К<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Богучар 24 декабря 2015 года
Богучарский районный суд Воронежской области в составе
судьи Жуковской Н.Е.
при секретаре Олейниковой А.А.
с участием старшего помощника прокурора Богучарского района Воронежской области Голева О.Н.,
представителя ответчика ООО «Галиевский элеватор» по решению о назначении генерального директора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Галиевский элеватор» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Галиевский элеватор» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите окружающей среды, в котором просит обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: №, а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Галиевский элеватор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: <адрес>.
ООО «Галиевкий элеватор» действует на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Галиевский элеватор» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава Общество является юридическим лицом и может от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Галиевский элеватор» получена лицензия на пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Галиевский элеватор» и населения х. Галиевка.
На балансе ООО «Галиевский элеватор» находятся 3 артезианские скважины, расположенные в <адрес>, из которых осуществляется добыча воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения х. Галиевка. Из них две действующие, одна требует ремонта. Номера скважин в системе ГВК: №.
Из указанных скважин ООО «Галиевский элеватор» в октябре 2015 года добыто 4691 м3 воды.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 № 95).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110- 02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Однако в нарушение требований законодательства организацией проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
Осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, ООО «Галиевский элеватор» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Тем самым предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, понуждение ООО «Галиевский элеватор» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в сфере охраны водных объектов и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании старший помощник прокурора Богучарского района Голев О.Н. поддержал заявленные Воронежским межрайонным природоохранным прокурором требования по вышеизложенным основаниям и просит обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: №, а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Представитель ответчика ООО «Галиевский элеватор» по решению о назначении генерального директора ФИО4 в судебном заседании исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора признал в полном объеме, о чем расписался в адресованном суду заявлении. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Представители третьих лиц - УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области и Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом. От Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области поступило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя и отсутствии возражений по иску прокурора. От УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области каких-либо заявлений, возражений не поступало.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению на основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, а также по следующим основаниям.
Судом установлено, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Галиевский элеватор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: 396783, <адрес>.
ООО «Галиевкий элеватор» действует на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Галиевский элеватор» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава Общество является юридическим лицом и может от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Галиевский элеватор» получена лицензия на пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Галиевский элеватор» и населения х. Галиевка.
На балансе ООО «Галиевский элеватор» находятся 3 артезианские скважины, расположенные в <адрес>, из которых осуществляется добыча воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения х. Галиевка. Из них две действующие, одна требует ремонта. Номера скважин в системе ГВК: №.
Из указанных скважин ООО «Галиевский элеватор» в октябре 2015 года добыто 4691 м3 воды.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 № 95).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110- 02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Однако в нарушение требований законодательства организацией проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
Осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, ООО «Галиевский элеватор» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Тем самым предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, понуждение ООО «Галиевский элеватор» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в сфере охраны водных объектов и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании изложенного суд полагает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Галиевский элеватор» подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: №, а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения.
Судья Н.Е.Жуковская
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
К<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Богучар 24 декабря 2015 года
Богучарский районный суд Воронежской области в составе
судьи Жуковской Н.Е.
при секретаре Олейниковой А.А.
с участием старшего помощника прокурора Богучарского района Воронежской области Голева О.Н.,
представителя ответчика ООО «Галиевский элеватор» по решению о назначении генерального директора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Галиевский элеватор» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Галиевский элеватор» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите окружающей среды, в котором просит обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: №, а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Галиевский элеватор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: <адрес>.
ООО «Галиевкий элеватор» действует на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Галиевский элеватор» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава Общество является юридическим лицом и может от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Галиевский элеватор» получена лицензия на пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Галиевский элеватор» и населения х. Галиевка.
На балансе ООО «Галиевский элеватор» находятся 3 артезианские скважины, расположенные в <адрес>, из которых осуществляется добыча воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения х. Галиевка. Из них две действующие, одна требует ремонта. Номера скважин в системе ГВК: №.
Из указанных скважин ООО «Галиевский элеватор» в октябре 2015 года добыто 4691 м3 воды.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 № 95).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110- 02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Однако в нарушение требований законодательства организацией проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
Осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, ООО «Галиевский элеватор» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Тем самым предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, понуждение ООО «Галиевский элеватор» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в сфере охраны водных объектов и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании старший помощник прокурора Богучарского района Голев О.Н. поддержал заявленные Воронежским межрайонным природоохранным прокурором требования по вышеизложенным основаниям и просит обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: №, а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Представитель ответчика ООО «Галиевский элеватор» по решению о назначении генерального директора ФИО4 в судебном заседании исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора признал в полном объеме, о чем расписался в адресованном суду заявлении. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Представители третьих лиц - УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области и Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом. От Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области поступило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя и отсутствии возражений по иску прокурора. От УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области каких-либо заявлений, возражений не поступало.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению на основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, а также по следующим основаниям.
Судом установлено, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Галиевский элеватор», осуществляющего производственную деятельность по адресу: 396783, <адрес>.
ООО «Галиевкий элеватор» действует на основании устава, утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Галиевский элеватор» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава Общество является юридическим лицом и может от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Галиевский элеватор» получена лицензия на пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Галиевский элеватор» и населения х. Галиевка.
На балансе ООО «Галиевский элеватор» находятся 3 артезианские скважины, расположенные в <адрес>, из которых осуществляется добыча воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения х. Галиевка. Из них две действующие, одна требует ремонта. Номера скважин в системе ГВК: №.
Из указанных скважин ООО «Галиевский элеватор» в октябре 2015 года добыто 4691 м3 воды.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, границы и режим их использования для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Полномочия по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов в настоящее время возложены на департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (приказ департамента от 04.04.2013 № 95).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110- 02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПин 2.1.4.1110-02). Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Однако в нарушение требований законодательства организацией проект зон санитарной охраны источников водоснабжения не разработан, санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии предъявляемым требованиям не получено, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», не утвержден.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
Осуществляя эксплуатацию водозабора в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, ООО «Галиевский элеватор» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Тем самым предприятие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, понуждение ООО «Галиевский элеватор» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в сфере охраны водных объектов и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании изложенного суд полагает исковые требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Галиевский элеватор» подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Галиевский элеватор» разработать проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (разведочно-эксплуатационных скважин), расположенных в <адрес>, зарегистрированных в государственном водном кадастре под номерами: №, а также направить его на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения.
Судья Н.Е.Жуковская
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>