Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-66/2022 от 25.01.2022

Дело № 12-66/2022

УИД 12RS0001-01-2022-000249-65

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г.Волжск 16 марта 2022 года

Судья Волжского городского суда Республики Марий Эл Емельянова Е.Б.,

С участием представителя АО «МЦБК» Винокуровой Е.А.,

Представителя административного органа Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «МЦБК» на постановление №240-М по делу об административном правонарушении от 28 декабря 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республики Марий Эл и Чувашкой Республике Волжско-Камского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО по делу об административном правонарушении которым:

Акционерное общество «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат», юридический адрес: РМЭ, г. Волжск, ул. Карла Маркса, дом 10, ИНН 1216010765, КПП 121601001

привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Представителю АО «МЦБК» Винокуровой Е.А. разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ, отводов не заявлено, ходатайства о приобщении документов удовлетворены,

установил:

Постановлением №240-М от 28 декабря 2021 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республики Марий Эл и Чувашкой Республике Волжско-Камского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО АО «МЦБК» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, АО «МЦБК» обратилось в суд с жалобой, в котором просит отменить данное постановление и прекратить производство по делу.

В своей жалобе АО «МЦБК» указывает, что является пользователем поверхностного водного объекта — Куйбышевского водохранилища (р. Волга) согласно Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного 23 октября 2017 г. Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов.

На основании приказа Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 ноября 2019 г. № 2-с/н АО «МЦБК» получило разрешение №СР-0086 на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).

Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 25 сентября 2012 г. на АО «МЦБК» была возложена обязанность в срок до 26 сентября 2022 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в Куйбышевское водохранилище р. Волга, на 1263 км судового хода, напротив г. Волжска Республики Марий Эл в соответствии с нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект.

АО «МЦБК активно приступило к исполнению решения Волжского городского суда. Согласно плана водоохранных мероприятий и внедрения новых технологий на 2013-2022 г.г. на АО МЦБК запланировано и реализуется строительство сложнейшего высокотехнологичного инженерного объекта — новых биологических очистных сооружений, которые должны отвечать строгим экологическим современным нормативам. Для реализации данного проекта были задействованы лучшие российские проектные институты и лучшие представители европейских поставщиков основного оборудования очистки сточных вод, специализирующихся в области целлюлозно-бумажной промышленности.

Однако в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией и введенными запретами и временными ограничениями въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (распоряжение Правительства России от 16 марта 2020 г. № 635-р) у АО «МЦБК» появились неустранимые и независящие от его воли и воли его контрагентов препятствия в исполнении обязательств по поставке и наладке приобретенного оборудования для очистных сооружений и проведения параметрических испытаний.

В связи с чем, АО «МЦБК» обратилось в Волжский городской суд Республики Марий Эл с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта.

Определением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 11 сентября 2020 г. АО «МЦБК» была предоставлена отсрочка по исполнению обязанности обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в Куйбышевское водохранилище на срок до 26 сентября 2025 г.

На сегодняшний день АО «МЦБК» построило и ввело в эксплуатацию первый и второй этапы очистных сооружений сточных вод: производственно- административный корпус (насосная станция сточных вод с механическими граблями, электропомещение, участок обезвоживания, венткамеры, бытовые помещения, участок приготовления и хранения химикатов, компрессорная станция), измерительный колодец, камера перелива, камера учета, первичный отстойник №1, первичный отстойник № 2, сборный колодец, сооружение нейтрализации и распределительный колодец 1, аэротенк, градирни, вторичный отстойник 1, вторичный отстойник 2, распределительный колодец 2 и насосы, соединительный колодец 1, соединительный колодец 2, насосная оборотного водоснабжения, градирня БМГ-2000. Проведена реконструкция котельной по сжиганию кородревесных отходов.

Также построены объекты третьего этапа очистных сооружений: сооружение третичной очистки, аварийный бассейн, сборный колодец 2, колодец насоса аварийного бассейна.

АО «МЦБК» постоянно осуществляет мониторинг водного объекта в районе водопользования. С периодичностью 1-2 раза в месяц аккредитованной лабораторией по охране окружающей среды АО «МЦБК» (аттестат аккредитации RA.RU.210B20 Федеральной службы по аккредитации) выполняется контроль за состоянием воды и проводятся отборы проб в р. Волга.

Таким образом, АО «МЦБК» использует все возможные и необходимые меры для улучшения качества сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

Представитель АО «МЦБК» Винокурова Е.А. поддержала жалобу, ее доводы, доводы дополнений к жалобе в полном объеме

Представитель Волжско-Камского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО поддержала административный материал. Полагала назначенное наказание соответствующее выявленному нарушению. Указывала на отсутствие признаков малозначительности. В удовлетворении жалобы просила отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом рассматриваемых правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, выступают общественные отношения в области водопользования.

Водный кодекс РФ устанавливает целевое использование водных объектов: в первую очередь для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; а затем уже для промышленности и энергетики, сельского и лесного хозяйства (орошение), гидроэнергетики и других целей. Действующим водным законодательством и подзаконными нормативными актами определены объемы забираемых и сбрасываемых вод, сроки и другие условия, публичные и частные водные сервитуты, условия общего водопользования.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения заключается в совершении при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты действий, нарушающих установленные правила водопользования, направленных на несоблюдение установленных законодательством условий при заборе (изъятии) воды из водных объектов и при сбросе сточных вод.

К нарушениям правил водопользования будет относиться и использование воды (изъятой или отведенной из водных объектов) в производственной и иной деятельности в излишних объемах, приводящих к истощению вод и другим негативным последствиям.

