Дело № 12-139/2023
УИД 74MS0121-01-2023-000703-98
Мировой судья Уфимцева А.К.
РЕШЕНИЕ
г.Магнитогорск 07 июня 2023 года
Судья Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Еремина Е.А.,
при секретаре Кунусбаевой А.М.,
с участием представителя ОСФР по Челябинской области К.Д.Х.,
рассмотрев жалобу начальника отдела взаимодействия со страхователями №2 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области К.А.В. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Правобережного района г.Магнитогорска №3-162/2023 от 24 марта 2023 года по ч.1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Начальником отдела взаимодействия со страхователями №2 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) К.А.В. в отношении председателя правления Жилищно-строительного кооператива - 53 И.В.В. составлен протокол об административном правонарушении № 3022 от 09 февраля 2023 года по ч.1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что страхователем Жилищно-строительный кооператив - 53, председателем правления которого является И.В.В., в нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представило с нарушением срока 22 октября 2022 года (вместо 15 августа 2022 года) отчетность по «дополняющей» форме СЗВ-М на одно застрахованное лицо, отсутствующее в «исходной» форме за отчетный период «июль 2022», представленной в срок 11 августа 2022 года.
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Правобережного района г. Магнитогорска от 24 марта 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя правления Жилищно-строительного кооператива 53 И.В.В. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, кооператив реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, что допускает не применять к обществу финансовых санкций.
Начальник отдела взаимодействия со страхователями №2 ОПФР по Челябинской области К.А.В. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просила его отменить как незаконное и направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что в данном случае имеет место не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц за отчетный период «июль 2022 г.», а дополнительное представление сведений на «забытое» застрахованное лицо - А.Р.А., с нарушением установленного законом срока, информация о котором ранее не представлялась в «исходной» форме СЗВ-М, что является основанием для применения финансовых санкций.
В судебном заседании председатель правления Жилищно-строительный кооператив-53 И.В.В. участия не принимал, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель ОСФР по Челябинской области К.Д.Х. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление мирового судьи судебного участка №1 Правобережного района г. Магнитогорска от 24 марта 2023 года отменить, вернуть дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, с учетом доводов жалобы, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Жилищно-строительным кооперативом-53, председателем правления которого является И.В.В., в нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представлено с нарушением срока 22 октября 2022 года (вместо 15 августа 2022 года) отчетность по «дополняющей» форме СЗВ-М на одно застрахованное лицо, отсутствующее в «исходной» форме за отчетный период «июль 2022», предоставленной в срок 11 августа 2022 года.
Разрешая вопрос о виновности И.В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, исходя из самостоятельного и своевременного устранения допущенной ошибки, однако приведенные суждения и состоявшееся по делу об административном правонарушении постановление нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения. Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Пунктом 1 статьи 8 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в органы Фонда сведения для индивидуального (персонифицированного) учета (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 настоящего Федерального закона) в составе единой формы сведений.
Страхователь в случае, если численность работающих у него застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за отчетный период превышает 10 человек, представляет единую форму сведений в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи». В таком же порядке страхователем могут представляться сведения в отношении 10 и менее работающих у него застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за отчетный период
В силу ст. 9 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь представляет в соответствующий орган Фонда сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в следующих случаях: при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования; при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, если в отношении этих физических лиц не открыт индивидуальный лицевой счет; при ликвидации, реорганизации юридического лица, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, снятии с регистрационного учета в качестве страхователя - работодателя адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, о работающих у него застрахованных лицах. Из пункта 1 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете следует, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 года № 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах. Так, в п.40 данной Инструкции указано, что страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются. В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Таким образом, из буквального толкования указанных положений следует, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет отсутствовать в случае своевременного предоставления сведений, в том числе и в составе дополняющих сведений, а также в случае, если уточненные (исправленные) сведения внесены до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом РФ в отношении застрахованного лица, указанного в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях. Поскольку в рассматриваемом случае «дополняющей» формой внесены сведения на новое застрахованное лицо, которое не было указано в «исходной» форме, эти сведения представлены за истечением срока представления указанных сведений, указание об отсутствии в деянии председателя правления жилищного кооператива - 53 И.В.В. состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованным и сделанным с соблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Допущенное мировым судьей нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения И.В.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, не истек (начало течения срока давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента совершения правонарушения, то есть с 16 августа 2022 года), постановление мирового судьи от 24 марта 2023 года подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ №3-162/2023 ░░ 24 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - 53 ░.░.░. ░░ ░.1 ░░.15.33.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
...