Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-28/2024 (2-508/2023;) ~ М-544/2023 от 04.12.2023

№2-28/2024 года

УИД: 05RS0043-01-2023-000874-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Тарумовка                                                                                                      2 февраля 2024 г.

Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Багандова Ш.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Магомедовой Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П.В.А. к А.В.М. об устранении препятствий в пользовании земельного участка и сносе самовольной постройки,

У С Т А Н О В И Л:

    П.В.А. обратился в суд с иском к А.В.М. об обязании ответчика прекратить нарушение его право пользования земельным участком, находящимся по адресу: <адрес> и обязать ответчика снести самовольную постройку в виде коровника, расположенную по адресу: <адрес>, на границе земельного участка: <адрес> и земельного участка: <адрес>.

В обоснование требований указал, что на основании свидетельства о регистрации права собственности он является собственником жилого дома с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>. Собственником соседнего участка, который граничит с ним, является А.В.М. Со стороны соседнего участка А.В.М. возвел коровник. Неоднократно он обращался к ответчику перенести коровник, так как в собственном доме он не может проветрить комнаты, повесить белье и посидеть во дворе.

Неоднократно обращался в ТО Управления Роспотребнадзор по РД в г.Кизляре, в Управление по ЧС, в прокуратуру Тарумовского района Республики Дагестан.

Нарушение со стороны ответчика продолжаются. Прокуратура представила ответ, что архитектором МР «<адрес>» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 15.06.2022г., но меры не приняты. В связи с чем вынужден обратится в суд.

Просит обязать ответчика прекратить нарушение его права пользования земельным участком, находящимся по адресу: <адрес> и обязать ответчика снести самовольную постройку в виде коровника, расположенную по адресу: <адрес> на границе земельного участка: <адрес> и земельного участка: <адрес>.

В суд поступило заявление от П.В.А. об уточнении исковых требований, в соответствии с нормами СанПи, указав, что со стороны соседнего участка в нарушение требований СП 30-102-99 и СНиПа 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» А.В.М. возвёл коровник. Неоднократно обращался к Ответчику с просьбой перенести коровник, так как в собственном доме он не может проветрить комнаты, повесить бельё, элементарно посидеть во дворе.

П.В.А. направлена претензия о несоблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства и их устранении в досудебном порядке, которая осталась без внимания и ответчик продолжает возводить строение на участке в нарушении закона.

В связи с чем целесообразно заявить требования об обязании гражданина А.В.М., ДД.ММ.ГГГГ, обеспечить соблюдение санитарной защитное зоны хозяйства для содержания КРС на расстоянии 50 метров от моего домовладения в соответствии с п.7.1.11 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Ежедневно очищать территорию от навоза.

Соблюдать при содержании животных в черте населённого пункта нормативные ограничения и требования, установленные для предназначения земель в населенном пункте, для проживания граждан.

От основных исковых требований отказывается. Последствия отказа от исковых требований ему понятны.

В судебное заседание истец П.В.А., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился. Об отложении дела не просил.

Представитель истца по доверенности Делафар Д.К., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился. Направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

В судебное заседание ответчик А.В.М. не явился, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Об отложении дела не просил.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по делу, суд считает, что уточненный иск подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Из материалов дела следует, что П.В.А. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственно регистрации права.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ А.В.М., проживающий по адресу: <адрес>, совершил административное правонарушение, выразившиеся в том, что согласно разделу 7.1.11 Сан ПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитной зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов с содержанием животных ( свинарников, коровников, конюшни, зверофермы) до 50 голов относится к 5 классу опасности и ориентировочный размер СЗЗ составляет 50 метров. Таким образом, класс опасности для конкретных объектов не устанавливается, он определен п.7.1.11 СанПин Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, что является нарушением СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 и ст. 63 КоАП РФ.

    В отношении А.В.М. было вынесено предписание Территориальным отделом Управления по РД в г.Кизляре устроить вход и выход загона и прогона КРС и МРС со стороны огорода, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Из письма помощника прокурора Тарумовского района Республики Дагестан следует, что А.В.М. в нарушении требований СП 30-102-99 и СНиПа 2.07.01-89 «Градостроительства Планировки и Застройка городских и сельских поселений» возведено здание (коровник).

