Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-75/2022 (2-2134/2021;) ~ М-2030/2021 от 15.09.2021

И

УИД: 76RS0015-01-2021-002773-29

Дело № 2-75/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 февраля 2022 г.

город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,

при секретаре Смирновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимовой Нины Васильевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области "Инфекционная клиническая больница" об установлении факта трудовых отношении и взыскании денежных сумм,

у с т а н о в и л :

Ефимова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области "Инфекционная клиническая больница"об установлении факта трудовых отношений, взыскании денежных сумм. В обоснование исковых требований истец указала, что 01 марта 2020 г. была принята на работу в больницу на должность уборщика служебных помещений с окладом 5 200 рублей в месяц, трудовой договор расторгнут 14 мая 2021 г. по заявлению работника. Истица работала в отделении №2 Больницы. С ведома и по поручению работодателя выполняла работы, не обусловленные трудовым договором, а именно проводила текущую и заключительную дезинфекцию в палатах и боксах отделения, сопровождала пациентов в диагностические кабинеты, доставляла анализы в лабораторию, меняла постельное белье инфекционным больным в вечернее и ночное время, осуществляла уход за больными инфекционного отделения №2, а также выполняла функции санитарки: производила уборку помещений в медицинской организации, получала у сестры-хозяйки и обеспечивала правильное хранение и использование белья, хозяйственного инвентаря, посуды и моющих средств, убирала посуду у больных после каждого приема пищи, по указанию платной медицинской сестры сопровождала больных в лечебно-диагностические кабинеты, сообщала сестре-хозяйке о неисправностях в системе отопления, водоснабжения, канализации и в электроприборах, осуществляла подготовку помещения и ванн, после каждого больного осуществляла санитарно-гигиеническую обработку ванн и мочалок, оказывала помощь больным при приеме гигиенической ванны, при раздевании, одевании. При отсутствии младшей медицинской сестры по уходу за больными получала у сестры-хозяйки нательное и постельное белье и производила его смену, получала готовую пищу на пищеблоке, проверяла ее по весу и счету, расписывалась в раздаточной ведомости, производила подогрев пищи, раздавала больным пищу в горячем виде согласно меню и назначенной диете, утилизировала все средства индивидуальной защиты врачей и медицинских сестер инфекционного отделения, врачей, фельдшеров и водителей скорой медицинской помощи, оказывала помощь медицинским сестрам в осуществлении медицинских процедур, постановке уколов, заборе крови, передачи анализов и лабораторию, занималась стиркой нательной одежды пациентов детского возраста. Начиная с марта 2020 г., сотрудники инфекционного отделения №2 непосредственно работают с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-2019, поэтому истице должны быть произведены выплаты стимулирующего характера, установленные постановлениями Правительства РФ от 02 апреля 2020 г. №415 и от 12 апреля 2020 г. №484. Фактически в спорный период времени истица совмещала должности уборщика служебных помещений и санитарки, а потому она имеет право на выплату стимулирующего характера в сумме 25 000 рублей в месяц.

Просит установить факт трудовых отношений истца с Инфекционной больницей в должности санитарки с 01 марта 2020 г. по 14 мая 2021 г., взыскать выплаты стимулирующего характера за период с апреля по октябрь 2020 г. в сумме 175 000 рублей.

