Дело № 2-2642/2022 УИД: 23RS0013-01-2022-003782-98
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 30 ноября 2022 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Бочко И.А.,
при секретаре Чеботаревой В.Н.,
с участием представителя истца Еловенко О.Б. по доверенности от 22 июля 2022 года,
ответчика Черновой Е.А.,
представителя ГБУ «Ветуправление Гулькевичского района» Золотарева С.А., доверенность б\н от 30.11.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента ветеринарии Краснодарского края к Черновой Е. А. о понуждении к проведению мероприятий по оздоровлению от заболевания лейкозом крупного рогатого скота,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику и просит признать незаконным бездействие Черновой Е. А., занятой содержанием крупного рогатого скота по адресу: 352166, РФ, <адрес>; обязать Чернову Е. А. выполнить п. 2, п. 14 Плана мероприятий по ликвидации эпизоотологического очага лейкоза и предотвращению распространения возбудителя на территории хозяйства, расположенного в Гулькевичском районе Краснодарского края, утвержденного Приказом департамента ветеринарии Краснодарского края от 26.08.2022 №, п. 33 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 24 марта 2021 года, в части сдачи на убой на предприятие по убою животных или на оборудованный для этих целей убойный пункт больную лейкозом корову инвентарный №,содержащуюся в хозяйстве, расположенном по адресу: 352166, РФ, <адрес>; обязать Чернову Е. А. выполнить «План мероприятий по ликвидации эпизоотологического очага лейкоза и предотвращению распространения возбудителя на территории хозяйств, расположенных в <адрес>», утвержденный Приказом Департамента ветеринарии Краснодарского края от 26.08.2022 № «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории неблагополучного по лейкозу хозяйств, расположенных в <адрес>»; обратить решение к немедленному исполнению в порядке ст. 212 ГПК РФ.
Требования обоснованы тем, что Чернова Е. А. по адресу: <адрес>, содержит поголовье крупного рогатого скота в количестве 4 голов (3 коровы и 1 нетель) с инвентарными номерами 10012, 0014, 0016, 0013. Согласно информации начальника ГБУ «Ветуправление Гулькевичского района» от 26.08.2022 № при плановых диагностических исследованиях на лейкоз крупного рогатого скота (далее КРС) в хозяйстве Черновой Е.А. по указанному адресу выявлено содержание гематологически больной 1 головы КРС (инвентарный №), получен положительный результат при гематологическом исследовании на лейкоз (гематологическая стадия болезни), на основании результата исследований по экспертизе № БА-ГЕМ 11235/170 от 26.08.2022 ГБУ «Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория». Лейкоз крупного рогатого скота потенциально опасен для человека в связи с тем, что опухолевая природа данного заболевания до конца не известна и влияние лейкоза крупного рогатого скота на организм человека полностью не изучен. Приказом Минсельхоза РФ от 19.12.2011 № 476 утвержден Перечень заразных, в том числе особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), в котором под № 40 указан «Лейкоз крупного рогатого скота». В соответствии со ст. 18 Закона о ветеринарии ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов обо всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями. В соответствии с пунктом 7 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 24 марта 2021 г. № 156 (далее - Ветеринарные правила № 156), в целях предотвращения возникновения и распространения лейкоза физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных (далее - владельцы восприимчивых животных), обязаны: предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра; извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы обо всех случаях заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание лейкозом; принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также восприимчивых животных, находившихся в одном помещении с подозреваемыми в заболевании восприимчивыми животными, которые могли контактировать с ними, а также обеспечить изоляцию трупов павших восприимчивых животных; выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, хозяйстве индивидуального предпринимателя, в организациях, в которых содержатся восприимчивые животные (далее - хозяйства), противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами; соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по лейкозу в соответствии с Ветеринарными Правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 года № 635. В связи с выявлением заразного заболевания животных в соответствии с требованиями закона о ветеринарии, Ветеринарных правил № 156, в хозяйстве Черновой Е.А. выявлено содержание гематологически больной коровы с инвентарным номером 0014. Приказом Департамента ветеринарии Краснодарского края от 26.08.2022 № 449 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории неблагополучных по лейкозу хозяйств, расположенных в Гулькевичском районе Краснодарского края» (далее - Приказ № 449) в хозяйстве Черновой Е.А. определен эпизоотический очаг по лейкозу КРС и установлены ограничительные мероприятия (карантин) и утвержден «План мероприятий по ликвидации эпизоотологического очага лейкоза и предотвращению распространения возбудителя на территории хозяйства, расположенного в Гулькевичском районе Краснодарского края» (далее - План мероприятий). Согласно Плану мероприятий, в соответствии с Ветеринарными правилами № 156 в эпизоотическом очаге запрещается вывоз, содержание больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных, использование продуктов таких животных; осуществляются мероприятия по устранения очага заболевания и профилактике других животных. Отделом государственного контроля (надзора) в области обращения с животными и профилактики правонарушений в области ветеринарии «Кавказский» в отношении Черновой Е. А. проведены профилактические мероприятия: в рамках осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), гражданке Черновой Е.А. объявлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 29 августа 2022 года №, в котором указывается на необходимость соблюдения требований ст. 2.2, ст. 18 Закона о ветеринарии, п. 33, п. 34, п. 35, п. 36, п. 37, п. 38, п. 39, п. 41, п. 42 Ветеринарных правил №, то есть выполнение требований, отраженных в плане мероприятий по ликвидации эпизоотологического очага лейкоза и предотвращению распространения возбудителя на территории хозяйства, расположенного в Гулькевичском районе Краснодарского края, утвержденного Приказом от 26.08.2022 № 449 Департамента ветеринарии Краснодарского края. 11 октября 2022 года проведен профилактический визит Черновой Е.А., проведена профилактическая беседа с целью информирования обязательных требований п. 33 Ветеринарных правил № 156. В соответствии с Планом мероприятий ГБУ «Ветуправление Гулькевичского района» осуществляет методическое сопровождение мероприятий по ликвидации и предотвращению распространения лейкоза проводимых Черновой Е. А. (владельцем животных). По информациям ГБУ «Ветуправление Гулькевичского района» от 28.09.2022 № и от 31.10.2022 № установлено, что владелец животного не выполняет План мероприятий по ликвидации эпизоотического очага лейкоза и не соблюдает установленные ограничения, утвержденные Приказом Департамента ветеринарии Краснодарского края от 26.08.2022 №, а именно: не направлена на убой больная лейкозом корова инвентарный № в течение 15 календарных дней с даты установления диагноза лейкоз, что является нарушением ч. «б» п. 33 Ветеринарных правил № и не выполнение п. 2 Приложения № Приказа №; не оборудованы дезинфекционные коврики на входе (выходе) на территорию (с территории) эпизоотического очага, что является нарушением п. 33 Правил и не выполнение п. 5 Приложения № Приказа №; не осуществляется дезакаризация и дезинсекция помещений, в которых содержатся восприимчивые животные, что является нарушением п. 33 Правил и не выполнение п. 10 Приложения № Приказа №. Из информации ГБУ «Управление ветеринарии Гулькевичского района» меры по выполнению мероприятий, направленные на ликвидацию лейкоза КРС, не приняты, заболевание не ликвидируется. В результате бездействия ответчика по исполнению требований ветеринарных Правил № очаг заболевания продолжает сохраняться, ограничительные мероприятия по направлению на убой больной лейкозом коровы инвентарный №, не выполнены, чем создается угроза заражения лейкозом крупного рогатого скота не только поголовья, содержащегося на территории подворья и населенного пункта, но и потенциально (основано на научных исследованиях и статистических данных) несет угрозу для людей (жителей сельского поселения Кубань Гулькевичского района), а также влечет дальнейшее распространение инфекционного заболевания. Бездействие Черновой Е.А. может привести к распространению эпизоотии и установлении карантина и ввода ряда ограничений у других граждан п. Кубань, при которых граждане будут лишены в полной мере пользоваться правом, гарантированным Конституцией РФ.
