гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Даниловского района Ярославской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) водный объект для установки пожарных автомобилей и забора воды,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Даниловского района Ярославской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) водный объект для установки пожарных автомобилей и забора воды.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Даниловского района Ярославской области проведена проверка исполнения ответчиком федерального законодательства в сфере исполнения требований об обеспечении пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, а именно, обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в том числе в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров. В ходе проверки установлено, что д. Дворянинцево расположена в границах Дмитриевского сельского поселения. Указанный населенный пункт включен в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров. По результатам проверки установлено, что в д. Дворянинцево водный объект, используемый в целях пожаротушения, не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Названные нарушения препятствуют выполнению основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, создают угрозу возникновения пожаров, в том числе лесных и допущены вследствие ненадлежащей организации работы в данной сфере и исполнения должностными лицами администрации Дмитриевского сельского поселения своих обязанностей, отсутствия должного контроля со стороны руководителей. По результатам контрольно-надзорного мероприятия в адрес администрации Дмитриевского сельского поселения ОНД и ПР по Даниловскому, Любимскому и Первомайскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области внесено предписание со сроком исполнения 20.03.2025. Прокуратурой района 08.05.2024 в адрес главы Дмитриевского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. Из ответа от 30.05.2024 следует, что доводы, указанные в представлении, нашли свое подтверждении. Вместе с тем, сроки проведения работ не определены. Отсутствие оборудованного подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием к водному объекту в д. Дворянинцево нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасности жителей указанного населенного пункта.
На основании изложенного, истец просит возложить на администрацию Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района обязанность оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для остановки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года водный объект в д. Дворянинцево, используемый в целях пожаротушения, в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, в срок до 20.03.2025.
В судебном заседании помощник прокурора Даниловского района Ярославской области Мягкова М.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик - администрация Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области в судебное заседание представителя не направила, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение вопроса по существу оставила на усмотрение суда, представила отзыв на иск, в котором просит в случае удовлетворения исковых требований отсрочить исполнение решения суда сроком на восемнадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на отсутствие у администрации возможности доставить необходимые материалы для ремонта пирса в связи ненадлежащим состоянием дороги к населенному пункту д. Дворянинцево. Имеется решение Муниципального совета Дмитриевского сельского поселения от 23.06.2022 № 18 о включении в план мероприятий на 2026 год работ по ремонту дороги Бабаево-Дворянинцево. В последующем полномочия по ремонту дороги переданы Даниловскому муниципальному району. По предоставленной администрацией Даниловского муниципального района информации в запланированные на 2024 год работы ремонт участка дороги через ручей не входит, в связи с чем работы по оборудованию водного объекта подъездом будут производиться после выполнения работ по ремонту дороги Бабаево-Дворянинцево. С учетом изложенных обстоятельств, требуемый прокурором срок реализации решения суда – до 20.03.2025 является неразумным и недостаточным для исполнения администрацией своих обязательств надлежащим образом и в полном объеме (л.д. 34-57).
Третье лицо – отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Даниловскому, Любимскому и Первомайскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом, процессуальных ходатайств не заявил.
Выслушав помощника прокурора Даниловского района Ярославской области Мягкову М.А., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ заявление может быть подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу п. 9 частей 1 и 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
На основании ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
К основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности относятся, в том числе, органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии с абзацем 18 статьи 16 Закона № 69-ФЗ разработаны Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правила).
Согласно п. 75 Правил органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании статьи 3 указанного нормативного акта террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях; противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач: недопущение (минимизация) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами; своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация; минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы; восстановление поврежденных или разрушенных в результате террористического акта объектов; возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта.
В условиях, когда основными тенденциями современного терроризма являются увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц, а также разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших главной задачей противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан.
Усиливающееся негативное влияние различных факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему, увеличение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (в том числе ввиду террористических воздействий) на потенциально опасных объектах различной организационно-правовой формы и формы собственности представляют возрастающую угрозу жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социально-экономическому развитию Российской Федерации.
Прокуратурой Даниловского района по поступившим из ОНД и ПР по Даниловскому, Любимскому и Первомайскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области сведениям проведена проверка исполнения администрацией Дмитриевского сельского поселения требований законодательства в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в том числе в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров.
Установлено, что д. Дворянинцево расположена в границах Дмитриевского сельского поселения. Указанный населенный пункт включен в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров.
По результатам проверки установлено, что в д. Дворянинцево водный объект, используемый в целях пожаротушения, не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Названные нарушения препятствуют выполнению основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, создают угрозу возникновения пожаров, в том числе лесных, и допущены вследствие ненадлежащей организации работы в данной сфере и исполнения должностными лицами администрации Дмитриевского сельского поселения своих обязанностей, отсутствия должного контроля со стороны руководителей.
По результатам контрольно-надзорного мероприятия в адрес администрации Дмитриевского сельского поселения ОНД и ПР по Даниловскому, Любимскому и Первомайскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области внесено предписание со сроком исполнения 20.03.2025.
Прокуратурой района 08.05.2024 в адрес главы Дмитриевского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. Из ответа от 30.05.2024 следует, что доводы, указанные в представлении, нашли свое подтверждении. Вместе с тем, сроки проведения работ не определены.
Отсутствие оборудованного подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием к водному объекту в д. Дворянинцево нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасности жителей указанного населенного пункта.
Таким образом, установленные проверкой прокуратуры нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Даниловского района Ярославской области о возложении на ответчика обязанности оборудовать используемый для пожаротушения водный объект в д. Дворянинцево подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В целях соблюдения баланса прав и законных интересов сторон, исходя из характера подлежащих выполнению ответчиком действий, учитывая доводы ответчика о необходимости проведения ремонта дороги, погодные условия для проведения работ в осенне-зимний период, суд считает недостаточным заявленный прокуратурой в иске срок для оборудования водного объекта подъездом - 20.03.2025 и полагает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение четырнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В отзыве на иск ответчик просит отсрочить исполнение решения суда сроком на восемнадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на отсутствие у администрации возможности доставить необходимые материалы для ремонта пирса в связи ненадлежащим состоянием дороги к населенному пункту д. Дворянинцево и, соответственно, на необходимость учета судом при установлении срока исполнения решения времени, необходимого на ремонт данной дороги.
В соответствии со статьей 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменитьспособ и порядокего исполнения.
По смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод при разрешении заявления ответчика о предоставлении ему отсрочки исполнения решения суду в каждом конкретном случае необходимо находить разумный баланс прав и законных интересов как должника, так и взыскателя. Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, свидетельствовать о наличии серьезных препятствий к совершению исполнительных действий, а предоставленная отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Ответчиком доказательства, подтверждающие наличие на дату вынесения решения суда исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения в установленный срок, в материалы дела не представлены. Указанные в заявлении об отсрочке исполнения судебного акта обстоятельства таковыми не являются.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Даниловского района Ярославской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности оборудовать подъездом с площадкой (пирсом) водный объект для установки пожарных автомобилей и забора воды удовлетворить.
Обязать администрацию Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области оборудовать используемый для пожаротушения водный объект в д. Дворянинцево подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, в течение четырнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Отказать в удовлетворении заявления администрации Дмитриевского сельского поселения Даниловского муниципального района Ярославской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Даниловский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Е. Ловыгина