Истец Ефимова Н.В. и ее представитель - адвокат Ходанович А.Л. в судебном заседании поддержали исковые требования, пояснили, что истица ежедневно убирала палаты, коридоры, лестницы, утилизировала мусор, осуществляла уход за пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-2019, располагающихся в т.н. "красной зоне", то есть фактически выполняла функции санитарки. Просили требования удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Инфекционная клиническая больница" по доверенности Ершова И.В. в судебном заседании требования не признала, просила в иске отказать, пояснила, что в спорный период истица работала по совместительству, получала доплату за интенсивный и напряженный труд. Истица не имела медицинского образования, а потому не могла занимать должность санитарки, которых в штате больницы не было. Поскольку в Указе Губернатора Ярославской области от 19 мая 2020 г. №425 было указание на иных работников, в период с апреля по июль 2020 г. истице были выплачены стимулирующие выплаты за работу с пациентами с COVID-2019. Постановления Правительства РФ №№484 и 415 не предусматривают выплату стимулирующего характера уборщикам служебных помещений. Просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, согласно которому просит в иске отказать, указав, что занимаемая истицей должность не дает ей право на получение выплат стимулирующего характера по постановлениям Правительства РФ №415 от 02 апреля 2020 г., №484 от 12 апреля 2020 г. Выплаты стимулирующего характера, предусмотренные постановлением Правительства Ярославской области №425 от 19 мая 2020 г., были выплачены истице в полном объеме. Государственная инспекция по труду Ярославской области, Контрольно-счетная палата Ярославской области и прокуратура не нашли нарушений по начислению и выплате стимулирующих выплат работникам больницы. Просит в удовлетворении требований отказать.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Ефимовой Н.В. удовлетворению не подлежат.

Свидетель ФИО1 суду пояснила, что работала в инфекционной больнице с 1996 по 2021 г.г., сначала работала санитаркой: носила анализы в лабораторию, разносила еду по палатам, замачивала белье после выписки больных, мыла палаты, ванны, туалеты, раковины, возила больных в реанимацию. С 2018 г. была переведена на должность уборщика служебных помещений, поскольку не имеет медицинского образования. Должностные обязанности после перевода не изменились, она выполняла тоже самое. Ефимова Н.В. также работала уборщиком служебных помещений, выполняла такие же трудовые обязанности.

Свидетель ФИО2, старшая медицинская сестра 2 отделения Инфекционной клинической больницы, суду пояснила, что работает в указанной должности с 1999 г. Основные функции истицы: транспортировка анализов до лаборатории, уборка помещений, сопровождение пациентов на исследования. В больнице имеется должность кастелянши, которая несет ответственность за постельное белье, имеются кухонные работники, которые выполняют свои функции.

По делу установлено, что 01 марта 2020 г. между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области "Инфекционная клиническая больница" и Ефимовой Н.В. был заключен трудовой договор №44, в соответствии с которым Ефимова Н.В. была принята на основную работу на должность уборщика служебных помещений в Инфекционное отделение №2 больницы с 01 марта 2020 г. на неопределенный срок.

01 марта 2020 г. между сторонами был заключен трудовой договор №45 по внутреннему совместительству на должность уборщика служебных помещений в Инфекционное отделение №2 больницы на неопределенный срок с 01 марта 2020 г.

Прием на работу оформлен приказами №44к от 01 марта 2020 г. и №45к от 01 марта 2020 г. соответственно.

Приказами №123к от 14 мая 2021 г. и №124к от 14 мая 2021 г. трудовые договоры от 01 марта 2020 г. расторгнуты по инициативе работника на основании пункта 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 56 Трудового договора РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В силу положений статей 21, 189 Трудового кодекса РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину.

В обоснование заявленных требований истица ссылается на то, что в спорный период с 01 марта 2020 г. по 14 мая 2021 г. включительно выполняла функции санитарки.

Согласно штатному расписанию ответчика, согласованному Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области, в инфекционном отделении №2 Инфекционной клинической больницы утверждены 16 ставок уборщиков служебных помещений, фактически трудоустроены 8 человек, должность санитарки штатным расписанием лечебного учреждения не предусмотрена

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной политики РФ №2н от 12 января 2016 г."Об утверждении профессионального стандарта "Младший медицинский персонал", младший медицинский персонал помимо общего среднего образования обязан иметь образование по специальной программе с получением сертификата на работу в данной должности. Профессиональный стандарт рассматривает младший медицинский персонал как квалифицированных сотрудников, и их роль не ограничивается уборкой. Они рассматриваются как помощники по уходу за больными (группа занятий).

