Судья Новиков М.В. дело № 21-170/2023
№ 12-96/2023
67RS0002-01-2023-003218-28
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 сентября 2023 года г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Штейнле А.Л. при секретаре Смородиной А.В., рассмотрев жалобу Церлюкевича О.А. на решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 08 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Церлюкевича О.А.,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды от 24 мая 2023 года <данные изъяты> ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» Церлюкевич О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 08 августа 2023 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, Церлюкевич О.А. просит решение судьи отменить, как незаконное и, прекратить производство по делу об административном правонарушении. Указывает, что в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении им был представлен журнал учета в области обращения с отходами, что свидетельствует о ведении учета в области обращения с отходами производства и потребления. При этом ведение учета в области обращения с отходами по форме, предусмотренной боле ранним Порядком, не образует состава административного правонарушения, поскольку все необходимые графы, предусмотренные новым Порядком присутствуют в данном журнале. Вся необходимая информация в нем отражена. В журнал не были внесены сведения о древесных отходах от сноса и разборки зданий, а также о грунтах промышленной площадки при сносе и разборке зданий, поскольку согласно экспертизе данные отходы соответствуют V классу опасности, поэтому информация о них в журнал вноситься не должна.
Ознакомившись с жалобой, заслушав объяснения Церлюкевича О.А. и его защитника Байбаковой О.В., поддержавших доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья Смоленского областного суда приходит к следующему.
Частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" (далее приказ N 721) учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.
В пункте 6 приказа N 721 указано, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к приказу N 721).
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 01 апреля, 01 июля и 01 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 01 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом (пункт 7 приказа N 721).
Приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года N 1028, вступившим в силу с 01 января 2021 года, утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее Порядок N 1028), согласно пункту 4 которого учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов. Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель (пункт 9 Порядка N 1028).
Как следует из материалов дела, по итогам совместной проверки нарушения обязательных требований природоохранного законодательства об отходах производства и потребления при сносе объекта капитального строительства – производственного здания на территории ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» по адресу: <адрес>, проведенной 11 апреля 2023 года государственным инспектором Смоленской области в области охраны окружающей среды Васильевой Е.Ю., заместителем прокурора Заднепровского района г. Смоленска вынесено постановление от 02 мая 2023 г. о возбуждении дела об административном правонарушении по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» - <данные изъяты> Церлюкевича О.А. В последующем постановлением государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды от 24 мая 2023 года Церлюкевич О.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда установил, что Церлюкевич О.А., являясь ответственным за ведение в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, в установленном порядке такой учет не вел. При том, что в ходе проверки были установлены навалы несортированных отходов, содержащие в том числе, следующие виды:
- 8 12101 01 72 4 – древесные отходы от сноса и разборки зданий;
- 8 12311 21 40 4 – грунты промышленной площадки при сносе и разборке зданий.
Однако, представленные ООО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» журналы учета в области обращения с отходами (как по новой, так и по старой форме) сведений об указанных отходах не содержат.
Указанные обстоятельства и вина Церлюкевича О.А. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются совокупностью представленных по делу доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.05.2023 г., справкой по результатам проверки. Согласно которой на территории Общества выявлены нарушения природоохранного законодательства, в том числе не представлены данные учета отходов), фотоматериалом, приказами от 22.10.2018 г. № 988к и от 22.10.2018 г. № 990к, должностной инструкцией от 28.11.2017 г., трудовым договором № 35 с дополнительными соглашениями, служебной запиской, предложением и согласием на совмещение должностей, соглашением от 22.10.2018 г. и другими доказательствами, которым должностным лицом и судьей дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При указанных выше обстоятельствах должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях Церлюкевича О.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ.
.Доводы жалобы о том, что в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении были представлены журналы учета в области обращения с отходами, при этом ведение учета в области обращения с отходами по форме, предусмотренной более ранним Порядком, не образует состава административного правонарушения, поскольку все необходимые графы, предусмотренные новым Порядком присутствуют в данном журнале и вся необходимая информация в нем отражена, не свидетельствуют об отсутствии вины Церлюкевича О.А. в совершенном деянии и не освобождают его от административной ответственности, поскольку в представленных журналах отсутствуют сведения об отходах, которые были выявлены у Общества в ходе проверки. Следовательно, учет в области обращения с отходами велся с нарушением установленного и вышеуказанного Порядка, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, в силу пункта 4 указанного Порядка в журнал учета в области обращения с отходами подлежала включению информация и об отходах (приведенных выше), отнесенных к V классу опасности, которые не были отражены в соответствующих журналах.
Суждение о том, что древесные отходы от сноса и разборки зданий, а также грунты промышленной площадки при сносе и разборке зданий, согласно экспертизе соответствуют V классу опасности, и поэтому информация о них не должна вноситься в журнал, противоречит требованиям закона, а поэтому отклоняется.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у должностного лица не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.
Приведенные в жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены обжалуемого постановления, поскольку сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления судьи, не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Административное наказание назначено Церлюкевичу О.А. с учетом характера совершенного правонарушения, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 10 статьи 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными, обоснованными, оснований для их отмены не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.2 – 30.8 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
р е ш и л:
постановление государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды от 24 мая 2023 года и решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 08 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Церлюкевича О.А. оставить без изменения, жалобу Церлюкевича О.А. - без удовлетворения.
Судья А.Л. Штейнле