ДД.ММ.ГГГГ архитектором МР «<адрес>» Республики Дагестан А.В.М. выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 15.06.2022г., в установленный срок А.В.М. меры к устранению выявленных нарушений не приняты. Нарушения фактически не устранены.

В адрес главы МР «<адрес>» прокуратурой района вынесено представление об устранении выявленных нарушений.

Санитарно-защитная зона (далее СЗЗ) - это территория, отделяющая предприятие, расположенное в населенном месте, от ближайших жилых домов с целью ослабления воздействия на население шума промышленных выбросов и других неблагоприятных факторов. Ориентировочные размеры санитарно-защитных зон регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, (п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Согласно разделу 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, конюшни, зверофермы) до 50 голов относятся к 5 классу опасности и ориентировочный размер СЗЗ составляет 50 метров; хозяйства с содержанием животных до 100 голов относятся к 4-классу опасности и ориентировочный размер СЗЗ составляет 100 метров. Таким образом, класс опасности для конкретных объектов не устанавливается, он определен п. 7.1.11 СанПиН м2.2.1/2.1.1.1200-03.

Установление размеров СЗЗ проводится при наличии проектов обоснования СЗЗ с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемый в составе проекта (п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). СЗЗ устанавливаются для действующих объектов I, II, Ш и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами, что вызывает обоснованные жалобы населения.

На карту сельского поселения санитарно-защитная зона не наносится, она отражается только в проекте. Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Нормы пунктов 1 и 2 статьи 4 и статьи 6 Федерального закона от 07.06.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» развивающие вышеуказанные конституционные положения и основные принципы земельного Законодательства содержат прямое указание на необходимость соблюдение при производстве сельскохозяйственной продукции в населенных пунктах нормативных ограничений и требований, учитывающих особенности правового режима этих земель, их особое предназначение для проживания граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Согласно ст. 10, ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

По факту указанных нарушений в отношении А.В.М. ДД.ММ.ГГГГ составлен административный протокол по ст. 6.3 КоАП РФ и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении соблюдения санитарно-защитной зоны хозяйства для содержания МРС, устроить вход и выход прогона КРС и МРС со стороны огорода.

Согласно нормам ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Соответственно законодателем, в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строго исполнять требования санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.

Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В статье 1 вышеназванного Федерального закона определено понятие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушение норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает угрозу здоровью человека.

Таким образом, судом установлено, что А.В.М. нарушает законные интересы неопределенного круга потребителей, так как не проводятся мероприятия по обеспечению охраны здоровья и благоприятной окружающей среды.

Исследовав и оценив доказательства в своей совокупности, суд приходит к выводу, что непринятие мер к устранению нарушений норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает угрозу здоровью человека и окружающей среде.

На основании изложенного, суд полагает, что уточненные исковые требования П.В.А. к А.В.М. о прекращении нарушений требований санитарного законодательства, Правил содержания сельскохозяйственных животных в населенном пункте, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь

ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Уточненные исковые требования П.В.А. к А.В.М. о прекращении нарушений требований санитарного законодательства, Правил содержания сельскохозяйственных животных в населенном пункте, - удовлетворить.

Обязать А.В.М. обеспечить соблюдение санитарно-защитной зоны хозяйства для содержания КРС на расстоянии 50 метров от домовладения П.В.А. в соответствии с п. 1.5 раздела 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; ежедневно очищать территорию от навоза; соблюдать при содержании животных в черте населенного пункта нормативные ограничения и требования, установленные для предназначения земель в населенном пункте для проживания граждан.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Тарумовский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья

Тарумовского районного суда    РД                                            Ш.М.Багандов

2-28/2024 (2-508/2023;) ~ М-544/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Подосинников Виктор Алексеевич
Ответчики
Амиров Ваха Магомедович
Другие
Делафар Давид Константинович
Суд
Тарумовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Багандов Шамиль Магомедович
Дело на странице суда
tarumovskiy--dag.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
06.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2023Подготовка дела (собеседование)
13.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Судебное заседание
02.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее