Производство № 2-571/2022
Дело (УИД) 28RS0021-01-2022-000809-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 19 сентября 2022 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Есиковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарасовой ФИО6 к администрации Талданского сельсовета об установлении факта проживания по договору социального найма и признании подлежащим переселению из жилья,
у с т а н о в и л:
Тарасова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации Талданского сельсовета об установлении факта проживания по договору социального найма и признании подлежащей переселению из аварийного жилья указав, что с 1984 года она проживает по адресу: <адрес>. Однако с ней договор социального найма жилого помещения был заключен после признания дома аварийным. У неё имеются свидетельские показания, подтверждающие её проживание на протяжении многих лет в данном жилом помещении, также имеются квитанции об оплате различных услуг, подтверждающие проживание в данном жилом помещении. В августе 2022 года она обратилась в администрацию Талданского сельсовета с заявлением о включении её в список лиц, которые подлежат переселению из ветхого и аварийного жилья, но ей было отказано по причине заключения договора после признания дома аварийным и предложено обратиться в суд с иском об установлении факта проживания в спорном жилом помещении и включении её в список лиц, подлежащих переселению по программе обеспечения доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы, подпрограмме переселение граждан из аварийного жилого фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории области, утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 «Об утверждении государственной программы Амурской области». На основании изложенного, просит установить факт её проживания <адрес> на условиях договора социального найма и признать её подлежащей переселению из аварийного жилья по программе обеспечения доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы, подпрограмме переселение граждан из аварийного жилого фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории области, утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 «Об утверждении государственной программы Амурской области».
В последующем исковые требования Тарасовой Л.Н. были уточнены, просит признать за ней право пользования жилым помещением – квартирой № <адрес> на условиях социального найма.
Определениями Сковородинского районного суда от 12 августа 2022 года, от 02 сентября 2022 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены администрация Сковородинского района, Министерство ЖКХ Амурской области, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Тарасов ФИО8.
Истец Тарасова Л.Н., представитель ответчика администрации Талданского сельсовета, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – администрация Сковородинского района, Министерство ЖКХ Амурской области, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Тарасов В.С. в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Истица, представитель ответчика – администрации Талданского сельсовета, представитель третьего лица - администрации Сковородинского района согласно представленных ходатайств, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.
Из отзыва, представленного ответчиком – администрацией Талданского сельсовета следует, что не возражают против удовлетворения заявленных требований Тарасовой Л.Н. о признании за ней права проживания на условиях социального найма.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища (статья 40, часть 1).
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В силу ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральными законом.
Из установленных судом обстоятельств следует, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, возникли в период действия прежнего законодательства и продолжают действовать после вступления в законную силу ЖК РФ, требования истца о признании права пользования жилым помещением заявлены после введения Жилищного кодекса РФ, поэтому при разрешении спора подлежат применению нормы ЖК РФ.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным, либо муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Ст.60 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что на основании протокола заседания жилищной комиссии при администрации Талданского сельсовета №6 от 03 апреля 2009 года и решения жилищной комиссии от 03 апреля 2009 года было рекомендовано Тарасовой Л.Н. выписать ордер на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
14 мая 2009 года между администрацией Талданского сельсовета и Тарасовой Л.Н. был заключён договор социального найма на <адрес>. Совместно с нанимателем вселен сын – Тарасов В.С..
Вместе с тем, судом установлено, что Тарасова Л.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки, представленной администрацией Талданского сельсовета следует, что Тарасова Л.Н. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии от 30.08.2005 года жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Из сообщения администрации Талданского сельсовета от 03 августа 2022 года на имя Тарасовой Л.Н. следует, что по состоянию на 01 января 2020 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является непригодным для проживания. Разрушены и повреждены строительные конструкции и основания при которых есть опасность разрушения дома. Однако истец проживает в данном жилом помещении, до реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов».
Жилое помещение № <адрес> не относится к служебному помещению, согласно информации представленной администрацией Талданского сельсовета.
Постановлением Правительства Амурской области № 152 от 29 марта 2019 года утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов»
Согласно данной Программы, в ее основные цели и задачи входит финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в муниципальных образованиях, признанных таковыми до 1 января 2017 года в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в Программе, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований. Приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п.2 ч.2 ст.49 ГК РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
В августе 2022 года Тарасова Л.Н. обратилась в администрацию Талданского сельсовета с заявлением о включении ее в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья.
Из ответа администрации Талданского сельсовета следует, что Тарасовой Л.Н. отказано во включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилья по причине того, что договор социального найма на жилое помещение № по <адрес> заключен позже признания дома аварийным.
В связи с чем, истица обратилась в суд с иском о признании за ней права пользования в <адрес> на условиях социального найма.
В судебном заседании установлено, что <адрес> была предоставлена Тарасовой Л.Н. на законных основаниях, в данное жилое помещение истица вселилась и проживает с 1984 года, однако, с ней договор социального найма был заключен после признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Ответчиком, в силу ст. 12, 56 ГПК РФ, не представлены доказательства подтверждающие факт самовольного занятия истцами спорной квартиры, поэтому суд находит подтвержденным факт законного вселения в спорную квартиру.
Учитывая, что истец был вселен в спорное жилое помещение с соблюдением установленного порядка, то есть на законных основаниях, то он приобрел право проживания в спорной квартире на условиях социального найма, каких-либо требований к нему о незаконности проживания в спорном жилом помещении не предъявлялось.
Статус служебной <адрес> не присваивался.
При таких обстоятельствах, судом усматриваются основания для признания Тарасовой Л.Н. проживающей в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма с момента вселения в указанное жилое помещение.
Также истцом заявлено требование о признании его подлежащим переселению из аварийного жилья.
Согласно п.8 ч. 1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в настоящее время признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Вместе с тем, в силу ст. 52, 57, 86 ЖК РФ и Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", признание граждан подлежащими переселению из аварийного жилья по программе переселения из аварийного жилья по региональной адресной программе возлагается на муниципальные образования, в связи с чем, суд не вправе предрешать указанный вопрос, поэтому, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198,199 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░11 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ № <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░