В судебном заседании представитель истца Еловенко О.Б, поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Чернова Е.А. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что она сдала больную корову, кому - не знает.
Представитель гБУ «Ветуправление Гулькевичского района» Золотарев С.А. полагает иск подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к убеждению, что требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно статье 2 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Закона РФ от 14.05.l993 года № 4979-1 «О ветеринарии» предусмотрены обязанности владельцев животных и производителей продуктов животноводства:
- осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарном и санитарном отношении продуктов животноводства,
- содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства,
- не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
- соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
- предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
- до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
- соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
- выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии со статьей 6.1 Закона Краснодарского края от 04 марта 1998 года № 120-КЗ «О региональном государственном ветеринарном надзоре в Краснодарском крае» под ветеринарно-санитарным мониторингом понимается система сбора, обработки, анализа, оценки информации о заболеваемости и состоянии здоровья сельскохозяйственных животных и птицы. Для обеспечения эпизоотического благополучия на территории Краснодарского края проводится ветеринарно-санитарный мониторинг посредством обходов один раз в квартал личных подсобных хозяйств граждан и иных хозяйств граждан, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и (или) птицы, и опроса владельцев таких хозяйств, в том числе сверки фактического наличия сельскохозяйственных животных с данными, указанными в похозяйственных книгах, специалистами государственных бюджетных учреждений, подведомственных государственному управлению ветеринарии Краснодарского края, совместно с должностными лицами органов местного самоуправления сельских (городских) поселений и с руководителями органов территориального общественного самоуправления. По итогам ветеринарно-санитарного мониторинга специалистом государственного бюджетного учреждения составляется акт, который хранится в государственном бюджетном учреждении, подведомственном государственному управлению ветеринарии Краснодарского края. В случае выявления при проведении ветеринарно-санитарного мониторинга фактов нарушения ветеринарного законодательства акт, составленный по итогам ветеринарно-санитарного мониторинга, в течение двух дней направляется в государственное управление ветеринарии Краснодарского края для принятия мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений и их последствий.
Согласно статье 23 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с Законом и другими актами законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2.1 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) (далее - ветеринарные правила) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при идентификации и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
В судебном заседании установлено, что Чернова Е. А. по адресу: <адрес>, содержит поголовье крупного рогатого скота в количестве 4 голов (3 коровы и 1 нетель) с инвентарными номерами 10012, 0014, 0016, 0013.
Согласно информации начальника ГБУ «Ветуправление Гулькевичского района» от 26.08.2022 № при плановых диагностических исследованиях на лейкоз крупного рогатого скота (далее КРС) в хозяйстве Черновой Е. А. по адресу: <адрес>, выявлено содержание гематологически больной 1 головы КРС (корова инвентарный №), получен положительный результат при гематологическом исследовании на лейкоз (гематологическая стадия болезни), на основании результата исследований по экспертизе № БА-ГЕМ 11235/170 от 26.08.2022 ГБУ «Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория».
Лейкоз - хронически протекающая инфекционная болезнь крупного рогатого скота (далее - восприимчивые животные). Бессимптомная стадия болезни характеризуется наличием в сыворотке крови восприимчивых животных антител к возбудителю лейкоза. Гематологическая стадия характеризуется хроническим сохранением увеличенного числа лимфоцитов в периферической крови восприимчивых животных. Источником возбудителя являются больные восприимчивые животные, в том числе восприимчивые животные, не имеющие клинических признаков и выделяющие возбудитель во внешнюю среду. Передача возбудителя осуществляется контактным, алиментарным, внутриутробным, ятрогенным и трансмиссивным путями. Факторами передачи возбудителя являются кровь, молоко, секреты и экскреты больных восприимчивых животных и инфицированных восприимчивых животных, а также другие объекты внешней среды, контаминированные возбудителем. При заражении крупного рогатого скота, лейкоз вызывает необратимые изменения крови, при этом проявляется не сразу. Если пренебрегать мерами профилактики, заболевание способно нанести значительный экономический ущерб Краснодарскому краю.
