УИД 65RS0016-01-2021-000713-29
Дело №2-625/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2021 года город Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего – Стародубцевой М.А.,
при помощнике судьи – Алексееве В.Л.,
с участием истца Перминовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Перминовой Екатерины Сергеевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних П.И.С., П.А.Т., П.П.Т., к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,
установил:
14 июля 2021 года Перминова Е.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних П.И.С., П.А.Т., П.П.Т., обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование иска истец указала, что с 12 сентября 2012 года она зарегистрирована и проживает в <адрес>. В указанной квартире истец проживает совместно с членами своей семьи на основании договора социального найма, общая площадь жилого помещения <данные изъяты>. В соответствии с распоряжением администрации Углегорского городского округа от 18 февраля 2021 года № истец отнесена к категории малоимущих граждан; постановлением администрации Углегорского городского округа от 02 апреля 2021 года № истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На основании изложенного, истец просила суд обязать ответчика предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта поселок городского типа Шахтерск равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее <данные изъяты>. и находящемуся в границах поселка городского типа Шахтерск, Углегорского района.
Определением суда от 06 августа 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца привлечены Уткина Е.М., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего У.Н.А., и Перминова А.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних П.А.А. и П.Д.С.
В судебном заседании истец Перминова Е.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации Углегорского городского округа Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Третьи лица Уткина Е.М., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего У.Н.А., и Перминова А.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних П.А.А. и П.Д.С., извещались судом по адресу регистрации по месту жительства, однако уведомления о времени и месте судебного разбирательства, возвращены в суд без их вручения с отметкой об истечении установленного срока хранения и о неявке адресата за получением.
На основании части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ и статьи 117 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает доставленным сообщение в адрес третьих лиц, поскольку оно поступило лицам, которым оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от них, не было им вручено, и адресаты не ознакомились с ним. Таким образом, суд признает третьих лиц Уткину Е.М. и Перминову А.С. извещенными о времени и месте судебного заседания.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца Перминову Е.С., исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно положениям статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 февраля 2015 года №360-О Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), тем самым предписывает законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Оспариваемая норма, принятая законодателем в порядке реализации указанных конституционных положений и устанавливающая, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев, с учетом общеправового и конституционного принципа справедливости сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым определены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, а также указаны основания, которые не могут служить таковыми для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Для предоставления истцу жилого помещения в порядке части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо соблюдение двух условий: жилые помещения граждан признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции; граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть признаны малоимущими.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Перминова Е.С. с 12 сентября 2012 года зарегистрирована в <адрес> общей площадью <данные изъяты>., расположенной по адресу: <адрес>, с составом семьи: Перминова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, У.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Уткина Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.П.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.А.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Собственником указанного жилого помещения является Углегорский городской округ Сахалинской области.
Распоряжением администрации Углегорского городского округа от 18 февраля 2021 года № истец Перминова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана малоимущей в целях постановки на учет для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, с составом семьи 2 человека.
Постановлением администрации Углегорского городского округа от 02 апреля 2021 года № Перминова Е.С. с составом семьи 4 человека принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, основание постановки на учет пункт 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ.
По сообщению администрации Углегорского городского округа от 14 мая 2021 года истец Перминова Е.С. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда под порядковым номером 80 по поселку городского типа Шахтерск, Углегорского района.
По информации, представленной ответчиком, жилое помещение – <адрес>, аварийным и непригодными для проживания не признавались.
Указанное обстоятельство не отрицалось и истцом Перминовой Е.С. в судебном заседании.
Учитывая, что предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда состоящим на учете гражданам осуществляется по выбранному ими способу улучшения жилищных условий в порядке очередности исходя из времени принятия на жилищный учет, при этом каких-либо доказательств наличия у истца преимущественного права на внеочередное улучшение жилищных условий не представлено, истец Перминова Е.С. продолжает состоять в очереди на улучшение жилищных условий и права на улучшение жилищных условий она не лишена, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования о предоставлении жилого помещения в обход установленного законом порядка, то есть, минуя очередность.
При указанных обстоятельствах у суда не имеется оснований для возложения обязанности на администрацию Углегорского городского округа Сахалинской области предоставить истцу по договору социального найма жилое помещение во внеочередном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Перминовой Екатерины Сергеевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних П.И.С., П.А.Т., П.П.Т., к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24 августа 2021 года.
Председательствующий М.А. Стародубцева