Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2091/2023 ~ М-1356/2023 от 15.05.2023

Дело г.

                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2023 года                                              <адрес>

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Белхароева Т.А.,

с участием помощника прокурора <адрес> Аушевой М.Ш., истца Цицкиева Х.Ю.,

при секретаре судебного заседания Ахильгове М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цицкиева Х. Ю. к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности направить в страховую компанию документы, необходимые для решения вопроса выплаты страховых сумм, исчислении денежного содержания исходя из уровня повышения денежного содержания и даты составления расчета,

            У С Т А Н О В И Л:

Истец Цицкиев Х.Ю. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит суд признать действия СУ СК РФ по РИ незаконными и обязать направить в страховую компанию, осуществлявшую в 2009 году обязательное личное государственное страхование сотрудников Следственного комитета, все необходимые документы, предусмотренные соответствующими организационно-распорядительными документами СК РФ, для решения вопроса о выплате ему страховых выплат по факту получения травмы в связи с исполнением служебных обязанностей, при расчете размера его среднемесячного денежного содержания исчислять его из денежного содержания на день увольнения со службы, повышенного (проиндексированного) по состоянию на дату составления.

Исковое заявление мотивировано тем, что с ДД.ММ.ГГГГг. он проходил службу в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по <адрес> и следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГг., возвращаясь в следственное управление из <адрес> РИ, где находился в связи с исполнением служебных обязанностей в следственном отделе по <адрес>, он попал в дорожно-транспортное происшествие.

В результате ДТП он получил тяжелую травму и с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении в различных лечебных учреждениях.

По данному факту следственным управлением была проведена служебная проверка, которая пришла к выводу о получении им травмы в связи с исполнением служебных обязанностей. С привлечением трудовой инспекции был составлен акт о несчастном случае на производстве. В следующем году по результатам медико-социальной экспертизы мне была присвоена 3-я группа инвалидности, причиной которой указано трудовое увечье.

Все документальные подтверждения указанного факта находятся в кадровом подразделении следственного управления.

Вместе с тем, необходимые документы для выплаты предусмотренных ему п. 3 ч. 4 ст. 36 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» страховых выплат в соответствующую страховую компанию следственным управлением направлены не были, никаких выплат, соответственно, он не получил.

С учетом изложенного, в марте текущего года им на имя руководителя следственного управление направлено обращение о направлении в страховую компанию, осуществлявшую в 2009 году обязательное личное государственное страхование сотрудников Следственного комитета, всех необходимых документов, предусмотренных соответствующим и организационно-распорядительными документами СК РФ, для решения вопроса о выплате страховых выплат по факту получения травмы в связи с исполнением служебных обязанностей.

Согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации, страхованию подлежат риски травмы в результате несчастного случая на производстве, инвалидности в результате несчастного случая на производстве и смерти в результате несчастного случая на производстве.

В удовлетворении его обращения о направлении в страховую компанию документов по факту получения травмы при исполнении служебных обязанностей следственным управлением отказано с мотивировкой о том, что основанием для этого (удовлетворения) явился бы только факт наличия посягательства на его жизнь со стороны третьих лиц.

Данные действия следственного управления считает незаконными и необоснованными, препятствующими возможности осуществления им защиты своих прав в ходе гражданских правоотношений между страхователем и застрахованным лицом.

Обращает внимание суда на тот факт, что в аналогичных случаях (ДТП) с участием сотрудников следственного управления при исполнении ими служебных обязанностей все необходимые материалы в страховые компании направлялись, все они (случаи) признаны страховыми и пострадавшим лицам выплачены страховые суммы. При этом никаких посягательств на жизнь сотрудников следственного управления в этих случаях не совершались, процессуальные проверки в порядке ст.ст. 144-145 УК РФ не проводились, уголовные дела по ст. 295 УК РФ не возбуждались.

ДД.ММ.ГГГГг. он уволен со службы в органах Следственного комитета Российской Федерации в связи с сокращением должности старшего помощника руководителя следственного управления.

Частью 8 Инструкции «О порядке организации обязательного государственного личного страхования сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, оформления документов и выплаты страховых сумм и компенсаций», утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что при наступлении страхового случая после увольнения сотрудника со службы в Следственном комитете размер среднемесячного денежного содержания исчисляется из его денежного содержания на день увольнения со службы, повышенного (проиндексированного) по состоянию на дату составления расчета, исходя из уровня повышения (индексации) денежного содержания соответствующей категории сотрудников.

В судебном заседании истец Цицкиев Х.Ю. требования поддержал и просил суд их удовлетворить.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания ответчик СУ СК РФ по РИ в суд своего представителя не направил. Руководитель следственного управления Коновод А.А. направил в суд возражения на исковое заявление, согласно которым просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что получение телесных повреждений Цицкиевым Х.Ю. в результате дорожно-транспортного происшествия страховым случаем, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», не является.

Третье лицо АО «МАКС» в суд своего представителя не направило. Представитель АО «МАКС» Паршина С.В. направила в суд возражения на исковое заявление, в которых просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, в обоснование чего указала, что, согласно материалам, произошедшее дорожно-транспортное происшествие не было связано с посягательством. Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют. Также ссылалась на пропуск истцом срока исковой давности.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с прохождением службы в Следственном комитете Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», статьей 36 которого определен порядок обязательного государственного личного страхования сотрудников Следственного Комитета. При этом в части 1 названной статьи установлено, что сотрудники Следственного комитета подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Частью 3 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ предусмотрено, что страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со Следственным комитетом договор обязательного государственного страхования.

Страховщики выплачивают страховые суммы, в том числе в случае причинения сотруднику в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере равном 12 - кратному размеру его среднемесячного денежного содержания (п. 3 ч 4 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ).

