Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-328/2023 ~ М-298/2023 от 14.06.2023

Дело № 2-328/2023

25RS0017-01-2023-000678-46

Мотивированное решение

изготовлено 14.11.2023

Решение

Именем Российской Федерации

    пгт. Кавалерово                        18 октября 2023 года

    Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Маркелова М.Н.

при секретаре Власовой М.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социальной политики <адрес> к ФИО1 о взыскании необоснованно полученных денежных выплат,

установил:

    Министерство труда и социальной политики <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 150720,26 руб.

    В обоснование требований истец указал, что отделом по Кавалеровскому муниципальному району «Центра социальной поддержки населения <адрес>» на основании заявления ФИО1 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Каждый раз подавая заявление ФИО1 не указывала свою дочь ФИО2, предоставляла справки о составе семьи, в которых последняя не значилась. ДД.ММ.ГГГГ в Кавалеровский отдел поступило заявление ФИО2 о назначении денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно. В данном заявлении адрес регистрации заявителя указан: <адрес>. После проведения проверки, отделом социальной поддержки населения, сведения о месте регистрации ФИО2, подтвердились. Таким образом территориальным отделом был выявлен факт изменения состава семьи получателя субсидии ФИО1, влекущий прекращение выплаты. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было направлено уведомление об излишне полученных суммах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 150720 руб. 26 коп., ответчику предложено добровольно принять меры по возврату суммы, 25.08.2020г. направлено повторное уведомление, однако до настоящего времени, излишне выплаченные суммы ответчиком не возвращены.

В судебном заседании представитель Министерства труда и социальной политики <адрес>, представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» ФИО5 иск поддержала по изложенным в нем основаниям, полагала, что со стороны ответчика, просматривается недобросовестность, так как свои обязательства по информированию отдела об изменении состава семьи она не исполнила, ни в силу закона, ни в силу поданных в отдел социальной защиты заявлений. Указала на тот факт, что вопрос о применении срока исковой давности уже рассматривался в Ленинском районном суде <адрес> края, по результатам рассмотрения дела решением этого суда от 25.01.2021г, ФИО1 было отказано в заявленных требованиях в полном объеме, в связи с чем полагала, что вновь вынесенное решение не должно идти вразрез. Также пояснила, что запросы при назначении выплат проводятся, однако указанные документы в архиве хранятся не более трех лет. По предоставленным им сведениям от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО2, последняя числится зарегистрированной по адресу пг. Кавалерово <адрес>. с 2009 года.

    Истец ФИО1 и ее представитель ФИО9, допущенный к участию в деле по устному ходатайству ответчика, не оспаривая факта получения ФИО1 сумм денежной выплаты, с иском не согласились. ФИО9 указал на отсутствие признаков недобросовестности в поведении ФИО1, поскольку при подаче заявления о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг она за каждый период предоставляла документы согласно перечню, в числе которых были и справки о составе семьи. Данные справки выдавались ей уполномоченными на то организациями, согласно справок о составе семьи ее дочь ФИО2 зарегистрированной в квартире по адресу <адрес> не числилась, как и не числилась членом ее семьи, совместно они не проживают с 2013 года. Информацией о том, зарегистрировалась ли дочь ФИО1ФИО6 по решению суда в квартире она не обладала, сама после снятия ее с регистрационного учета с мая 2014 года в своей квартире, последнюю не прописывала. Также полагали, что ответственность за принятие решения о назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не проверив достоверность поданного ФИО1 заявления и документов к нему, лежит на КГКУ ««Центр социальной поддержки населения <адрес>» (далее – КГКУ), поскольку в соответствии с Регламентом «о предоставлении субсидий гражданам» орган социальной защиты до принятия решения о назначении выплат должен проверять посредством межведомственного взаимодействия достоверность предоставленных сведений для назначения субсидии. Вместе с тем, просили применить срок исковой давности ко всему сроку заявленных требований, отказать истцу в удовлетворении иска.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

    Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

    Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

    По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

    При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

    Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде субсидий.

    Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. ст. 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

    Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

    Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

    Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

    Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями. Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, в числе которых документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, а также документы о количестве зарегистрированных лиц. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункты 7, 8, 14 Правил).

    Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).

