Дело N2-174/2024
18RS0017-01-2024-000214-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2024 года п.Кизнер
Кизнерский районный суд УР в составе
председательствующего судьи Собина А.Л.,
при секретаре Степановой Я.Ю.,
с участием помощника прокурора Кизнерского района УР Сентяковой А.К.,
представителя ответчика Администрации МО"Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики" - Баранова А.Н., действующего на основании доверенности,
представителей ответчика МУП "Служба заказчика Кизнерского района" - директора Пушкина И.М. и Невоструева А.Е., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кизнерского района УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Служба заказчика Кизнерского района" о возложении обязанности по получению лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кизнерского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП "Служба заказчика Кизнерского района" с первоначальными исковыми требованиями о возложении обязанности на муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика Кизнерского района" получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод из скважины №2889, расположенной по адресу: УР, Кизнерский район, д.Безменшур, ул.Садовая, 13, до 31 декабря 2025 года.
Определением суда по ходатайству истца Администрация МО "МО Кизнерский район Удмуртской Республики" привлечена в качестве соответчика, в связи с тем, что согласно Устава МУП "Служба заказчика Кизнерского района" учредителем МУП "Служба заказчика Кизнерского района" является Администрация МО "МО Кизнерский район Удмуртской Республики", которая осуществляет права собственника имущества, переданного МУП "Служба заказчика Кизнерского района" в хозяйственное ведение.
При рассмотрении дела также изменен предмет иска, прокурор просит:
обязать Администрацию МО "МО Кизнерский район Удмуртской Республики" обеспечить МУП "Служба заказчика Кизнерского района" в срок до 31.12.2026 финансовыми средствами для получения лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из скважины №70520, расположенной по адресу: УР, Кизнерский район, п.Кизнер, ул.Леспромхозовская, 2;
обязать МУП "Служба заказчика Кизнерского района" в срок до 31.12.2026 получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод из скважины №70520, расположенной по адресу: УР, Кизнерский район, п.Кизнер, ул.Леспромхозовская, 2.
Первоначальные и измененные требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о недрах, лицензировании, об охране окружающей среды.
МУП "Служба заказчика Кизнерского района" зарегистрировано 30.07.2008 за ОГРН 1081839000913, ИНН 1839001335, осуществляет деятельность по обеспечению производства и распределения тепловой энергии в виде пара и горячей воды, оказывают услуги по водоснабжению и водоотведению во исполнение договорных обязательств с потребителями, проживающими на территории Кизнерского района.
30.03.2021 между Администрацией Кизнерского района и МУП "Служба Заказчика Кизнерского района" заключен договор №149 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с п.2 указанного Договора Администрация Кизнерского района закрепляет за МУП "Служба Заказчика Кизнерского района" на праве хозяйственного ведения основные средства, согласно перечню для использования в соответствии с уставной деятельностью и целевым назначением имущества.
Указанным постановлением Администрации Кизнерского района от 30.03.2021 Администрация муниципального образования "Кизнерский район" передала на праве хозяйственного ведения объекты водоснабжения, в числе которых указанная скважина.
Таким образом, МУП "Служба Заказчика Кизнерского района" в соответствии со ст.7.1 ВК РФ является лицом, использующим указанную артезианскую скважину на постоянной основе в соответствии с условиями Договора, заключенного с собственником - Администрацией муниципального образования "Кизнерский район".
В нарушение требований действующего законодательства МУП "Служба заказчика Кизнерского района", не имея правоустанавливающего документа - лицензии на пользование недрами - осуществляет использование указанной артезианской скважины, путем добычи подземных вод для питьевого и хозяйственного - бытового водоснабжения населения и организаций.
Таким образом, отсутствие лицензии на право пользования недрами (подземными водами) влечет за собой самовольное и неконтролируемое пользование недрами, может повлечь их нерациональное использование и истощение, что является недопустимым.
