УИД 74RS0005-01-2023-004687-40
Дело №2-4264/23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.12.2023 года город Копейск
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего : Ботовой М.В.
При секретаре судебного заседания: Семеновой Н.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску ГБУЗ «Районная больница с. Долгодеревенское» к Макарову Я.Д. о взыскании единовременной компенсационной выплаты, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ «Районная больница с. Долгодеревенское» обратились в суд с иском к Макарову Я.Д. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, где в обоснование указано, что между сторонами заключен трудовой договор НОМЕР от 18.11.2019 в соответствии с которым, а также на основании приказа о приеме на работу НОМЕР от 18.11.2019 года ответчик был принят на должность – врач скорой медицинской помощи. В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2018 № 49-П «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Челябинской области, и заключившими трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти Челябинской области в сфере здравоохранения или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст.350 ТК РФ, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн.рублей для фельдшеров» между сторонами был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику НОМЕР от 28.11.2019 года. Договор заключен в соответствии с пунктом 9 Порядка, утвержденного Постановлением правительства Челябинской области от 20.02.2018 №49-П. Условиями договора установлено, что медицинская организация обеспечивает предоставление медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн.рублей, а медицинский работник обязуется исполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором от 183.11.2019 НОМЕР, заключенному с медицинской организацией в течение 5 лет со дня заключения договора. На основании заявления ответчика об увольнении, трудовой договор с ним был расторгнут 01.12.2020 года по п.3 части первой статьи 77 ТК РФ.В соответствии с условиями договора ответчик должен вернуть часть единовременной компенсации, рассчитанной пропорционально неотработанному времени, а именно 797593 рублей. 23.06.2021 года, 29.07.2022 года ответчику направлены почтой заказные письма с требованиями вернуть указанную денежную сумму, однако, письма не были получены. Просят взыскать с Макарова Я.Д. в пользу бюджета Челябинской области в лице Министерства здравоохранения Челябинской области сумму в размере 763593 рублей, неустойку за пользование чужими денежными средствами в размере 137655,94 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 10836 рублей.
Представитель истца ГБУЗ «Районная больница с. Долгодеревенское», представитель третьего лица Министерства здравоохранения Челябинской области о рассмотрении дела извещены, в судебное заседание не явились.
В силу ст.167 ГПК РФ суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании ответчик Макаров Я.Д. с иском согласился частично, просил также отказать во взыскании неустойки, указал на то, что ежемесячно возвращал сумму долга.
Выслушав пояснения ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" поставлены задачи и определены меры в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни.
Подпунктом "г" пункта 2 данного Указа на Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 15 апреля 2013 г. N 614-р, которым утвержден комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 г., в числе которых предусмотрены мероприятия по разработке и утверждению руководителями высших исполнительных органов государственной власти Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также разработку дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, приведены в приложении N 8 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Правила).
Согласно Правил критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидий являются, в том числе наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) и согласованного с Министерством здравоохранения Российской Федерации перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей) (подпункт "а" пункта 3 Правил).
Условиями предоставления субсидии являются, в том числе утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 Правил.
В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2018 N 49-П "Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Челябинской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти Челябинской области в сфере здравоохранения или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров" Единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территории Челябинской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Челябинской области или органу местного самоуправления (далее именуются соответственно - медицинская организация, уполномоченный орган), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей) (далее именуются соответственно - медицинские работники, единовременная компенсационная выплата), в размере: 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзаце третьем настоящего пункта), либо города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территории Челябинской области.
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или добросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Толкование договора не должно вводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью могли иметь в виду.
В материалах дела имеется приказ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница с.Долгодеревенское» НОМЕР от 18.11.2019 года о принятии на работу Макарова Я.Д. врачом скорой медицинской помощи, трудовой договор НОМЕР от 18.11.2019 года о принятии на работу в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Районная больница с.Долгодеревенское» фельдшером скорой медицинской помощи с 18.11.2019 года на неопределенный срок.
В материалах дела имеется договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику НОМЕР от 28.11.2019 года, заключенный между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Районная больница с.Долгодеревенское» и Макаровым Я.Д., где медицинская организация обеспечивает предоставление медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты из областного бюджета в размере 1 млн.рублей в соответствии с Постановлением, а медицинский работник обязуется исполнять трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором от 18.11.2019 года НОМЕР в течение пяти лет со дня заключения настоящего договора.
В обязанностях медицинского работника также указано, что он обязан сообщить в Министерство в течение двух рабочих дней о прекращении трудового договора с медицинской организацией, возвратить в областной бюджет на лицевой счет Министерства часть полученной единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5-7 части первой статьи 83 ТК РФ), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам в срок не позднее 30 дней с момента прекращения трудового договора (п.2.2.2).
В материалах дела имеется платежное поручение НОМЕР от 19.12.2019 года о выплате единовременной компенсационной выплаты Макарову Я.Д. в размере 1000 000 рублей.
В материалах дела имеется заявление об увольнении Макарова Я.Д. по собственному желанию с 20.11.2020, в связи с резким снижением заработной платы, нарушении пункта трудового договора, не предоставлении спецодежды, приказ НОМЕР от 01.12.2020 года об увольнении Макарова Я.Д. по инициативе работника пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ с 01.12.2020 года.
В материалах дела имеется уведомление ГБУЗ «Районная больница с.Долгодеревенское» НОМЕР от 23.06.2021 года о возврате суммы части единовременной компенсационной выплаты, сведения о вручении почтовой корреспонденции.
В материалах дела имеется повторное уведомление НОМЕР от 29.07.2022 года в адрес Макарова Я.Д. о возврате части суммы единовременной компенсационной выплаты, сведения об отправке почтовой корреспонденцией.
Согласно расчета, изложенного в требовании представленного суду, сумма подлежащая выплате составит 797593 рублей, исходя из следующего: сумма по договору 1000 000 рублей, количество дней по соглашению с 18.11.2019 г. по 18.11.2024 г. (5 лет) – 1828 календарных дней, фактически отработано 370 дней , количество неотработанных 1458 дней, итого 797593 рублей (1000 000 рублей /1828 календарных дней х 1458 неотработанных календарных дней ).
Однако, сторонами, третьим лицом, по запросу суда представлены квитанции (платежные поручения) о возврате сумм : 09.08.2022 года 5000 рублей, 13.09.2022 в размере 5000 рублей, 14.10.2022 в размере 5000 рублей, 15.11.2022 в размере 5000 рублей, 16.12.2022 в размере 5000 рублей, 16.01.2023 в размере 5000 рублей, 15.02.2023 в размере 2000 рублей, 15.03.2023 в размере 2000 рублей, 14.04.2023 в размере 2000 рублей, 15.05.2023 в размере 2000 рублей, 15.06.2023 в размере 2000 рублей, 14.07.2023 в размере 2000 рублей, 15.08.2023 в размере 2000 рублей, итого на общую сумму 44000 рублей.
Указанная сумма должна быть принята к зачету, в связи, с чем сумма компенсационной выплаты, подлежащая взысканию с ответчика составит 753593 рублей ( 797593-44000), в части требований о взыскании 10000 рублей, следует отказать.
Доказательств иного размера компенсационной выплаты, подлежащей взысканию, суду в порядке ст.56,67 ГПК РФ не представлено.
Также истцом заявлены требования о взыскании с ответчика в пользу бюджета Челябинской области в лице Министерства здравоохранения Челябинской области неустойки за пользование чужими денежными средствами в размере 137655,94, исходя из представленного расчета (л.д.4) за период с 01.01.2021 по 22.03.2023.
В силу ч.1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно абз. 2 п. 15 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" соответствии с пунктом 1 статьи 811 Кодекса в случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в порядке и размере, предусмотренных пунктом 1 статьи 395 Кодекса, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата заимодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 809 Кодекса.
На основании п.1 ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Таким образом, положения ст.395 ГК РФ предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
Между тем в данном случае спорные отношения связаны с реализацией медицинским работникам права на единовременную компенсационную выплату, то есть на получение мер социальной поддержки. Эти отношения урегулированы специальным законом -Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которым возможность взыскания с получателей единовременной компенсационной выплаты процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам ст.395 ГУ РФ не предусмотрена.
В силу ст.98 ГПК РФ суд находит возможным, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 10694,09 рублей ( 753593х10836/763593), в части требований о взыскании государственной пошлины в размере 141,91 рублей, надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Взыскать с Макарова Я.Д., ДАТА года рождения, МАРКА, (ИНН НОМЕР) в пользу бюджета Челябинской области в лице Министерства здравоохранения Челябинской области часть единовременной компенсационной выплаты в размере 753593 рублей, в остальной части требований о взыскании единовременной компенсационной выплаты в размере 10000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 137655,94 рублей, отказать.
Взыскать с Макарова Я.Д., ДАТА года рождения, МАРКА (ИНН НОМЕР) в пользу ГБУЗ «Районная больница с.Долгодеревенское» государственную пошлину в размере 10694,09 рублей, в части требований о взыскании государственной пошлины в размере 141,91 рублей, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Ботова М.В.