    Пунктами 48, 49 Правил предусмотрено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу такие документы, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Приказом департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. N 653 был утвержден Административный регламент департамента социальной защиты населения <адрес> по предоставлению государственной услуги "Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее также - Административный регламент; данный документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ, однако действовал на момент обращения и предоставления субсидии ФИО1

    В силу пункта 1 Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур и административных действий департамента труда и социального развития <адрес> и краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения <адрес>" при предоставлении государственной услуги "Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", а также устанавливает порядок взаимодействия между должностными лицами департамента, сотрудниками территориальных отделов департамента, специалистами КГКУ и специалистами городских округов и муниципальных районов КГКУ с заявителями, иными органами государственной власти и иными организациями при предоставлении государственной услуги.

    В соответствии с п. 5 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется департаментом и КГКУ. При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие, в том числе с государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в части предоставления документов (сведений) о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.

    Судом установлено, что ответчику на основании поданных ею заявлений, за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расположенного по адресу: пгт. <адрес>.

    В соответствии с пунктом 8(1) Правил (действующих на момент обращения ФИО1) для получения субсидии ответчик предоставляла справки о составе семьи, согласно которым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: пгт. <адрес>. зарегистрированы были ФИО1 и внучка ФИО7 В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 состояла из одного человека, так как внучка Шарапова (Мироненко) П.Е. была снята с регистрационного учета.

    При проведении проверок территориальным отделом департамента труда и социального развития <адрес>, предоставленных ФИО1 документов, обстоятельств свидетельствующих о предоставлении недостоверных сведений ФИО1 не установлено.

    ДД.ММ.ГГГГ в Кавалеровский отдел поступило заявление ФИО2 (дочери ответчицы) о назначении денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно. В данном заявлении адрес регистрации заявителя указана <адрес>. После проведения проверки, отделом сосоциальной поддержки населения, сведения о месте регистрации ФИО2, подтвердились.

    В связи с чем, на основании решения КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ выплата субсидии была прекращена.

    ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено Уведомлением КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» об удержании излишне выплаченных денежных выплат, согласно которому, в связи с необоснованно выплаченными суммами субсидии на оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, последней необходимо возвратить сумму необоснованных выплат в течении 1 месяца.

    Поскольку ответчик добровольно не возместила указанные денежные средства, истец обратился в суд с настоящим иском.

    Министерство труда и социальной политики <адрес> обращаясь в суд с иском о взыскании с ФИО1 необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2019г. в размере 150720,26 руб. в обоснование иска ссылалось на то, что ответчик в течение указанного периода представляла в уполномоченный орган недостоверные сведения о количестве зарегистрированных лиц в жилом помещении, на оплату которого ей предоставлялась субсидия, вследствие чего возникла переплата денежных средств. По сути, тем самым истцом заявлено о недобросовестности ответчика.

    Поскольку добросовестность гражданина, в данном случае ФИО1 по требованиям о взыскании полученной ей суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении сумм субсидии за указанный период возлагается Министерство труда и социального развития <адрес>.

    Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    Так, из материалов дела следует, что ответчик при обращении с заявлениями о предоставлении субсидии предоставляла все документы согласно перечню. В данный перечень также входили справки о составе семьи, согласно которых её дочь ФИО2 зарегистрированной в <адрес> пгт. Кавалерово не значилась. Данный факт подтверждается и сведениями, представленными Администрацией Кавалеровского муниципального округа (л.д.123, л.д.128-130).

    При этом ответчик и её представитель пояснили, что ответчица является пенсионеркой, проживает одна, сама оплачивает коммунальные услуги, дочь в ее квартире по адресу: <адрес>. не проживает с 2013 года, родственные отношения они не поддерживают длительный период. Свою дочь ответчица признала утратившей право пользования указанной квартирой, получив заочное решение Кавалеровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в миграционный отдел по <адрес> и выписала дочь, после этого лично с заявлением о восстановлении дочери на регистрационном учете не обращалась, о том обращалась ли дочь за восстановлением своих прав по указанному выше адресу она не знает, между тем также обратили внимание на то, что при обращении в орган уполномоченный выдавать сведения о составе семьи, ей выдавались справки, в которых ФИО2 членом семьи ответчика не числилась, (л.д.137, л.д.140, л.д.144, л.д.147, л.д.150, л.д.154, л.д.157, л.д.160, л.д.163, л.д.166). Также представитель ответчика пояснил, что орган социальной защиты до принятия решения о назначении выплат должен проверять посредством межведомственного взаимодействия достоверность предоставленных сведений для назначения субсидии.

    Довод представителя истца о том, что ответчик знала, что заочное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ в последствии было отменено и решением Кавалеровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в признании ФИО2 утратившей право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>., а также возложена обязанность на отдел УФМС РФ по <адрес> в <адрес> восстановить ФИО2 в регистрации по указанному адресу, суд полагает ошибочным, поскольку определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Кавалеровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, однако из резолютивной части решения исключено указание на возложение обязанности на отдел УФМС РФ по <адрес> в <адрес> о восстановлении ФИО2 в регистрации. Из чего следует, что отдел по вопросам миграции по своей инициативе (без судебного решения) снять или восстановить гражданина на регистрационном учете не может, а ответчица суду пояснила, что она дочь на регистрационном учете не восстанавливала, сведениями об обращении ФИО2 (дочери) в миграционный отдел не обладала.

    Изложенные выше факты подтверждаются сообщением МО МВД РФ «Кавалеровский» от ДД.ММ.ГГГГ отделения по вопросам миграции, ФИО2 снята с регистрационного учета по адресу: пгт. <адрес>. – 14.05.2014г. на основании заявления собственника жилого помещения, в дальнейшем ФИО2 восстановлена в регистрации предположительно обратившись с определением апелляционной инстанции и решением Кавалеровского районного суда в 2016 году, точную дату сообщить не предоставляется возможным, поскольку срок хранения дел о регистрации граждан по месту жительства составляет 5 лет.(л.д.169).

    Из сведений, извлеченных из гражданского дела по иску ФИО3 к ФИО2 о признании утратившей право пользования жилым помещением, следует, что ФИО2, копию решения Кавалеровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, получила ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.170)

     Таким образом, учитывая, что ФИО1 длительное время проживая одна, не поддерживая отношений со своей дочерью, получая в организации уполномоченной выдавать справки о составе семьи, в которых её дочь - ФИО2 в составе ее семьи не числилась и в дальнейшем предоставляя данные справки для назначения субсидии, была уверенна в том, что ее дочь (ФИО2) в квартире, принадлежащей ей (ФИО1) на праве собственности, в регистрации не восстановилась, что по мнению суда исключает ее недобросовестность.

    Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства ответчиком ФИО1 и ее представителем ФИО9 было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

    Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

    Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

    Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

    Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" ( в ред. от 22.06.2021) разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

    Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

    По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

    Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.

    Согласно пункту 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

    В соответствии с выше названным Административным регламентом, административная процедура предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг включает в себя, в частности, проверку права заявителя на назначение субсидии и формирование личного дела, контрольную проверку и принятие решения о назначении (отказе в назначении) субсидии. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, и принятием решений специалистами территориального отдела социальной защиты населения осуществляется должностными лицами, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги, путем проведения проверок соблюдения и исполнения специалистами территориального отдела социальной защиты населения положений административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и <адрес>.

    Положением о департаменте труда и социального развития <адрес>, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 371-па (далее также - Положение), действующем на момент обращения ФИО1, предусмотрено, что к числу полномочий департамента в области предоставления мер социальной поддержки и помощи относится назначение, расчет, перерасчет и предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (подпункт 2.2.1 Положения).

    В силу подпункта 2.2.7 Положения департамент осуществляет контроль за назначением и предоставлением выплат, указанных в подпункте 2.2.1 Положения.

    Департамент в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти <адрес>, органов местного самоуправления <адрес>, юридических и должностных лиц материалы и документы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию департамента (пункт 2.5 Положения).

    Ввиду изложенного выводы истца о том, что сведения о регистрации дочери ФИО1 - ФИО2 по адресу: пгт. Кавалерово <адрес> были получены структурным подразделением КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» только 08.07.2020г. и эта дата является началом течения срока исковой давности по требованиям о взыскании суммы неосновательного обогащения с ФИО1, вследствие чего обращение истца в суд ДД.ММ.ГГГГг. имеет место в пределах срока исковой давности, суд полагает ошибочным.