Противоправное бездействие, характеризующее объективную сторону рассматриваемого состава, заключается в: несоблюдении установленного порядка учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод; не проведении систематических наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами; не предоставлении такого рода информации специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда; не установке контрольно-измерительной аппаратуры и оборудования по определению количественных и качественных характеристик сточных вод, несоблюдении установленных сроков ее государственной аттестации, нарушении ее состояния.

Рассматриваемые составы административных правонарушений имеют формальный характер, в связи с чем, ответственность за их совершение наступает с момента совершения противоправных действий, составляющих объективную сторону.

Субъектами административной ответственности, предусмотренной комментируемой статьей, будут являться водопользователи - граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами, должностные лица и индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной и неосторожной формами вины.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В соответствии с п. 5 ч. 2 с.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Как следует из представленных материалов дела в 17 часов 30 минут, в ходе проведения плановой выездной проверки АО "МЦБК", по соблюдению требований природоохранного законодательства, проводимой на основании решения руководителя Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ф.Ф. Шакирова, было установлено, что АО " МЦБК " нарушает: п.1 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ, ч.1 ст.44, п.1ч.6 ст.60 Водного Кодекса РФ от 03.06.2006г. №74-ФЗ в части несоответствия качества сбрасываемых сточных вод установленным нормативам допустимого сброса (в том числе в пределах лимита на сброс) при эксплуатации объекта «Промышленная площадка №1. Производственная площадка», по адресу: РМЭ, <адрес>, а именно:

По данным аккредитованной лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике ФГБУ «ЦЛАТИ ПО ПФО» содержание загрязняющих веществ в сточных водах, прошедших очистку на очистных сооружениях АО «МЦБК» и уходящих в реку Волга имеет превышение установленных нормативов.

Таким образом, административным органом установлено, что АО «МЦБК» не приняло всех исчерпывающих мер по соблюдению требований природоохранного законодательства, а именно допустило сброс сточных вод с биолигических очистных сооружений в водный объект реку Волга с превышением установленных нормативов допустимого воздействия. В связи с чем, в действиях АО «МЦБК» усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

По результатам проведенной проверки, 15.12.2021г. ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора –государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашкой Республике ФИО в отношении юридического лица АО «МЦБК» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, а 28.12.2021 ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора –государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашкой Республике ФИО вынесено постановление о назначении АО «МЦБК» административного наказания в виде штрафа в размере 80 000 рублей.

Факт совершения юридическим лицом - АО «МЦБК» вмененного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15.12.2021 №283-м, протоколами КХА воды №1034/03-Г от 19.11.2021г., №1036/03-Г от 19.11.2021г., №1068/03-Г от 23.11.2021г.

Представленные административным органом в обоснование виновности АО «МЦБК» доказательства соответствуют правилами ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

Наличие вынесенного судебного решения от 25 сентября 2012 года обязывающего АО «МЦБК» в срок до 26 сентября 2022 года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в Куйбышевское водохранилище р. Волга, на 1263 км судового хода, напротив г. Волжска Республики Марий Эл в соответствии с нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект с отсрочкой его исполнения до 2025 года и предоставлением соответствующих доказательств об исполнении данного решения, возведения очистных сооружений, несение материальных затрат на его исполнение, не может служить основанием для освобождения от административной ответственности за допущение сброса сточных вод с биолигических очистных сооружений в водный объект реку Волга с превышением установленных нормативов допустимого воздействия.

Исполнение указанного решения указывает на отсутствие умышленной вины и может быть учтено при назначении наказания.

Постановление административным органом было вынесено на основании результатов лабораторного исследования, проведенного ЦЛАТИ 12 ноября 2021 г. и оформленного протоколом КХА №1034/03-Г от 19 ноября 2021 г. и протоколом КХА №1036/03-Г от 19 ноября 2021 г., а также на основании результатов лабораторного исследования, проведенного ЦЛАТИ 17 ноября 2021 г. и оформленного протоколом КХА №1068/03-Г от 23 ноября 2021 г., в которых зафиксировано превышение показателей по нефтепродуктам, сульфатам, хлоридам и иону алюминия.

Представленные АО «МЦБК» 12 ноября 2021г. и 17 ноября 2021 г. Результаты исследования проб воды в те же дни, что и даты взятия проб ЦЛАТИ, аккредитованной лабораторией по охране окружающей среды АО «МЦБК», которые не показали превышение допустимых норм, не может служить основанием для освобождения ответственности, так как оснований не принимать результаты лабораторного исследования, проведенного ЦЛАТИ, не имеется. При спорных результатах лабораторных исследований, какого либо исследования независимой экспертизой не имеется.

Таким образом, выводы о том, что допустив нарушение правил водопользования АО «МЦБК» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.6 ч. 14 КоАП РФ являются правильными.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание АО "МЦБК" назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вмененном ему административном правонарушении судом первой инстанции обоснованно не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в том числе для признания совершенного правонарушения малозначительным, не установлено.

Руководствуясь главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи

РЕШИЛ:

постановление специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора в области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора – государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от 28 декабря 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «МЦБК», оставить без изменения, жалобу АО «МЦБК»- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

Судья Е.Б.Емельянова

12-66/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "МЦБК"
Суд
Волжский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Емельянова Елена Борисовна
Статьи

ст.8.14 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
volzhkiy--mari.sudrf.ru
25.01.2022Материалы переданы в производство судье
21.02.2022Судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
06.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее