УИД: 16RS0048-01-2023-001325-82
Дело №2-1158/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2023 года РТ, г. Казань, ул. Правосудия, 2
Московский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Загидуллиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мартышкиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухамадиевой Венеры Мударисовны к Администрации Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Мухамадиева В.М. обратилась в суд с иском к Администрации Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обосновании иска указано, что истица ранее обращалась в адрес Администрации Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшений жилищных условий в системе социальной ипотеки. Распоряжением № 790р от 15 апреля 2022 года ответчиком в постановке на учет в качестве нуждающейся отказано. С данным распоряжением истица не согласна.
Согласно выписке из домовой книги № 23/316 от 23 ноября 2022 года по адресу <адрес> состав семьи истца входят пять человек: Мухамадиева В.М., Минсагирова И.М. (мать истца), Мухамадиев Р.М. (супруг), Мухамадиев Б.Р. (сын) и Мухамадиев А.Р. (сын).
Мать истца-Минсагирова И.М. зарегистрирована по указанному адресу с 28 января 2022 года в качестве члена семьи. Отказывая в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшений жилищных, ответчик посчитал, что регистрируя по адресу: <адрес>, Минсагирову И.М. истица намеренно ухудшила жилищные условия. Регистрация нового члена семьи, матери истца была вынужденной мерой, поскольку Минсагирова И.М. является инвалидом третьей группы, не в состоянии в полной мере ухаживать за собой, требует постоянной поддержки и помощи.
Согласно пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан №190, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия.
Истец просит суд Распоряжение № 790 от 15 апреля 2022 года главы Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета г. Казани об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки отменить; возложить на ответчика обязанность по постановке Мухамадиевой В.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель истца Мухамадиев Р.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить, указав, что Минсагирова И.М. вынуждена проживать в г.Казань. поскольку периодически обращается в медицинские учреждения, условия проживания в Алькеевском районе для нее крайне тяжелые, отсутствуют условия. Она нуждается в постоянном уходе, плохо передвигается в связи с болезнью. Полагает, что Мухамадиева В.М., как социальный работник, имеет право на улучшении жилищных условий, путем постановки на учет в качестве нуждающейся.
Представитель МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани» в удовлетворении требований просит отказать, со ссылкой на распоряжение № 790 от 15 апреля 2022 года главы Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета г. Казани об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях.
В соответствии со статьей 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что на основании соглашения об оформлении в общую долевую собственность жилого помещения от 30 октября 2019 года №16/107-н/16-2019-11-640, Мухамадиева В.М., действующая за себя и несовершеннолетних детей Мухамадиева А.Р. и Мухамадиева Б.Р., и Мухамадиев Р.М. приобрели на праве общей совместной собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Доли Мухамадиевой В.М. и Мухамадиева Р.М. составляют по 23/50 доле каждому, Мухамадиеву А.Р. и Мухамадиеву Б.Р. по 1/25 доле каждому. Квартира расположена на 14 этаже, жилой комплекс Салават Купере, состоит из двух комнат, общей площадью 81,5 кв.м, в том числе жилой площадью жилой площадью 45,2 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из представленных документов следует, что Мухамадиева В.М. имела обеспеченность жилой площадью более 18 кв.м, т.е. более учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно выписке из домовой книги № 25/316 от 25 апреля 2023 года по указанному адресу зарегистрировано пять человек: Мухамадиева В.М. с ДД.ММ.ГГГГ, Минсагирова И.М. (мать истца) с ДД.ММ.ГГГГ, Мухамадиев Р.М., Мухамадиев Б.Р. и Мухамадиев А.Р. с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из распоряжения № 790 от 15 апреля 2022 года главы Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета г. Казани «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки», отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки - Мухамадиевой Венере Мударисовне семьей в составе четырех человек (в том числе супруг и два сына), проживающей по адресу: <адрес>, согласно пункту 19 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года №190.
В силу пункта 19 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190 (с последующими изменениями), заявители, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 5 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются:
- Общеобязательные:
подача заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;
осуществление трудовой деятельности заявителями и трудоспособными членами семьи;
совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка;
наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность;
Дополнительные:
проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, - независимо от нормы принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке;
признание жилого помещения аварийным, ветхим;
необходимость сноса занимаемых помещений по градостроительным планам;
участие организаций по месту работы членов семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке, в финансировании программы развития жилищного строительства;
иные случаи, установленные действующим законодательством.
Мухамадиева В.М. с семьей в составе четырех человек, с 27 сентября 2017 года постоянно зарегистрирована в квартире общей площадью 81,5 кв. м по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит ей на праве общедолевой собственности.
На основании статьи 31 пункта 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно пункту 2 данной статьи члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии с пунктами 2.5 и 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2015 года за № 190 членами семьи собственника жилого помещения - проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении являются его дети, родители и супруг. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов семьи. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, признаются разными семьями.
С 28 января 2022 года в указанной квартире зарегистрирована Минсагирова И.М. (мать истца). Согласно справке МСЭ-2021 № 0394688 Минсагировой И.М. установлена вторая группа инвалидности. В материалах дела имеются медицинские показатели, в соответствии с которыми Минсагирова И.М. тяжело передвигается в виду заболевания.
Совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в семье составляет менее 18, 0 кв. м.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации № 258-О-О от 19 апреля 2007 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий имеет место тогда, когда одновременно выполняются два условия: ранее гражданин не имел право состоять и не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; гражданин совершил такие действия, в результате которых получил право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, то есть искусственное ухудшение жилищных условий.
В соответствии с вышеуказанными разъяснениями, изложенными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 258-О-О от 19 апреля 2007 года, административному органу при приятии решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на статью 53 ЖК РФ, необходимо установить факт того, что заявителем совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Соответственно решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными, и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Вместе с тем, согласно представленной отделом адресно-справочной работы УВМ МВД по Республике Татарстан адресной справке Минсагирова И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, по месту пребывании с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Адрес регистрации <адрес>.Бурнаево, <адрес>.
Из пояснения истца, по адресу <адрес>.Бурнаево, <адрес>, в настоящее время проживает ее отец.
В связи с этим суд относит действия, направленные на изменение состава семьи, вселение в жилое помещение Минсагирову И.М. и выдел ей помещения для проживания к умышленным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Что касается доводов представителя ответчика, что о необходимости рассмотрения заявления Мухамадиевой В.М. в порядке административного судопроизводства, суд исходит из следующего, содержание искового заявления и содержание оспариваемого распоряжения свидетельствуют о наличии в данном случае материально-правового спора, а именно спора с участием Мухамадиевой В.М. о постановке на соответствующий жилищный учет. Истец полагает, что не совершала каких-либо действий, влекущих применение в отношении нее положений пункта 19 названных выше Правил и порядка. Соответствующие вопросы не связаны с предметом, регулируемым Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (ст. 1 КАС РФ), с материально-правовой точки зрения регулируются нормами жилищного законодательства, поэтому подлежат обсуждению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Мухамадиевой В.М. о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь статьями 12, 56, 98, 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Мухамадиевой Венеры Мударисовны к Администрации Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан.
Судья Загидуллина А.А.