УИД: 16RS0022-01-2024-000149-57
Дело №2-228/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2024 года с.Муслюмово
Муслюмовский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ханипова Р.М.,
при секретаре Гильфановой Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Муслюмовского района Республики Татарстан, в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах Гилязин И.Р., к АО «Муслюмовские инженерные сети» о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Муслюмовского района РТ, в порядке ст.45 ГПК РФ, в защиту интересов Гилязин И.Р., обратился в суд с заявлением к АО «Муслюмовские инженерные сети» с требованием в вышеприведенной формулировке.
В обоснование заявленного требования прокурор указал на то, что прокуратурой района по обращению Гилязин И.Р. проведена проверка соблюдения ответчиком требований трудового законодательства, в ходе которой выявлены существенные нарушения законности.
В частности, установлено, что Гилязин И.Р. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал у ответчика машинистом насосных установок.
Далее, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ним был расторгнут по его инициативе (по собственному желанию).
При этом, причитающиеся Гилязин И.Р. выплаты в размере 19473 рублей 34 копеек в день увольнения ответчиком ему не были выплачены.
Кроме того, удержанные с заработной платы Гилязин И.Р. алименты в размере 39985 рублей 91 копейка не были перечислены бывшей супруге последнего.
Вышеуказанные суммы были выплачены только в ходе прокурорской проверки по требованию прокурора лишь ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Таким образом, ответчиком были нарушены трудовые права работника в части получения своевременного и полного вознаграждения за труд.
В результате неправомерных действий ответчика Гилязин И.Р. также был причинен моральный вред.
В связи с изложенным, прокурор просил суд взыскать с ответчика в пользу Гилязин И.Р. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
На судебном заседании помощник прокурора, а также лицо, в интересах которого прокурор обратился в суд, заявленное требование поддержали, и просили удовлетворить иск.
Представители ответчика на судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрение дела без его участия, иск фактически признал.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы явившихся участников судебного разбирательства, и исследовав материалы дела, руководствуясь ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ст.22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ч.5 ст. 80 Трудового кодекса РФ, в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (ст.66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя, выдать другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет
Исходя из ч.1 ст.140 Трудового кодекса РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Как установлено в судебном заседании, истец Гилязин И.Р. с ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с АО «Муслюмовские инженерные сети», где работал в должности машиниста насосных установок.
Данное обстоятельство подтверждается копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ответчиком.
Также судом установлено, что имеется приказ (распоряжение) № от ДД.ММ.ГГГГ, изданный за подписью заместителя генерального директора АО «Муслюмовские инженерные сети», которым трудовой договор с Гилязин И.Р. расторгнут и последний уволен с ДД.ММ.ГГГГ с занимаемой должности на основании личного заявления (по инициативе работника – п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ).
<адрес> по обращению Гилязин И.Р. проведена проверка соблюдения ответчиком требований трудового законодательства при увольнении последнего.
Проверкой установлено, что причитающиеся Гилязин И.Р. при увольнении выплаты в размере 19473 рублей 34 копеек, в день увольнения ответчиком не были выплачены.
Кроме того, удержанные с заработной платы Гилязин И.Р. алименты в размере 39985 рублей 91 копейка не были перечислены бывшей супруге последнего.
Вышеуказанные суммы были выплачены только в ходе прокурорской проверки по требованию прокурора лишь ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства по результатам проверки в адрес заместителя генерального директора АО «Муслюмовские инженерные сети» ФИО3 внесено представление о недопущении их впредь.
Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами прокурора о том, что ответчиком были нарушены трудовые права работника в части получения своевременного и полного вознаграждения за труд.
Пунктом63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения, что в соответствии с ч.4 ст.3, ч.9 ст.394 Трудового кодекса РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу абз.14 ч.1 ст.21, 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
В соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В судебном заседании судом установлена вина работодателя в нарушении норм трудового законодательства и трудовых прав работника в части получения своевременного и полного вознаграждения за труд.
Необоснованно задержав выплату, причитающегося работнику денежного вознаграждения, в том числе в виде средств, подлежащих направлению на уплату алиментов, работодатель, по сути, поставил работника в безвыходное положение, вынудив последнего посредством обращения в прокуратуру и судебного разбирательства восстанавливать свои нарушенные права, что причинило ему определенные нравственные переживания (страдания).
Таким образом, требование прокурора о компенсации морального вреда, причиненного работнику, подлежит удовлетворению, при этом, исходя из требований разумности и соразмерности, суд, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, а также принимая во внимание продолжительность по времени периода нарушения прав работника, считает возможным взыскать в пользу последнего в счет компенсации морального вреда сумму в заявленном размере, а именно в сумме 5000 рублей.
Таким образом, требование прокурора о взыскании с ответчика в пользу Гилязин И.Р. компенсации морального вреда обоснованно и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Муслюмовского района Республики Татарстан, в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах Гилязин И.Р., – удовлетворить.
Взыскать с АО «Муслюмовские инженерные сети» (№ 939) в пользу Гилязин И.Р. (паспорт серии № №) в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с АО «Муслюмовские инженерные сети» (№ 939) государственную пошлину в доход государства в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в месячный срок через Муслюмовский районный суд Республики Татарстан.
Судья Р.М. Ханипов