Лейкоз крупного рогатого скота потенциально опасен для человека, в связи с тем, что опухолевая природа данного заболевания до конца не известна и влияние лейкоза крупного рогатого скота на организм человека полностью не изучен.
Приказом Минсельхоза РФ от 19.12.2011 № 476 утвержден перечень заразных, в том числе особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), в котором под № 40 указан «Лейкоз крупного рогатого скота».
В соответствии с пунктом 7 ветеринарных Правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 24 марта 2021 года № 156 (далее - ветеринарные Правила № 156), в целях предотвращения возникновения и распространения лейкоза физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных (далее - владельцы восприимчивых животных), обязаны:
предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра;
извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы обо всех случаях заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание лейкозом;
принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также восприимчивых животных, находившихся в одном помещении с подозреваемыми в заболевании восприимчивыми животными, которые могли контактировать с ними, а также обеспечить изоляцию трупов павших восприимчивых животных;
выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, хозяйстве индивидуального предпринимателя, в организациях, в которых содержатся восприимчивые животные (далее — хозяйства),
противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами;
соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по лейкозу в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 года № 635.
В связи с выявлением заразного заболевания животных в соответствии с требованиями Закона о ветеринарии, ветеринарных Правил № 156, в хозяйстве Черновой Е. А. по адресу: 352156, РФ, <адрес>, выявлено содержание гематологически больной коровы с инвентарным номером 0014.
Приказом Департамента ветеринарии Краснодарского края от 26.08.2022 № 449 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории неблагополучных по лейкозу хозяйств, расположенных в Гулькевичском районе Краснодарского края» (далее - Приказ №) в хозяйстве Черновой Е. А. определен эпизоотический очаг по лейкозу КРС и установлены ограничительные мероприятия (карантин) и утвержден «План мероприятий по ликвидации эпизоотологического очага лейкоза и предотвращению распространения возбудителя на территории хозяйства, расположенного в Гулькевичском районе Краснодарского края» (далее - План мероприятий).
Согласно Плану мероприятий, в соответствии с ветеринарными Правилами № 156 в эпизоотическом очаге запрещается:
а)вывоз (вывод) восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты или вывоза восприимчивых животных в резервацию;
посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации эпизоотического очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом;
сбор, обработка, хранение, вывоз и использование спермы, яйцеклеток и эмбрионов для искусственного осеменения животных, а также использование быков-производителей для случки;
совместное содержание в помещениях или на выгульных площадках инфицированных, больных и здоровых восприимчивых животных;
совместное доение больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных;
использование для доения больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных одних и тех же доильных аппаратов, не прошедших дезинфекцию в соответствии с абзацем третьим пункта 39 настоящих Правил;
сбор в общую емкость молока при доении больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных;
получение крови от животных-продуцентов;
использование больных, инфицированных восприимчивых животных и полученного от них приплода для воспроизводства стада;
использование молозива от больных, инфицированных коров для выпойки телят;
проведение отелов здоровых, больных и инфицированных восприимчивых животных в одном помещении (родильном отделении);
совместный выпас больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных;
б) осуществляется:
отбор проб крови в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил с интервалом в 90 календарных дней в целях проведения серологических исследований восприимчивых животных до получения двукратных отрицательных результатов; молекулярно-биологических исследований восприимчивых животных, а также гематологических исследований вновь выявленных инфицированных восприимчивых животных;
изолированное содержание и направление на убой больных восприимчивых животных в течение 15 календарных дней с даты установления диагноза на лейкоз;
направление на убой инфицированных восприимчивых животных в случае, если в хозяйстве суммарное количество больных и инфицированных восприимчивых животных составляет до 5% от общего количества восприимчивых животных;
вывоз в резервацию инфицированных восприимчивых животных в течение 15 календарных дней с даты обнаружения у них антител к возбудителю, в случае, если в хозяйстве суммарное количество больных и инфицированных восприимчивых животных составляет 5% и более процентов от общего количества восприимчивых животных, или направление инфицированных восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты;
оборудование дезинфекционных ковриков и (или) ванночек на входе (выходе) и дезинфекционных ковриков на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага;
уничтожение запасов спермы, полученных от инфицированных быков в течение 60 календарных дней до даты обнаружения у них антител к возбудителю;
обеспечение смены одежды, обуви при входе на территорию эпизоотического очага и выходе с территории эпизоотического очага;
обеспечение дезинфекции одежды, обуви при выходе с территории эпизоотического очага в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил;
дезинфекционная обработка всей поверхности транспортных средств при выезде с территории эпизоотического очага в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил;
дезакаризация и дезинсекция помещений, в которых содержатся восприимчивые животные;
обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных без владельцев.
