Дело № 2-76/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гдов 27 марта2023 года
Гдовский районный суд Псковской области в составе председательствующего Асадова А.Б., при секретаре Ивановой К.А., с участием истца - помощника прокурора Гдовского района Грачевой К.С., представителя ответчика - Администрации Гдовского района Сергеева К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Гдовского района и Администрации СП «Полновская волость» об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных и строительных отходов на территории земельного участка вблизи п. Ямм в границах кадастровых кварталов № и № на землях, собственность на которые не разграничена,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлениемк Администрации Гдовского района и Администрации СП «Полновская волость» об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных и строительных отходов на территории земельного участка вблизи п. Ямм в границах кадастровых кварталов № и № на землях, собственность на которое не разграничена.
В обосновании требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления Гдовского района.
Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду,- достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 вопросов местного значения городских поселений.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 № 1464-03 «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Псковской области в качестве вопроса местного значения закрепляется участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Проверкой, проведенной с выездом на место, установлено, что вблизи п. Ямм Полновской волости Гдовского района в границах кадастровых кварталов № и № на землях, собственность на которые не разграничена, находится несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов.
Мер к ликвидации указанной свалки до настоящего времени не предпринималось. Исходя из письма Администрации сельского поселения «Полновская волость» вопрос о ликвидации данной несанкционированной свалки будет рассматриваться в 2023 году, написано ходатайство Главе Гдовского района с просьбой оказать содействие в ликвидации данной свалки.
На основании изложенного просит, обязать Администрацию Гдовского района и Администрацию сельского поселения «Полновская волость» в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных и строительных отходов на территории земельного участка вблизи п. Ямм Полновской волости Гдовского района в границах кадастровых кварталов № и № на землях, собственность на которые не разграничена.
В судебном заседанииистец Грачева К.С. - доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации Гдовского района Сергеев К.А. исковые требования признал. Пояснил, что денежные средства на ликвидацию несанкционированной свалки имеются и она будет ликвидирована в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель ответчика – Администрации СП «Полновская волость» не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен. Предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.
В судебное заседаниепредставитель третьего лица – Северо-западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.
В судебное заседание представитель третьего лица - Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел данное гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика,суд пришел к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологического благополучия населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Статьей 42 ЗК РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 4 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, ФИО1 осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
На основании п.п.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии п.2 ст.1 Закона Псковской области от 10.12.2014 № 1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Псковской области в качестве вопроса местного значения закрепляется участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Исходя из данных правовых норм, обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на землях, право собственности на которые не разграничено, в случае не установления собственника отходов, возлагается на органы местного самоуправления.
Установлено, что 05.12.2022 в Псковскую природоохранную межрайонную прокуратуру поступило письмо Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о необходимости принятия мер прокурорского реагирования по факту размещения несанкционированной свалки отходов производства и потребления (отходов малоценной древесины, отходов от разборки зданий, мусора и смета от складских помещений и т.д.) на территории Гдовского района (л.д. 7-8).
Проверкой, проведенной 16.12.2022 прокуратурой с выездом на место, установлено, что вблизи п. Ямм Полновской волости Гдовского района в границах кадастровых кварталов № и № на землях, собственность на которые не разграничена, находится несанкционированная свалка твердых коммунальных и строительных отходов (л.д. 33-38).
Согласно ответа главы СП «Полновская волость» от 17.01.2023 адресованному Псковской природоохранной межрайоной прокуратуре следует, что ликвидация несанкционированной свалки вблизи с. Ямм в границах кадастровых кварталов № № рассматривается в 2023 году. Направлено ходатайство главе Гдовского района с просьбой оказать содействие в ликвидации свалки (л.д. 3).
До настоящего времени несанкционированная свалка не ликвидирована.
Факт её существования доказан и не оспаривался в судебном заседании.
Следовательно, оснований полагать, что ответчики организовали должным образом работу по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов применительно к спорной несанкционированной свалке не имеется.
Таким образом, требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Гдовского района и Администрации СП «Полновская волость» об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных и строительных отходов – удовлетворить.
Обязать Администрацию Гдовского района и Администрацию сельского поселения «Полновская волость» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных и строительных отходов на территории земельного участка вблизи п. Ямм СП «Полновская волость» Гдовского района в границах кадастровых кварталов № и № на землях, собственность на которые не разграничена.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Гдовский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2023 года.
Судья А.Б. Асадов