В судебном заседании помощник прокурора Сентякова А.К. уточнила исковые требования, просит обязать МУП "Служба заказчика Кизнерского района" в срок до 31.12.2026 получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод из скважины №70520, расположенной по адресу: УР, Кизнерский район, п.Кизнер, ул.Леспромхозовская, 2, от требований в отношении Администрации МО "Муниципальный округ Кизнерский район УР" отказывается.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики" - Баранов А.Н., действующий на основании доверенности исковые требования не признал. Пояснил, что действующим бюджетом муниципального образования не заложены денежные средства на лицензирование. Собственником скважины является муниципальное образование. Согласен с отказом прокурора от требований в отношении Администрации.
В судебном заседании представители ответчика МУП "Служба заказчика Кизнерского района" - директор Пушкин И.М. и действующий на основании доверенности Невоструев А.Е. исковые требования не признали. Пояснили, что на проведение лицензирования у организации отсутствуют денежные средства. Скважина находится в хозяйственном ведении предприятия.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, исследовав, представленные по делу доказательства, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с ч.1 ст. 34, ч.2 ст.39 ФЗ № 7 от 10.01.2002, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1.2 указанного закона, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно ст.9 ФЗ от 21.02.1992 № 2395-1 в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии со ст.11 ФЗ от 21.02.1992 № 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно указанной статье, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах муниципального округа водоснабжения населения относятся к вопросам местного значения муниципального округа.
В силу ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Согласно Устава муниципального образования "Муниципальный округ Кизнерский район УР", сокращенным наименование муниципального образования является - Кизнерский район. Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация района. В полномочия Администрации района входит, в том числе, составление проекта местного бюджета, проектов о внесении изменений в местный бюджет; исполнение местного бюджета; управление (владение, пользование и распоряжение) имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация в границах муниципального образования водоснабжения населения.
В силу ст.50, ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Согласно Устава МУП "Служба заказчика Кизнерского района" (с учетом внесенных изменений и дополнений от 21.02.2012, 2009.2013, 17.03.2015, 13.10.2016, 16.11.2019, 20.06.2022, 08.02.2021), учредителем указанного предприятия является Администрация муниципального образования "Кизнерский район". Учредитель осуществляет права собственника имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение. Предприятие является коммерческой организацией. Учредитель не несет ответственности по обязательствам предприятия. Предприятие не отвечает по обязательствам учредителя. Основными видами деятельности и основными задачами предприятия являются, в том числе, оказание услуг водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики". Для достижения целей и решения задач предприятие осуществляет, в том числе функции: управления движимым и недвижимым имуществом; обслуживание и эксплуатацию водонапорных башен. Для осуществления уставных видов деятельности учредитель закрепляет за предприятием имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики" в хозяйственное ведение.
Согласно постановления Администрации МО "Кизнерский район" от 30.03.2021 года №149 и приложения к указанному постановлению за МУП "Служба заказчика Кизнерского района" на праве хозяйственного ведения закреплена, в том числе, артезианская скважина №70520, расположенная по адресу: УР, Кизнерский район, п.Кизнер, ул.Леспромхозовская, 2.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В силу ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Согласно положениям статьи 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пункта 6 этой же статьи собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
Согласно статье 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Таким образом, исходя из названных норм права, муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам созданного им муниципального неказенного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.
Из действующего законодательства, а также из Устава МУП "Служба заказчика Кизнерского района" не следует того обстоятельства, что на Администрацию муниципального образования как учредителя указанного предприятия возложена обязанность финансового обеспечения для осуществления деятельности данной коммерческой организации, в том числе финансирование проведения лицензирования на пользование недрами для добычи подземных вод из скважины, находящейся у предприятия на праве хозяйственного ведения.
При указанных обстоятельствах, отказ прокурора от исковых требований к Администрации МО "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики" не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Довод МУП "Служба заказчика Кизнерского района" об отсутствии денежных средств на получение лицензии, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Действующее законодательство не связывает выполнение требований по получению разрешения на пользование недрами с финансовыми возможностями.
Срок, заявленный прокурором для выполнения обязанности по получению лицензии на пользование недрами, по мнению суда, является достаточным, разумным и обоснованным. Оснований в настоящий момент для увеличения указанного срока, суд не усматривает. Уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░" ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2026 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ №70520, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░░░░░░, 2.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░