Молоко и молозиво, полученные от больных восприимчивых животных, подлежат уничтожению. Молозиво, полученное от инфицированных восприимчивых животных подвергается термической обработке путем прогревания при температуре не ниже 85°С в течение не менее 10 минут, или кипячением в течение не менее 5 минут и используется внутри резервации. Молоко, полученное от инфицированных восприимчивых животных, подвергается термической обработке путем прогревания при температуре не ниже 85°С в течение не менее 10 минут, или кипячением в течение не менее 5 минут или реализуется на молокоперерабатывающие предприятия. Молоко, полученное от здоровых восприимчивых животных, реализуется на молокоперерабатывающие предприятия и (или) отгружается на собственную переработку, и (или) используется внутри хозяйства.
Убой больных и инфицированных восприимчивых животных осуществляется на предприятиях по убою животных или оборудованных для этих целей убойных пунктах. Запрещается сбор крови, сыворотки крови, эндокринных и других органов больных и инфицированных восприимчивых животных для последующего использования.
Перевозка больных и инфицированных восприимчивых животных осуществляется автомобильным транспортом, обеспечивающим защиту внешней среды от контаминации возбудителем и оснащенным фиксирующей маршрут аппаратурой, позволяющей отследить маршрут перевозки в течение не менее 7 календарных дней после дня завершения перевозки.
Трупы восприимчивых животных, а также продукты убоя, полученные от восприимчивых животных, в случае выявления патологоанатомических изменений, характерных для лейкоза, указанных в пункте 3 настоящих Правил, утилизируются в соответствии с ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утверждаемыми в соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии».
Дезинфекции подлежат помещения по содержанию восприимчивых животных и другие объекты, с которыми контактировали инфицированные и больные восприимчивые животные, убойные пункты, другие сооружения и имеющееся в них оборудование, транспортные средства, одежда и обувь, инвентарь и предметы ухода за восприимчивыми животными.
Дезинфекция помещений и других мест, где содержались больные и инфицированные восприимчивые животные, проводится в три этапа: первый - сразу после изоляции больных и инфицированных восприимчивых животных, второй - после проведения механической очистки,
в отношении Черновой Е.А. проведены профилактические мероприятия: в рамках осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), Черновой Е.А. объявлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 29 августа 2022 года № (ПМ 23№), в котором указывается на необходимость соблюдения требований ст. 2.2, ст. 18 Закона о ветеринарии, п. 33, п. 34, п. 35, п. 36, п. 37, п. 38, п. 39, п. 41, п. 42 Ветеринарных правил №, то есть выполнение требований, отраженных в плане мероприятий по ликвидации эпизоотологического очага лейкоза и предотвращению распространения возбудителя на территории хозяйства, расположенного в Гулькевичском районе Краснодарского края, утвержденного Приказом от 26.08.2022 № 449 Департамента ветеринарии Краснодарского края.
На основании решения о проведении профилактического визита от 16 сентября 2022 года №, 11 октября 2022 года проведен профилактический визит в отношении Черновой Е.А. по адресу: <адрес>, проведена профилактическая беседа с целью информирования обязательных требований п. 33 Ветеринарных правил №.