Аналогичные гарантии социальной защиты должностных лиц правоохранительных органов предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Как следует из преамбулы названного Федерального закона, в целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных настоящим Федеральным законом мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат сотрудники Следственного комитета Российской Федерации (ст. 1, п. 8.2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ).

Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил, что применение установленной Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» системы мер государственной защиты в отношении указанных в нем лиц связано с осуществлением этими лицами функций, сопряженных с посягательствами на их безопасность. Право на получение материальных компенсаций в соответствии со статьей 20 названного Федерального закона приобретают защищаемые лица в случае причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью при посягательстве в связи с исполнением служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что Цицкиев Х.Ю. с ДД.ММ.ГГГГг. проходил службу в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГг., возвращаясь в следственное управление, попал в дорожно-транспортное происшествие, где был причинен вред здоровью.

По данному факту следственным управлением была проведена служебная проверка, которая пришла к выводу о получении им травмы в связи с исполнением служебных обязанностей. С привлечением трудовой инспекции был составлен акт о несчастном случае на производстве, согласно которому истец получил тяжелые телесные повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, происшедшего по вине водителя грузового автомобиля «Камаз», который нарушил пункты 13.9, 13.13 Правил дорожного движения.

Акт формы Н-1 и копии материалов расследования несчастного случая направлены в Фонд социального страхования для выплаты страхового возмещения и ежемесячных компенсационных выплат, которые Цицкиев Х.Ю. получает по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ Цицкиев Х.Ю. уволен со службы, в связи с сокращением штата.

При обращении Цицкиева Х.Ю. на имя руководителя следственного управления о направлении в страховую компанию, осуществлявшую в 2009 году обязательное личное государственное страхование сотрудников Следственного комитета, всех необходимых документов, предусмотренных соответствующим и организационно-распорядительными документами СК РФ, для решения вопроса о выплате страховых выплат по факту получения травмы в связи с исполнением служебных обязанностей, письмом от ДД.ММ.ГГГГг. СУ СК РФ по РИ уведомило Цицкиева Х.Ю. об отсутствии законных оснований для оформления документов, поскольку заявленное не является страховым случаем. Факт посягательства на его жизнь и здоровье в связи со служебной деятельностью не установлен.

Как установлено в судебном заседании в период, когда с Цицкиевым Х.Ю. произошел несчастный случай, вопросы оформления документов и выплаты страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию прокуроров и следователей органов прокуратуры Российской Федерации регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, Инструкцией о порядке проведения обязательного государственного личного страхования прокуроров и следователей органов прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в ред, от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства.

Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

Статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) закреплены аналогичные гарантии социальной защиты указанных лиц.

Как следует из преамбулы закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», в целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями настоящий закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

Из приведенных выше правовых норм и разъяснений следует, что основанием для наступления страхового случая является совокупность трех обстоятельств: причинение сотруднику телесных повреждений или иного вреда здоровью, причинная связь факта причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью с исполнением служебных обязанностей и наличие посягательства на жизнь и здоровье сотрудника в связи с его служебной деятельностью со стороны третьих лиц.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных правовых норм, одним из необходимых условий наступления страхового случая является наличие угрозы посягательства на жизнь и здоровье прокурора, следователя в связи с их служебной деятельностью со стороны третьих лиц.

Из материалов расследования несчастного случая, произошедшего с Цицкиевым Х.Ю. следует, что он получил телесные повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, происшедшего по вине водителя грузового автомобиля «Камаз». Факт посягательства на жизнь и здоровье Цицкиева Х.Ю. в связи со служебной деятельностью не установлен.

Согласно пункту 5 Инструкции о порядке проведения обязательного государственного личного страхования прокуроров и следователей органов прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ , наступление вредных последствий (смерть, утрата трудоспособности - временной или постоянной) в результате общего заболевания, бытового травмирования, нарушения мер безопасности, стихийных бедствий, аварий и катастроф, иных не связанных со служебной деятельностью прокурора или следователя причин, независимо от места и времени их наступления не может быть признано основанием для применения норм, содержащихся в п. 4 ст. 45 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В этих случаях возмещение вреда здоровью производится на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

    Несчастный случай, произошедший с Цицкиевым Х.Ю., расследован в порядке, предусмотренном ст. 229.2. Трудового кодекса Российской Федерации. По результатам расследования составлен акт о несчастном случае на производстве и акт о расследовании тяжелого несчастного случая, которые направлены в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> для производства выплат, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Учитывая изложенные обстоятельства, получение телесных повреждений Цицкиевым Х.Ю. в результате ДТП страховым случаем, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», не является. Соответственно оснований для направления СУ СК РФ по РИ материалов в АО «МАКС» документов, для решения вопроса о выплате Цицкиеву Х.Ю. страховых выплат по факту получения травмы в связи с исполнением служебных обязанностей, не имеется.

    При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

            Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Цицкиева Х. Ю. к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности направить в страховую компанию документы, необходимые для решения вопроса выплаты страховых сумм, исчислении денежного содержания исходя из уровня повышения денежного содержания и даты составления расчета, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

    Копия верна:

Судья Магасского районного суда                                                                 Т.А. Белхароев

2-2091/2023 ~ М-1356/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Цицкиев Хасан Юнусович
Ответчики
Следственное управление Следственного комитета РФ по РИ
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Белхароев Т.А.
Дело на странице суда
magassky--ing.sudrf.ru
15.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2023Передача материалов судье
15.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2023Подготовка дела (собеседование)
06.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
24.10.2023Судебное заседание
24.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024Дело оформлено
04.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее