Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1382/2015 ~ М-1311/2015 от 09.12.2015

К<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Богучар                                                                   24 декабря 2015 года

Богучарский районный суд Воронежской области в составе

судьи Жуковской Н.Е.

при секретаре Олейниковой А.А.

с участием старшего помощника прокурора Богучарского района Воронежской области Голева О.Н.,

представителя ответчика ООО «Галиевский элеватор» по решению о назначении генерального директора ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Галиевский элеватор» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Галиевский элеватор» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите окружающей среды, в котором просит обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: , а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Галиевский элеватор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: <адрес>.

ООО «Галиевкий элеватор» действует на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Галиевский элеватор» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава Общество является юридическим лицом и может от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

ООО «Галиевский элеватор» получена лицензия на пользование недрами от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Галиевский элеватор» и населения х. Галиевка.

На балансе ООО «Галиевский элеватор» находятся 3 артезианские скважины, расположенные в <адрес>, из которых осуществляется добыча воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения х. Галиевка. Из них две действующие, одна требует ремонта. Номера скважин в системе ГВК: .

Из указанных скважин ООО «Галиевский элеватор» в октябре 2015 года добыто 4691 м3 воды.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 № 95).

В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110- 02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Однако в нарушение требований законодательства организацией проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

Осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, ООО «Галиевский элеватор» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

Тем самым предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, понуждение ООО «Галиевский элеватор» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в сфере охраны водных объектов и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании старший помощник прокурора Богучарского района Голев О.Н. поддержал заявленные Воронежским межрайонным природоохранным прокурором требования по вышеизложенным основаниям и просит обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: , а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Представитель ответчика ООО «Галиевский элеватор» по решению о назначении генерального директора ФИО4 в судебном заседании исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора признал в полном объеме, о чем расписался в адресованном суду заявлении. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Представители третьих лиц - УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области и Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом. От Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области поступило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя и отсутствии возражений по иску прокурора. От УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области каких-либо заявлений, возражений не поступало.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению на основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, а также по следующим основаниям.

Судом установлено, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Галиевский элеватор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: 396783, <адрес>.

ООО «Галиевкий элеватор» действует на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Галиевский элеватор» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава Общество является юридическим лицом и может от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

ООО «Галиевский элеватор» получена лицензия на пользование недрами от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Галиевский элеватор» и населения х. Галиевка.

На балансе ООО «Галиевский элеватор» находятся 3 артезианские скважины, расположенные в <адрес>, из которых осуществляется добыча воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения х. Галиевка. Из них две действующие, одна требует ремонта. Номера скважин в системе ГВК: .

Из указанных скважин ООО «Галиевский элеватор» в октябре 2015 года добыто 4691 м3 воды.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 № 95).

В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110- 02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Однако в нарушение требований законодательства организацией проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

Осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, ООО «Галиевский элеватор» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

Тем самым предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, понуждение ООО «Галиевский элеватор» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в сфере охраны водных объектов и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании изложенного суд полагает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Галиевский элеватор» подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: , а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения.

Судья                                                                Н.Е.Жуковская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

К<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Богучар                                                                   24 декабря 2015 года

Богучарский районный суд Воронежской области в составе

судьи Жуковской Н.Е.

при секретаре Олейниковой А.А.

с участием старшего помощника прокурора Богучарского района Воронежской области Голева О.Н.,

представителя ответчика ООО «Галиевский элеватор» по решению о назначении генерального директора ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Галиевский элеватор» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Галиевский элеватор» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите окружающей среды, в котором просит обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: , а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Галиевский элеватор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: <адрес>.

ООО «Галиевкий элеватор» действует на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Галиевский элеватор» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава Общество является юридическим лицом и может от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

ООО «Галиевский элеватор» получена лицензия на пользование недрами от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Галиевский элеватор» и населения х. Галиевка.

На балансе ООО «Галиевский элеватор» находятся 3 артезианские скважины, расположенные в <адрес>, из которых осуществляется добыча воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения х. Галиевка. Из них две действующие, одна требует ремонта. Номера скважин в системе ГВК: .

Из указанных скважин ООО «Галиевский элеватор» в октябре 2015 года добыто 4691 м3 воды.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 № 95).

В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110- 02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Однако в нарушение требований законодательства организацией проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

Осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, ООО «Галиевский элеватор» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

Тем самым предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, понуждение ООО «Галиевский элеватор» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в сфере охраны водных объектов и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании старший помощник прокурора Богучарского района Голев О.Н. поддержал заявленные Воронежским межрайонным природоохранным прокурором требования по вышеизложенным основаниям и просит обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: , а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Представитель ответчика ООО «Галиевский элеватор» по решению о назначении генерального директора ФИО4 в судебном заседании исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора признал в полном объеме, о чем расписался в адресованном суду заявлении. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Представители третьих лиц - УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области и Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом. От Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области поступило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя и отсутствии возражений по иску прокурора. От УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области каких-либо заявлений, возражений не поступало.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению на основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, а также по следующим основаниям.

Судом установлено, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Галиевский элеватор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: 396783, <адрес>.

ООО «Галиевкий элеватор» действует на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Галиевский элеватор» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава Общество является юридическим лицом и может от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

ООО «Галиевский элеватор» получена лицензия на пользование недрами от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Галиевский элеватор» и населения х. Галиевка.

На балансе ООО «Галиевский элеватор» находятся 3 артезианские скважины, расположенные в <адрес>, из которых осуществляется добыча воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения х. Галиевка. Из них две действующие, одна требует ремонта. Номера скважин в системе ГВК: .

Из указанных скважин ООО «Галиевский элеватор» в октябре 2015 года добыто 4691 м3 воды.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 № 95).

В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110- 02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Однако в нарушение требований законодательства организацией проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

Осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, ООО «Галиевский элеватор» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

Тем самым предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, понуждение ООО «Галиевский элеватор» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в сфере охраны водных объектов и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании изложенного суд полагает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Галиевский элеватор» подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: , а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения.

Судья                                                                Н.Е.Жуковская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

1версия для печати

2-1382/2015 ~ М-1311/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воронежская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "Галиевский элеватор"
Другие
Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области
Суд
Богучарский районный суд Воронежской области
Судья
Жуковская Наталья Егоровна
Дело на сайте суда
bogucharsky--vrn.sudrf.ru
09.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2015Передача материалов судье
09.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2015Судебное заседание
24.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2016Дело оформлено
28.03.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее