Дело № 2-537/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокубанск 07 мая 2024 г.
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Кувиковой И.А.,
при секретаре Гержа Г.И.,
с участием представителя ответчика Крылова А.А., представителя третьего лица Куницына А.Е. – адвоката Журда О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края к Д. Н. о понуждении к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в суд с иском к Д. Н. о понуждении к продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:0802000:394, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Верхнекубанское с/п, тер ОПХ ФГНУ «КубНИИТиМ», указав, что ответчик является гражданином Германии и в соответствии с действующим законодательством, только граждане РФ имеют право собственности на земли сельскохозяйственного назначения.
Представитель истца – Департамента имущественных отношений в Краснодарском крае в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Ответчик Д. Н. в судебное заседание не явилась, уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика по доверенности Крылов А.А., в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что земельный участок с кадастровым номером № . . . не принадлежит ответчику. Адрес земельного участка определяется его кадастровым номером. По адресу указанному в исковом заявлении находится массив разных земельных участков с различными кадастровыми номерами, которые используются на праве аренды несколькими КФХ. Так же представитель пояснил, что Д. Н. принадлежит другой участок с другим кадастровым номером. Таким образом, истец не идентифицировал земельный участок, а так же не уточнил исковые требования.
Представитель третьего лица Куницына А.Е. по ордеру адвокат Журда О.В. в судебном заседании так же настаивал об отказе в удовлетворении исковых требований, пояснив что земельный участок с кадастровым номером указанным в исковом заявлении не находится в Новокубанском районе, кроме того участок который действительно принадлежит Д. Н. находится в аренде у КХ Куницына А.Е. сроком на 10 лет.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Зацепин М.Г. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Управлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю письмом от 09.01.2024 г. № 22-5136/24 Департаменту имущественных отношений Краснодарского края было сообщено, что Д. Н. гражданка Германии, является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, с/п.Верхнекубанское, тер. ОПХ ФГНУ «КубНИИТиМ», что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Судом установлено, согласно адресной справке от 27.02.2024 г., выданной Отделом по вопросам миграции ОМВД России по Новокубанскому району, Д. Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения является гражданкой Германии.
В силу положений статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 2).
По правилам пункта 2 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Положениями пункта 1 статьи 5 поименованного Закона установлено, что в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 названного Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником.
Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу данного Закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.
В случае, если при нарушении требований статьи 3 указанного Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должно быть указано, в чем состоит нарушение законных интересов истца и его требования.
По смыслу ст. ст. 11, 12 ГПК РФ во взаимосвязи с п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ выбор способа защиты нарушенного права и, соответственно, определение предмета и основания иска принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, то есть истцу.
Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска. /ч. 1 ст. 39 ГПК РФ/
Данное положение корреспондирует ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Таким образом, приведенные нормы действующего законодательства наделяют истца исключительным правом определения способа защиты его нарушенного права, данный способ не может быть изменен судом по своему усмотрению.
Так, согласно заявленным истцом требования, Департамент имущественных отношений Краснодарского края проси суд обязать гражданку Германии Д. в течение 30 жней с момента вступления в законную силу решения суда реализовать на торгах (конкурсах, аукционах), принадлежащий ей на праве собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № . . ., расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Верхнекубанское с/п, тер ОПХ ФГНУ «КубНИИТиМ».
Однако, в судебном заседании установлено, что ответчику Д. Н. на праве собственности принадлежит не земельный участок с кадастровым номером 23:30:0802000:394, а земельный участок с кадастровым номером № . . ., расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Верхнекубанское с/п, тер ОПХ ФГНУ «КубНИИТиМ».
Судом предлагалось истцу уточнить исковые требования в связи с расхождением кадастровых номеров земельных участков указанных в исковом заявлении (№ . . .) и приложенных подтверждающих документах (№ . . .), либо представить доказательства, подтверждающие их требования о понуждении ответчика к продаже земельного уачстка именно с кадастровым номером 23№ . . . при наличии сведений о принадлежности Д. Н. земельного участка с кадастровым номером № . . ., однако истец проигнорировал данные требования суда
Поскольку же в судебном заседании установлено, что Д. Н. принадлежит земельный участок с кадастровым номером № . . ., по адресу, указанному в исковом заявлении, как следует из пояснений лиц, участвующих по делу находится массив, состоящий из множества земельных участков, без конкретных сведений в отношении спорного земельного участка, оснований возлагать на Д. Н. обязанность реализовать земельный участок с кадастровым номером № . . ., не принадлежащий ответчику, у суда не имеется.
Таким образом, с учетом изложенных выше норм закона, фактических обстоятельств дела, позиции представителей, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Департамента имущественных отношений Краснодарского края к Д. Н. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения о понуждении к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № . . . отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Новокубанский районный суд.
Судья подпись И.А. Кувикова
Мотивированное решение изготовлено 08.05.2024 г.