РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2023 г. г.Донской Тульская область
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Моисеевой О.В.,
при секретаре Бобылевой Ю.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора г.Донского Тульской области Цурбановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-845/2023 по иску и.о.прокурора города Донского Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7» о понуждении разместить знаки о запрете курения,
установил:
и.о. прокурора г.Донского Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» о понуждении разместить знаки о запрете курения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г.Донского Тульской области в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака.
В ходе проверки установлено, что при входе на территорию МБОУ «Центр образования №3» на дверях и в помещениях туалетов, в здании школы, на двери и в помещении спортивного зала, на двери и в помещении столовой, не размещены знаки о запрете курения, что в свою очередь представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних от воздействия окружающего табачного дыма.
Истец полагает, что указанное представляет угрозу причинения вреда жизнью и здоровью несовершеннолетних от воздействия окружающего табачного дыма.
Просит суд обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» разместить знаки о запрете курения до 01.09.2023 года.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г.Донской Тульской области Цурбанова А.И. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» в адресованном суду письменном заявлении просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав помощника прокурора г.Донской Тульской области Цурбанову А.И., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ста.7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пп.п., 15 ч. 3 ст. 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч. 6 ст. 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее по тексту - Закон N 15-ФЗ), законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 4 Закона N 15-ФЗ основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потреблений табака.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:
1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;
3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта.
Частью 5 указанной статьи установлено, для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции, использование кальянов запрещены, размещается знак о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, требования к которому и порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие требования утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.02.2021 N 129н (далее по тексту - Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения).
В силу пункта 1 указанных Требований знак о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов (далее - Знак) выполняется в виде цветографического изображения в форме круга с каймой красного цвета (за исключением дополнительного Знака, размещаемого в соответствии с пунктом 6 настоящих требований, изображение которого может отличаться и быть в ином цвете), ширина которой должна быть не менее 13,7 мм. Диаметр круга должен составлять не менее 200 мм, включая кайму. В центре круга горизонтально размещается графическое изображение сигареты, представляющее из себя три прямоугольника черного цвета. Размер первого прямоугольника должен быть не менее 120 x 25 мм, второго и третьего - не менее 6,2 x 25 мм. Прямоугольники размещаются слева направо. Расстояние между первым и вторым прямоугольником должно составлять не менее 5 мм, между вторым и третьим - не менее 6,2 мм. Сверху второго и третьего прямоугольников размещаются волнистые линии шириной не менее 5 мм, изображающие дым. Сигарету пересекает красная поперечная полоса шириной не менее 17,5 мм. Красная поперечная полоса выполняется под углом 45 градусов к горизонтали с наклоном слева сверху от каймы направо вниз к кайме и не должна прерываться графическим символом Знака (сигаретой).
В соответствии с п. 5 Требований Знак размещается у каждого входа (выхода) на территории, в помещениях и на объектах, определенных Законом N 15-ФЗ, где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции и использование кальянов запрещено, (у транспортных средств - на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г.Донского Тульской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», в ходе которой выявлено, что имеется нарушение норм законодательства - информирование граждан о запрете курения на территории образовательной организации проводится ненадлежащим образом.
Неисполнение требований законодательства об образовании и законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, может привести к нарушениям прав и законных интересов несовершеннолетних, а также причинению вреда их жизни и здоровья.
Поскольку выявленные в деятельности ответчика нарушения после представления прокурора не устранены, исковые требования подлежат удовлетворению.
Как установлено ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный прокурором срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности до 01.09.2023, суд полагает разумным и достаточным.
По мнению суда, определенный срок исполнения решения суда не нарушает баланса интересов сторон и отвечает принципам исполнения решения суда в разумные сроки.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление и.о.прокурора города Донского Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7» о понуждении разместить знаки о запрете курения - удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» обязанность разместить знаки о запрете курения в срок до 01.09.2023 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Донской городской суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2023 года.
Председательствующий