дело №
24RS0№-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2022 года <адрес> края
Туруханский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Демина А.В.,
с участием представителя истца в лице старшего помощника прокурора <адрес> ФИО2,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к КГБУЗ «<адрес> больница» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к КГБУЗ «<адрес> больница», с учетом уточнения исковых требований, о возложении обязанности организовать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи на постоянной основе в амбулаторных условиях в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном в <адрес>.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения законодательства об основах здоровья граждан в РФ, в деятельности КГБУЗ «Туруханская РБ» установлено, что указанное учреждение осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией, выданной Министерством здравоохранения <адрес>. Согласно Устава учреждение является юридическим лицом, имеет структурные подразделения, в том числе фельдшерско-акушерский пункт <адрес>. В соответствии с условиями лицензии установлены виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности в ФАПе <адрес>, а именно: оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи. Однако, с ДД.ММ.ГГГГ фельдшерско-акушерский пункт <адрес> деятельность не осуществляет по причине отсутствия медицинского работника. В <адрес> проживают 76 человек, в том числе 15 несовершеннолетних. Кроме того, удаленность <адрес> от районного центра и других населенных пунктов, в которых оказывается медицинская помощь, не позволяет своевременно обеспечить оказание медицинской помощи, как первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, так и скорой неотложной медицинской помощи. Прокуратурой в адрес и.о. главного врача ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам установлена ненадлежащая работа кадрового специалиста по подбору кадров и замещению вакантных должностей. Просит обязать КГБУЗ «Туруханскую РБ» организовать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи на постоянной основе в амбулаторных условиях в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 заявленные исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика КГБУЗ «Туруханская РБ», будучи своевременно и надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд не уведомили. В возражениях на иск указал, что с заявленными исковыми требованиями не согласен, поскольку с администратором администрации <адрес> ФИО3 заключен договор на домовое хозяйство – пункт первичной помощи в сельской местности при несчастных случаях, травмах, отравлениях, др. Также, один раз в неделю выполняются авиарейсы из <адрес> в <адрес>, в связи с чем, жители <адрес> могут прилететь в <адрес> и обратиться в поликлинику КГБУЗ «Туруханская РБ». Экстренная и неотложная медицинская помощь жителям <адрес> оказывается путем вызова санитарных авиарейсов, выполняемых бригадой скорой медицинской помощи КГБУЗ «Туруханская РБ». В связи с отсутствием кандидатов на вакантную должность <адрес> больница не имеет возможности принять медицинского работника на должность медицинской сестры на ФАП д. Старотуруханск по объективным причинам. Просит отказать в исковых требованиях прокуратуры в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения <адрес>, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, в соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ просили суд рассмотреть дело в его отсутствие. Представил суду письменный отзыв на исковое заявление.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, представителя третьего лица, которые достаточно вовлечены в судебный процесс, однако реализовать свое право участия в судебном процессе не пожелали.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Как следует из положений ст. 1, ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» данный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской федерации и определяет в том числе: права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
Согласно ч. 2 ст. 5, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры, в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10 Закона).
Согласно п. п. 5,6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.
Как установлено в судебном заседании, КГБУЗ «<адрес> больница имеет лицензию № ЛО-24-01-004969 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности.
<адрес> проведена проверка законодательства об охране здоровья граждан в деятельности КГБУЗ «Туруханская РБ», в ходе которой установлено, что ФАП в <адрес> не функционирует по причине отсутствия медицинского работника.
По результатам рассмотрения указанного выше представления и.о. главного врача КГБУЗ «Туруханская РБ» ФИО4 сообщил о проведении служебной проверки, по результатам которой выявлена недостаточно активная работа отдела кадров по взаимодействию с руководством медицинских колледжей с целью трудоустройства выпускников на ФА<адрес>. К начальнику отдела кадров применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Согласно выписки из реестра лицензий КГБУЗ «<адрес> больница» осуществляет медицинскую деятельность, в том числе и по адресу: 663230, <адрес>, д. Старотуруханск, д. Старотуруханск (Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)).
Справкой руководителя территориального управления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что численность населения на ДД.ММ.ГГГГ в д. Старотуруханск составляет 76 человек, в том числе 15 детей.
Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ № с заведующей ФАП Старотуруханск – медицинской сестрой ФИО5 расторгнут трудовой договор.
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Туруханская РБ» передала администрации д. Старотуруханск в лице администратора ФИО3 аптечку для оказания первой медицинской помощи, оснащенную лекарствами и изделиями медицинского назначения.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что в период с 2021 года по настоящее время ответчиком не организовано оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в ФАП <адрес> на постоянной основе, в связи, с чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
В силу п. 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи (п. 9 Положения).
В соответствии с п. 19.1 Положения в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием комплексов передвижных медицинских, не реже 2 раз в год.
Согласно п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
Оценивая представленные доказательства, принимая во внимание, что в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, стороной ответчика суду не представлено достаточных доказательств о невозможности организовать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях на постоянной основе в фельдшерско-акушерском пункте в <адрес>.
Довод стороны ответчика о заключении договора на домовое хозяйство, не является уважительной причиной нарушения законодательства об основах здоровья граждан, не свидетельствует об организации первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в фельдшерско-акушерском пункте на постоянной основе, расположенном в <адрес>. Кроме того, стороной ответчика не представлено документов, свидетельствующих о наличии медицинского образования у администратора <адрес>, которое дает ему возможность оказывать первичную медицинскую помощь.
К доводу, указанному в объяснениях представителя ответчика о том, что в жители <адрес> могут прилетать в <адрес> в поликлинику КГБУЗ «Туруханская РБ» на вертолете, осуществляющим рейс один раз в неделю, суд относится критически, в связи с тем, что подобного рода действия нарушают права граждан на доступность медицинской помощи.
На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> к КГБУЗ «<адрес> больница» о возложении обязанности организовать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи на постоянной основе в амбулаторных условиях в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном в <адрес>, подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к КГБУЗ «<адрес> больница» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать КГБУЗ «<адрес> больница» организовать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи на постоянной основе в амбулаторных условиях в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном в <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Туруханский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Демин
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.