При этом, уборщик служебных помещений относится к категории "прочий персонал", не является должностью, относящейся к медицинскому персоналу, то есть специалистом с медицинским образованием, работающим в медицинских учреждениях различного типа - врач, средний медицинский, младший медицинский персонал.

В соответствии с должностной инструкцией уборщика служебных помещений инфекционного отделения №2 Инфекционной клинической больницы, в должностные обязанности входят, в том числе, обеспечение содержания в чистоте закрепленных помещений, генеральная уборка в отделении 1 раз в неделю, обеззараживание ветоши в дез. растворе, дезинфекция пола, мебели, инвентаря, чистка и дезинфекция унитазов, раковин, другого санитарно-технического оборудования и т.п.

Кроме того, пунктом 2.14 должностной инструкции предусмотрены дополнительные должностные обязанности, в которые входят, в том числе, дезинфекция в палатах и боксах отделения, после вывода пациента, уборка в санитарных комнатах, чистка ванн и унитазов, сопровождение пациентов в диагностические кабинеты, доставка анализов в лаборатории, смена постельного белья инфекционному больному в вечернее и ночное время. То есть все то, что выполняла Ефимова Н.В.

С должностной инструкцией Ефимова Н.В. была ознакомлена, о чем она подтвердила в суде, то есть была согласна с условиями выполняемой работы.

Из материалов дела следует, что за выполнение указанных дополнительных функций уборщики служебных помещений инфекционного отделения №2 больницы, в том числе Ефимова Н.В., на основании приказов лечебного учреждения № 01 Д от 09 января 2020 г., №01Д от 11 января 2021 г. ежемесячно получали надбавку за интенсивность и напряженную работу.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно частям 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. №484 утверждены Правила предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Указанное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2020 г.

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Правительства РФ №484 средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 утвержден приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. №198н и устанавливает необходимость разделения работников медицинской организации на лиц, контактирующих с пациентами с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонии, и лиц, не контактирующих с такими пациентами, исключив возможность их контакта, в том числе путем определения структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях, утверждения схем маршрутизации пациентов в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях (приложения №№ 3, 5, 10).

Пунктом 11 "б" постановления Правительства РФ №484 установлено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, оказывающим специализированную медицинскую помощь стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 000 рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 000 рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 000 рублей в месяц.

В силу пункта 12 постановления Правительства РФ №484 локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает: а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера.

Постановлением Правительства Ярославской области от 19 мая 2020 г. №425-п утвержден Порядок предоставления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Ярославской области №425-п средства резервного фонда Правительства Ярославской области направляются на предоставление выплат стимулирующего характера работникам медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, обеспечивающим оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. №198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19".

Согласно пункту 4 постановления Правительства Ярославской области №425-п, выплаты стимулирующего характера предоставляются в соответствии с согласованным с Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области локальным нормативным актом медицинской организации, указанным в пункте 5 настоящего Порядка, медицинским и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях и участвующим в проведении лечебно-диагностических мероприятий гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19: врачам - 80 000 рублей в месяц; среднему медицинскому персоналу - 50 000 рублей в месяц; младшему медицинскому персоналу и прочему персоналу, обеспечивающему оказание медицинской помощи, - 25 000 рублей в месяц.

Пунктом 5 постановления Правительства Ярославской области №425-п определено, что локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает: перечень наименований структурных подразделений медицинской организации, работа в которых дает право на получение выплат стимулирующего характера; перечень должностей медицинских работников структурных подразделений медицинской организации, работа в которых дает право на получение выплат стимулирующего характера.

Во исполнение указанным нормативных актов приказом главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Инфекционная клиническая больница" от 15 мая 2020 г. №100об утверждено Положение о выплатах стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 из фонда Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.1 названного Положения выплата устанавливается для сотрудников, работающих в подразделениях (секциях) стационара, где ведется лечение пациентов с диагнозом COVID-19.

Пунктом 3.2 Положения о выплатах стимулирующего характера определен перечень наименований подразделений медицинской организации, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера: инфекционное отделение №2, боксированная часть - 1 этаж; инфекционное отделение №3 - 3 этаж; отделение реанимации и интенсивной терапии.

В пункте 3.3. данного Положения определен перечень должностей медицинских работников подразделений, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера, где указаны должности, относящиеся к медицинскому персоналу. Должность "уборщик служебных помещений" инфекционного отделения №2 отсутствует.

Указанное Положение принято главным врачом в пределах своей компетенции, определенной приложением №10 приказа Минздрава РФ от 19 марта 2020 г. №198н, которым руководитель медицинской организации наделен полномочиями по формированию временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Согласно утвержденному главным врачом Инфекционной клинической больницы 30 апреля 2020 г. временному штатному расписанию, оказание медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией осуществляется на 27 койках инфекционного отделения №2, на 31 койке инфекционного отделения №3, на 6 койках отделения реанимации и интенсивной терапии, бригадами, выполняющие исследования пациентам с новой коронавирусной инфекцией, в составе клинико-диагностической лаборатории, микробиологической лаборатории, рентгенологического кабинета. Приемное отделение, также как и другие подразделения больницы, в оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекций, не задействовано.

Установленный в Положении перечень наименований подразделений медицинской организации, перечень должностей медицинских работников подразделений, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера, определен также и с учетом принятых ранее локальных нормативных актов, определяющих порядок приема и лечения в Инфекционной клинической больнице пациентов с подозрением/подтвержденной коронавирусной инфекцией, а также требований Постановления Правительства РФ №484 от 12 апреля 2020 г.

Постановлениями Правительства РФ №484 и Правительства Ярославской области №425-п установлены выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Материалами дела подтверждено, что истцом и его представителем не оспаривалось, что Ефимовой Н.В. работодателем были произведены выплаты стимулирующего характера на основании постановления Правительства Ярославской области №425-п от 19 мая 2020 г. и выплаты за счет средств учреждения до момента увольнения.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что Ефимова Н.В., работая в должности уборщика служебных помещений, в соответствии со стандартом, утвержденным приказом Минтруда №2н от 12 января 2016 г., относилась к категории "прочий персонал". Уборщик помещений не является должностью, относящейся к медицинскому персоналу либо младшему медицинскому персоналу, то есть специалистом с медицинским образованием, работающем в медицинском учреждении.

Согласно постановлению Правительства РФ №424 от 12 апреля 2020 г. к "иным" (немедицинскими работниками), которым полагаются выплаты, являются только водители скорой помощи. Включить дополнительно в свои локальные акты учреждения других работников медицинская организация не может, так как это идет вразрез действующему законодательству. Постановление Правительства РФ является законодательным актом, средства являются резервным фондом Российской Федерации и расходовать их можно только в строгом соответствии с установленным порядком.

Таким образом, работа уборщика служебных помещений инфекционного отделения №2 Инфекционной клинической больницы не может быть отнесена к выполнению особо важных работ, дающих право на получение стимулирующих выплат в соответствии с постановлением Правительства РФ №424.

Приведенные выше локальные нормативные акты приняты ответчиком в пределах своей компетенции, не противоречат нормам трудового и иного законодательства и права и законные интересы истца не нарушают, доводы искового заявления не основаны на законе и иных нормативных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, а потому исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ефимовой Нины Васильевны оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.

Судья                                                                                             Ю.В. Куклева

2-75/2022 (2-2134/2021;) ~ М-2030/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ефимова Нина Васильевна
Ответчики
ГБУЗ ЯО "Инфекционная клиническая больница"
Другие
Ходанович Александра Леонидовна
Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ярославля
Судья
Куклева Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
leninsky--jrs.sudrf.ru
15.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2021Передача материалов судье
22.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.11.2021Предварительное судебное заседание
23.12.2021Предварительное судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее