Дело № 2-1798/2022
УИД 50RS0015-01-2022-000961-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2022 года г. Истра
Московская область
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Путынец И.А.,
при секретаре Заморе О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.Ж.В., Г.А.В. к Администрации г.о. Истра Московской области, третьи лица: К.И.В., Ш.С.В., Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, АО "МОСВОДОКАНАЛ", ГУ Архитектуры и градостроительства Московской области, о признании права на перераспределение земельного участка, признании незаконным решения, обязании оказать государственную услугу,
У С Т А Н О В И Л:
Г.Ж.В., Г.А.В. обратились в суд с иском к Администрации г.о. Истра Московской области, третьи лица: К.И.В., Ш.С.В., Министерство имущественных отношений <адрес>, Министерство экологии и природопользования Московской области, АО "МОСВОДОКАНАЛ", ГУ Архитектуры и градостроительства Московской области, о признании права на перераспределение земельного участка, признании незаконным решения, обязании оказать государственную услугу.
В обоснование заявленных требований указывают, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>
Данное имущество унаследовано от ФИО4, которая в свою очередь получила имущество по завещанию Х.М.Е.. Согласно свидетельству о праве на наследство, выданному Г., наследство Х.М.Е. состоит из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 866 кв.м (фактически).
Х.М.Е. ДД.ММ.ГГГГ получила свидетельство о праве собственности в отношении земельного участка площадью 0,06 га, из них 0,06 га бесплатно. Фактически земельный участок, на котором располагалось домовладение по адресу: <адрес> имел площадь 821 кв.м.
Кадастровым инженером З. ДД.ММ.ГГГГ изготовлена схема фактического расположения земельного участка с кадастровым номером №. Согласно данной схеме, фактическая площадь и границы земельного участка расходятся с данными ЕГРН, площадь равна 824 кв.м.
Фактически границы земельного участка существуют длительное время и закреплены объектом искусственного происхождения – забором. Споров по границам земельного участка со смежными землепользователями не имеется.
Г.Ж.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию городского округа Истра с заявлением об образовании земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Решением Администрации городского округа Истра заявителю было отказано в предоставлении государственной услуги по следующим основаниям:
1. Указанный земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации;
2. В соответствии с представленной схемой расположения земельного участка, конечная конфигурация не обеспечивает требований о недопустимости вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатках, создает вклинивание, вкрапливаниеи изломанность гарниц вновь образуемого земельного участка;
Г.Ж.В. ДД.ММ.ГГГГ повторно обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков, учитывая внесенные Федеральным законом №9-ФЗ от 16.02.2022 года в ст. 27 ЗК РФ изменения. Согласно внесенным изменениям, земельные участки, расположенные во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, исключены из состава земель, ограниченных в обороте.
Решением ответчика Заявителю повторно было отказано в предоставлении государственной услуги. Помимо предыдущих оснований было добавлено также новое основание: Информация, которая содержится в документах, представленных заявителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
Истцы просят суд признать за Г.Ж.В. и Г.А.В. право на перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> образованием нового земельного участка площадью 824 кв.м в следующих координатах:
№ | № | |
№ | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Истцы в заседание не явились, представитель истцов по доверенности адвокат истцов Ю.Ю.А. - явилась, требования поддержала в полном объёме.
Представитель Администрации г.о. Истра Московской области А.М.А. в заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований на основании доводов, изложенных в письменных возражениях.
Ответчик утверждает, что образуемый земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территории, а именно - зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того Ответчик ссылается на то, что образуемый участок нарушает требования п.6 ст. 119 ЗК РФ, а именно - его образование приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Третьим обоснованием отказа Ответчик называет непредоставление сообщения, содержащего перечень всех зданий и сооружений, расположенных на земельном участке.
Третье лицо Министерство имущественных отношений Московской области о деле извещено, не обеспечило явку своего представителя в суд.
Третье лицо АО "Мосводоканал" о деле извещено, не обеспечило явку своего представителя в суд.
Третье лицо ГУ архитектуры и градостроительства МО о деле извещено, не обеспечило явку своего представителя в суд.
Третье лицо Министерство экологии и природопользования МО о деле извещено, не обеспечило явку своего представителя в суд.
Третье лицо К.В.М. явился, против удовлетворения заявленных требований не возражал, подтвердил, что указанные границы существуют с 1977 года.
Третьи лица К.И.В., Ш.С.В. не явились, о деле извещены.
Суд принял решение рассматривать дело при имеющейся явке.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании ч.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп.3 п.1 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно Решению Совета депутатов Истринского муниципального района Московской области от 16 апреля 2002 года № 10/19, максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам под ИЖС в сельских населенных пунктах составляет 0,3 га.
В соответствии с п.3 ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В соответствии с п.3 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
На основании п.4 ст. 39.28 ЗК РФ, обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Как указано пп.2 п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ, увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
На основании п.3 ст. 39.29 ЗК РФ, к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Согласно п.6 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что Г.Ж.В., Г.А.В. являются собственниками земельного участка, с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 19, 24-27).
ДД.ММ.ГГГГ Г.Ж.В. обратилась в Администрацию городского округа Истра с заявлением об образовании земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Решением Администрации городского округа Истра заявителю было отказано в предоставлении государственной услуги по следующим основаниям:
1. Указанный земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации;
2. В соответствии с представленной схемой расположения земельного участка, конечная конфигурация не обеспечивает требований о недопустимости вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатках, создает вклинивание, вкрапливаниеи изломанность границ вновь образуемого земельного участка; (л.д.38)
Г.Ж.В. ДД.ММ.ГГГГ повторно обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков, учитывая внесенные Федеральным законом №9-ФЗ от 16 февраля 2022 года в ст. 27 ЗК РФ изменения. Согласно внесенным изменениям, земельные участки, расположенные во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, исключены из состава земель, ограниченных в обороте.
Решением ответчика заявителю повторно было отказано в предоставлении государственной услуги. Помимо предыдущих оснований было добавлено также новое основание: Информация, которая содержится в документах, представленных заявителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП (л.д.79)
При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка выявлено, что площадь земельного участка фактически составляет 824 кв.м, что на 224 кв.м больше, чем содержится в сведениях ЕГРН. Фактически границы земельного участка существуют длительное время и закреплены объектом искусственного происхождения – забором, на земельном участке находятся 3 объекта капитального строительства (л.д.104). Споров по границам земельного участка со смежными землепользователями не имеется.
Указанный земельный участок площадью 224 кв.м находится в едином землепользовании с земельным участком площадью 600 кв.м, расположен при домовладении по адресу: <адрес> (л.д. 19-23), исторически находится в пользовании и собственности семьи истцов.
Имущество унаследовано истцами от ФИО4 (л.д. 24-26). ФИО4, согласно свидетельству о праве наследства по завещанию, унаследовала от Х.М.Е. жилой дом по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 866 кв.м(фактически) (л.д.18).
Право собственности Х.М.Е. на земельный участок площадью 0,06 га подтвержден свидетельством о праве собственности на землю (л.д.14). Дополнением к акту установления и согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ выявлена фактическая площадь 821 кв.м, что больше площади, указанной в правоустанавливающем документе на 221 кв.м.
В результате этого перераспределения соблюдено условие о том, что площадь земельного участка, находящегося в собственности граждан, увеличивается не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков, а именно - площадь участка составит 0,0821 га. Предельный максимальный размер, установленный решением Совета депутатов Истринского муниципального района Московской области от 16 апреля 2002 года № 10/19, составляет 0,3 га.
Ответчик не представил доказательств, что вновь образованный земельный участок нарушает требования ст.27 ЗК РФ и входит в первый пояс зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Исходя из того, что фактически границы земельного участка существуют длительное время и закреплены объектом искусственного происхождения – забором, на земельном участке находятся 3 объекта капитального строительства, а споров по границам земельного участка со смежными землепользователями не имеется, суд приходит к выводу, что перераспределение земельного участка не создает вклинивание, вкрапливание и изломанность границ вновь образуемого земельного участка.
Истребование документов, прилагаемых к заявлению о перераспределении земельных участков, не установленных п.3 ст. 39.29 ЗК РФ, не допускается.
Ответчик в судебном заседании утверждал, что истцом неверно выбран способ защиты прав, надлежащим способом защиты является предъявление иска о признании недействительным результатов межевания и установлении границ земельного участка истцов в соответствии с фактическим землепользованием.
Однако истец свободен в выборе способов защите нарушенного права и доказал, что иным лицам указанный земельный участок не может быть предоставлен. Желание уплатить цену за присоединяемый земельный участок не нарушает общественные интересы и последующая процедура перераспределение повлечет собой получения доходов местного бюджета.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет заявленные Г.Ж.В., Г.А.В. требования в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Г.Ж.В., Г.А.В. к Администрации г.о. Истра Московской области о признании права на перераспределение земельного участка, признании незаконным решения, обязании оказать государственную услугу удовлетворить.
Признать за Г.Ж.В., Г.А.В. право на перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с образованием нового земельного участка площадью 824 кв.м в границах согласно схеме расположения на кадастровом плане территории от 04.02. 2021 года кадастрового инженера З. в следующих координатах:
Обозначение характерных точек | Координаты, м Х Y | |
№ | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Признать незаконным решение Администрации г.о. Истра Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по заявлению Г.Ж.В. от ДД.ММ.ГГГГ «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Обязать Администрацию г.о. Истра Московской области оказать Г.Ж.В. и Г.А.В. государственную услугу «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
На решение может быть подана жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Путынец