

Судом учтено, что названное юридическое лицо, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, достоверно зная о необходимости соблюдения обязательных требований, установленных природоохранным законодательством Российской Федерации, не приняло всех исчерпывающих мер для их соблюдения.

Таким образом, должностное лицо административного органа обоснованно установило вину Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

Вина ОАО «Марбиофарм» в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ -м; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ -м; программой ПЭК, введенной в действие Приказом по ОАО «Марбиофарм» от ДД.ММ.ГГГГ , данными учета в области обращения с отходами, Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ №О-1006, выданного Управлением Росприроднадзора по <адрес> Эл, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, актом отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ ; протоколами токсичности отхода -Г от ДД.ММ.ГГГГ, Г от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами КХА -Г от ДД.ММ.ГГГГ, 163/04/03-Г от ДД.ММ.ГГГГ, 165/04/03-Г от ДД.ММ.ГГГГ, 166/04/03-Г от ДД.ММ.ГГГГ, 167/04/03-Г от ДД.ММ.ГГГГ; договором от ДД.ММ.ГГГГ , заключенным с ООО «Броксталь» на передачу лома и отходов черных, цветных металлов (металлолом) и товарными накладными за 2020 год; договором поставки лома и отходов черных и цветных металлов от ДД.ММ.ГГГГ -Л, заключенным с ООО «Вторчермет НЛМК Республика» на передачу лома и отходов черных- металлов и приемо­сдаточными актами за 2021 год; справкой о деятельности основных и вспомогательных производств ОАО «Марбиофарм», подписанной главным инженером ОАО «Марбиофарм»; протоколом отбора проб исследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; фотоматериалами, которые являются надлежащими доказательствами.

Изложенное свидетельствует о совершении ОАО «Марбиофарм» административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, что фактически не оспаривается обществом, привлеченным к административной ответственности.

Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины в совершении вменяемого ОАО «Марбиофарм» административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.2 ч.7 КоАП РФ в минимальном размере штрафа.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, допущено не было.

Административным органом при вынесении постановления обсужадлся вопрос о возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ, но оснований для применения малозначительности не установлено, при этом административный орган обосновал в постановлении мотивы принятого решения, с которыми не согласиться оснований у суда не имеется.

При вынесении постановления должностным лицом административного органа рассмотрен вопрос о возможности применения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, но с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения, должностное лицо не нашло оснований для применения положений данной статьи, поскольку исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением, юридическим лицом не представлено.

В процессе рассмотрения жалобы защитником юридического лица доказательства в обоснование доводов жалобы о снижении размера назначенного штрафа также не представлены, ходатайства и заявления от него не поступили. Позиция о наличии значительных кредитных обязательств у предприятия обоснована исключительно в жалобе, документально не подтверждена.

Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 №515-ФЗ). При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П административное наказание должно быть сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины правонарушителя, наступившими последствиями.

Учитывая изложенное выше, обстоятельства административного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, назначенное наказание в минимальном пределе, предусмотренном санкцией ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, отсутствие документально подтвержденных исключительных обстоятельств либо тяжелого финансового положения предприятия, не нахожу оснований для снижения назначенного наказания.

Руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – консультанта отдела государственного земельного надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора -м от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым ОАО «Марбиофарм» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 ч.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу ОАО «Марбиофарм» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья - Т.Н. Касаткина

12-764/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ОАО Марбиофарм
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Касаткина Т.Н.
Статьи

ст.8.2 ч.7 КоАП РФ

Дело на странице суда
yoshkarolinsky--mari.sudrf.ru
05.07.2021Материалы переданы в производство судье
09.07.2021Истребованы материалы
26.07.2021Поступили истребованные материалы
12.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее