Дело 5-1486/2021 (10RS0016-01-2021-004486-76)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 октября 2021 года г. Сегежа
Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Тугорева А.В., при секретаре Медведевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении:
гражданина Украины Вознюк Павла, ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, уроженца ..., регистрации по месту жительства на территории РФ не имеющего, фактически проживающего по адресу: ..., официально не трудоустроенного, <...>,
установил:
Вознюк Павел, являясь гражданином Украины, нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, а именно после аннулирования решением МВД по РК № 24/2018 от 19.02.2021 разрешения на временное проживание в Российской Федерации и ознакомления 04.03.2021 с указанным решением, с 23.03.2021 пребывает в Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, и уклоняется от выезда из Российской Федерации. Выявленное деяние установлено 13.10.2020 в 10 час. 10 мин. по адресу: ...
Вознюк П. в ходе рассмотрения дела вину в совершении вмененного административного правонарушения признал. Пояснил, что знал о принятом в отношении него решение об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ с марта 2021 года. До 15.06.2021 ему было разрешено проживать в России в связи с коронавирусными ограничениями. На территорию Украины имеет возможность въехать путем авиасообщения. С 15.06.2021 по настоящее время в орган миграционного учета по вопросам постановки на миграционный учет, для урегулирования вопроса о пребывании на территории РФ, для получения консультации по вопросам миграционного законодательства не обращался. Порядок постановки на миграционный учет ему известен. Причину своего поведения пояснить не может. Официальный доход у него отсутствует, периодически подрабатывает по объявлениям, размещенным в сети Интернет. Ранее состоял в браке с гражданской РФ, брак расторгнут в 2019 году. Имеет двоих несовершеннолетних детей, которые проживают с бывшей супругой. С детьми общается изредка. Денежные средства на содержание детей выделяет редко в размере 500-1000 руб., поскольку у него отсутствует материальная возможность оказывать помощь детям в ином размере. Алименты на содержание детей не выплачивает, хотя ему известно о наличии такой обязанности. В настоящее время поживает с сожительницей М.. Причину привлечения к административной ответственности за нарушение общественного порядка пояснить не может, так сложилась жизнь. Периодически употребляет спиртное, периодически возникают конфликты с сожительницей М., которая вызывает полицию. В настоящее время денежных средств в размере, достаточном для выезда на территорию Украины, не имеет, постарается найти их в течение месяца, возможно обратится за помощью к маме, в связи с чем просит установить ему контролируемый самостоятельный выезд с территории РФ.
Представитель административного органа Шарапова Н.Ш. в судебном заседании просила признать Вознюк П. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ. Пояснила, что Вознюк П. и его сожительница тратят все денежные средства на спиртные напитки. Вознюк П. в органы миграционного учета по вопросу постановки на миграционный учет не обращался, хотя знает порядок проведения данной процедуры, поскольку ранее осуществлял постановку на миграционный учет. Он скрывался от органов миграционного учета, скрывается от судебных приставов в рамках исполнительного производства о взыскании алиментов. С детьми Вознюк П. не общается. Самостоятельно за пределы РФ Вознюк П. не выедет в связи с отсутствием денежных средств.
Заслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В силу положений ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), или ходатайство образовательной организации, которая включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень и в которой иностранный гражданин обучается по образовательной программе, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – ФЗ № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из письменных материалов дела об административном правонарушении следует, что 13.10.2021 в 10 часов 10 минут в миграционном пункте ОМВД России по Сегежскому району, расположенному по адресу: ..., выявлен гражданин Украины Вознюк П., который после аннулирования разрешения на временное проживание в РФ уклонился от выезда из Российской Федерации, документов, подтверждающих право пребывания в РФ Вознюк П. не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 13.10.2021 № 202; копией паспорта Вознюк П..; копией разрешения на временное проживание; письмом МВД по РК от 19.02.2021 № 21/24/2018; решением МВД по РК № 24/2018 от 19.02.2021; распиской Вознюк П. об ознакомлении с решением об аннулировании разрешения на временное проживание от 04.03.2021; сведениями с базы ФМС РОССИИ АС ЦБДУИГ; копией миграционной карты.
Из письменных материалов дела следует, что Вознюк П. имел разрешение на временное проживание на территории РФ с 23.03.2018 по 23.03.2021; решением МВД по РК № 24/2018 от 19.02.2021 данное разрешение аннулировано.
Срок выезда был приостановлен до 15.06.2021 в связи с временными мерами по урегулированию правового положения иностранных граждан, установленными Указом Президента РФ от 18.04.2020 № 274.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ № 115-ФЗ в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.
Вознюк П. имел необходимое и достаточное время для соблюдения требований российского законодательства, в частности ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в РФ до 15.03.2020 и не имеющие по состоянию на 16.06.2021 законных оснований для пребывания (проживания) в РФ, вправе до 30.09.2021 включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел РФ с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы РФ (п.п. «б» п. 2).
Вознюк П., не имеющий на 16.06.2021 законных оснований для пребывания (проживания) в РФ в связи с аннулированием временного разрешения на проживание, а также истечением срока действия временного разрешения на проживание, до 30.09.2021 в органы МВД России с заявлением об урегулировании данного вопроса не обратился, за пределы РФ самостоятельно не выехал.
Незаконно пребывая на территории Российской Федерации Вознюк П. надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории государства не предпринял, что свидетельствует об игнорировании установленного в Российской Федерации правопорядка.
Таким образом, совершенное Вознюк П. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, полагаю доказанным факт совершения Вознюк П. вмененного административного правонарушения, квалифицируя действия Вознюк П. по ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ.
Срок давности привлечения Вознюк П. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность не усматриваю.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в силу ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, является признание Вознюк П. вины, наличие на иждивении несовершеннолетних детей.
При назначении наказания в виде административного штрафа, учитывая данные о личности Вознюк П., его семейное и материальное положение, наличие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельства, цели наказания, полагаю необходимым назначить административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, т.е. в размере 2000 рублей. Наказание в указанном размере соразмерно характеру совершенного деяния, фактическим обстоятельствам дела и личности Вознюк П..
Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В судебном заседании установлено, что брак Вознюк П. с гражданской России В.А.С. прекращен 27.05.2019.
С Вознюк П. в пользу В.А.С. взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей: В. и В. и до достижения детьми совершеннолетия.
Из справки судебного пристава-исполнителя ОСП по Сегежскому району УФССП России по РК следует, что по состоянию на 30.09.2021 размер задолженности Вознюк П. по алиментам составляют <...> руб..
Свидетель В.А.С. в судебном заседании пояснила, что состояла в браке с Вознюк П. с 2013 по 2019 г.г.. После расторжения брака совместно с Вознюк П. не проживает, их совместные дети проживают с ней. Вознюк П. с детьми не общается, несмотря на то, что проживает недалеко от детей, самостоятельно материальную помощь в содержании детей не оказывает, алиментные обязательства не исполняет. Звонит ей только в состоянии опьянения, в связи с чем, она прекращает с ним разговор.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П, от 17 февраля 2016 г. N 5-П и др.).
Из представленных письменных материалов дела, пояснений свидетеля В.А.С. следует, что Вознюк П. устойчивых семейных связей на территории России не имеет, с детьми не общается, не обеспечивает детей материально, место жительства либо место пребывания на территории РФ у него отсутствует, равно как и официальный источник дохода, возможность получения им дохода на территории РФ, в том числе, в размере обеспечивающем приобретение проездных документов для самостоятельного выезда с территории РФ, не подтверждена.
Наличие у Вознюк П. родственников (детей), имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает его от обязанности соблюдать миграционное законодательство РФ и от принятия мер по легализации своего положения на территории РФ.
Вознюк П. в 2020-2021 г.г. неоднократно был привлечен к административной ответственности за нарушение общественного порядка (ст. 20.21 КоАП РФ), административные штрафы им не оплачены
Из справки ОМВД России по Сегежскому району следует, что в 2021 году в отдел полиции поступило 26 обращений от М. проживающей с Вознюк П., по фактам причинения ей телесных повреждений Вознюк П., по фактам нахождения Вознюк П. в состоянии опьянения в принадлежащем ей жилом помещении.
Таким образом, учитывая отсутствие у Вознюк П. тесных семейных связей на территории России, что подтверждается прекращением брака с гражданкой РФ, отсутствием общения с детьми, не исполнением обязанности по содержанию несовершеннолетних детей, а также отсутствие источника дохода, места жительства либо пребывания, отсутствие обращений в органы МВД России с заявлением о постановке на миграционный учет, позволяющим продлить срок нахождения на территории РФ, прихожу к выводу о необходимости назначения Вознюк П. административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Оснований для неприменения данного вида наказания не усматриваю по вышеуказанным обстоятельствам, связанным с семейным положением Вознюк П., равно как и не усматриваю оснований для контролируемого самостоятельного выезда Вознюк П. из Российской Федерации в связи с отсутствием у него дохода, а также отсутствием доказательств возможности получения такого дохода в период нахождения на территории РФ.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Установленный Указом Президента РФ от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» мораторий на применение административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в форме принудительного выдворения истек 30.09.2021.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать гражданина Украины Вознюк Павла виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей (две тысячи рублей) с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
До административного принудительного выдворения за пределы Российской Федерации поместить Вознюк Павла в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. 8 Марта, д. 40.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УИН 18891109990002220955, УФК по Республике Карелия г. Петрозаводск МВД по Республике Карелия лицевой счет 04061414350, ИНН 1001041280, КПП 100101001, ОКТМО 86645000, счет 03100643000000010600 в отделении – НБ Республика Карелия банка России, БИК 018602104, кор/счет 40102810945370000073, КБК 18811601181019000140.
Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления..
Судья А.В. Тугорева