По информации ГБУ «Ветуправление Гулькевичского района» от 28.09.2022 № и от 31.10.2022 № установлено, что владелец животного не выполняет план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага лейкоза и не соблюдает установленные ограничения, утвержденные Приказом Департамента ветеринарии Краснодарского края от 26.08.2022 № 449, а именно: не направлена на убой больная лейкозом корова инвентарный № 0014 в течение 15 календарных дней с даты установления диагноза лейкоз, что является нарушением ч. «б» п. 33 Ветеринарных правил № 156 и не выполнение п. 2 Приложения № 2 Приказа № 449; не оборудованы дезинфекционные коврики на входе (выходе) на территорию (с территории) эпизоотического очага, что является нарушением п. 33 Правил и не выполнение п. 5 Приложения № 2 Приказа № 449; не осуществляется дезакаризация и дезинсекция помещений, в которых содержатся восприимчивые животные, что является нарушением п. 33 Правил и не выполнение п. 10 Приложения № 2 Приказа № 449.
Отделом государственного контроля (надзора) в области обращения с животными и профилактики правонарушений в области ветеринарии «Кавказский» 26.09.2022 была запрошена информация в ГБУ «Управление ветеринарии Гулькевичского района» о выполнении мероприятий, направленных на ликвидацию лейкоза КРС в хозяйстве Черновой Е. А..
Из полученного ответа ГБУ «Управление ветеринарии Гулькевичского района» от 28.09.2022 №, а также от 31.10.2022 № меры по выполнению мероприятий, направленные на ликвидацию лейкоза КРС, не приняты, заболевание не ликвидируется.
Доводы ответчика о выполнении ряда мероприятий в судебном заседании ничем не подтверждены.
В результате бездействия ответчика по исполнению требований Ветеринарных правил № 156 очаг заболевания продолжает сохраняться, ограничительные мероприятия по направлению на убой больной лейкозом коровы инвентарный № 0014 не выполнены, чем создается угроза заражения лейкозом крупного рогатого скота не только поголовья, содержащегося на территории подворья и населенного пункта, но и потенциально (основано на научных исследованиях и статистических данных) несет угрозу для людей (жителей сельского поселения Кубань Гулькевичского района), а также влечет дальнейшее распространение инфекционного заболевания.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлено нарушение требований ветеринарного законодательства ответчиком Черновой Е.А. при содержании поголовья КРС в своем подсобном хозяйстве по <адрес>, сведений об устранении данных нарушений суду не представлено, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Поскольку бездействие Черновой Е.А. может привести к распространению эпизоотии и установлении карантина и ввода ряда ограничений у других граждан п. Кубань, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ. суд
решил:
Иск Департамента ветеринарии Краснодарского края к Черновой Е. А. о понуждении к проведению мероприятий по оздоровлению от заболевания лейкозом крупного рогатого скота - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Черновой Е. А., занятой содержанием крупного рогатого скота по адресу: <адрес>.
Обязать Чернову Е. А. выполнить п. 2, п. 14 Плана мероприятий по ликвидации эпизоотологического очага лейкоза и предотвращению распространения возбудителя на территории хозяйства, расположенного в Гулькевичском районе Краснодарского края, утвержденного Приказом Департамента ветеринарии Краснодарского края от 26.08.2022 №, п. 33 Ветеринарных Правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 24 марта 2021 года, в части сдачи на убой на предприятие по убою животных или на оборудованный для этих целей убойный пункт больную лейкозом корову инвентарный №,содержащуюся в хозяйстве, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать Чернову Е. А. выполнить «План мероприятий по ликвидации эпизоотологического очага лейкоза и предотвращению распространения возбудителя на территории хозяйств, расположенных в Гулькевичском районе Краснодарского края», утвержденный Приказом Департамента ветеринарии Краснодарского края от 26.08.2022 № «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории неблагополучных по лейкозу хозяйств, расположенных в Гулькевичском районе Краснодарского края».
Обратить решение к немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Гулькевичского районного суда И.А. Бочко