    При разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по указанному иску к ФИО1 о взыскании излишне полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда истец узнал или должен был узнать, исходя из его полномочий по контролю за расходованием его средств, о возможной утрате гражданином права на получение субсидии, при этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у Министерства труда и социальной политики <адрес> права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

    Так, начало и окончания сроков исковой давности по периодам с даты подачи заявлений ответчика о назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подлежит применению в следующем порядке:

    За период с 01.05.2014г. по 31.10.2014гг., начало срока с 15.05.2014г. (дата заявления ФИО1) по 15.05.2017г.;

    За период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.04.2015гг., начало срока с 22.10.2014г. (дата заявления ФИО1) по 22.10.2017г.;

    За период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2015гг., начало срока с 03.07.2015г. (дата заявления ФИО1) по 03.07.2018г.;

    За период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2016гг., начало срока с 16.12.2015г. (дата заявления ФИО1) по 16.12.2018г.;

    За период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2016гг, начало срока с 26.06.2016г. (дата заявления ФИО1) по 26.06.2019г.;

    За период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2017гг., начало срока с 12.01.2017г. (дата заявления ФИО1) по 12.01.2020г.;

    За период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2017г., начало срока с 05.07.2017г. (дата заявления ФИО1) по 05.07.2020г.;

    За период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2018г., начало срока с 25.12.2017г. (дата заявления ФИО1) по 25.12.2020г.;

    За период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2018г., начало срока с 27.06.2018г. (дата заявления ФИО1) по 27.06.2021г.;

    За период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2019г., начало срока с 26.12.2018г. (дата заявления ФИО1) по 26.12.2021г.;

    За период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2019г., начало срока с 17.06.2019г. (дата заявления ФИО1) по 17.06.2022г.

    В соответствии с действующим правовым регулированием порядка назначения и выплаты субсидии, в силу своих компетенций и полномочий возложенных на территориальные отделы и отделы КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», на протяжении всего времени предоставления ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец не был лишен возможности провести надлежащую проверку, предусмотренную пунктом 11 Правил, сделать соответствующие запросы и как следствие, принять соответствующие решения, что во взаимосвязи со ст.200 ГК РФ, говорит о том, что истец мог и должен был узнать об изменении состава семьи ФИО1 с даты обращения с заявлением о назначении субсидии по оплате за жилое помещение по каждому периоду обращения.

    С исковыми требованиями истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами сроков исковой давности по всем периодам обращения ФИО1 за предоставлением субсидии, что является основанием для отказа в иске.

    В силу абз. 1 п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.

    Вместе с тем, таких доказательств истцом в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено.

    Доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока исковой давности в материалах дела отсутствуют.

            Довод представителя истца о том, что вопрос о применении срока исковой давности уже рассматривался ранее Ленинским районным судом <адрес> края при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано, суд принять во внимание не может, поскольку указанным выше решением суд рассматривал законность решения о прекращении предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также требования об обязании КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» отделение по Дальнегорскому городскому округу произвести перерасчет, применить срок исковой давности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тогда как при рассмотрении настоящего спора вопрос о законности прекращения выплат сторонами не ставился, а ходатайство о применении срока исковой давности ответчиком заявлено относительно взыскания необоснованно полученной субсидии по оплате коммунальных услуг.

    Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    в удовлетворении иска Министерства труда и социальной политики <адрес> к ФИО1 о взыскании необоснованно полученных денежных выплат, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Кавалеровский районный суд Приморского края.

Судья                             М.Н. Маркелов

2-328/2023 ~ М-298/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство труда и социальной политики Приморского края
Ответчики
Украженко Людмила Васильевна
Другие
Маркин Сергей Алексеевич
Отдел по Кавалеровскому муниципальному району отделения по Дальнегорскому городскому округу КГКУ " Центр социальной поддержки населения Приморского края"
Суд
Кавалеровский районный суд Приморского края
Судья
Маркелов Михаил Николаевич
Дело на сайте суда
kavalerovsky--prm.sudrf.ru
14.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2023Передача материалов судье
19.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2023Подготовка дела (собеседование)
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Подготовка дела (собеседование)
14.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее