№ 2-1-128/2022
64RS0015-01-2022-000127-38
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 марта 2022 года г. Ершов
Ершовский районный суд Саратовской области, в составе: председательствующего судьи Лукьяновой Ж.Г.
при секретаре Яковлевой Н.Н.
с участием истца Кривошеина Н.Н.
представителя ответчика Лычкиной Н.Б.
третьего лица Кривошеиной О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ершове гражданское дело по иску Кривошеина Николая Николаевича к ГУП Облводоресурс о признании договора расторгнутым,
установил:
Кривошеин Н.Н. обратился в суд в с вышеуказанным иском, мотивируя, что между ним и ГУП СО «Облводресурс» был заключен договор на прием сточных вод №2 от 01.04.2020 г.. 03.08.2020 г. им было направлено заказным письмом уведомление о расторжении Договора. Однако, ответчик продолжает выставлять счета за оказанные услуги. Просит признать договор на прием сточных вод расторгнутым с 31.12.2020 года.
В судебном заседании Кривошеин Н.Н. иск поддержал и пояснил, что в связи с существенными нарушениями условий договора он обратился к ответчику с уведомлением о расторжении договора на прием сточных вод, в одностороннем порядке. Нарушениями условий договора является то, что ответчиком неверно был произведен расчет оказываемых услуг, при приеме сточных вод представитель ответчика отсутствует и не фиксирует объем сточных вод.С заявлением о перерасчете задолженности за оказанные услуги он не обращался, до настоящего времени он пользуется услугами водоканала. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика Лычкина Н.Б. иск не признала и пояснила, что уведомление о расторжении договора ГУП СО «Облводресурс» получено. Оснований для расторжения договора не имеется, т.к. организация является единственной в районе, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения. Расчеты за оказанные услуги произведены верно. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644.
В силу ФЗ от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" "абонент" - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
"водоотведение" - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В абзаце первом пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - постановление Пленума N 49) разъяснено, что публичным признается договор, который заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится, например договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, оказания услуг связи, энергоснабжения, медицинского, гостиничного обслуживания (пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К лицам, обязанным заключить публичный договор, исходя из положений пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся коммерческая организация, некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, а равно индивидуальный предприниматель, которые по характеру своей деятельности обязаны продавать товары, выполнять работы и/или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ним обратится (потребителя) (абзац первый пункта 16 постановления Пленума N 49).
Следовательно, в публичном договоре одной из сторон является продавец (исполнитель), который занимается предпринимательской деятельностью и, как правило, реализует социально необходимые и публично значимые товары (работы, услуги).
Договор водоотведения является публичным договором.
Существенными условиями договора водоотведения являются: предмет договора, режим приема сточных вод, определяемый в соответствии с техническими условиями подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованной системе водоотведения, являющимися обязательным приложением к договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения; порядок учета принимаемых сточных вод; условия прекращения или ограничения приема сточных вод; места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации…
Установлено, что между Кривошеиным Н.Н. и ГУП СО «Облводресурс» был заключен договор на прием сточных вод №2 от 01.04.2020 г., по которому ГУП СО «Облводресурс» принимает на себя обязательство обеспечить прием сточных вод заказчика, исходя из согласованных объемов, в определенной точке приема, а заказчик обязуется производить слив сточных вод путем самовывоза и оплачивать вышеуказанные услуги.
Согласно доводам истца условия договора ответчиком нарушены; расчет оказанных услуг рассчитывается неверно и при оказании услуг отсутствует представитель ответчика для определения объема услуг.
В связи с чем, 03.08.2020 года Кривошеин Н.Н. направил ГУП СО «Облводресурс» уведомление о расторжении Договора, что подтверждается отчетом об отслеживании (л.д.12) и не оспаривается представителем ответчика.
С момента направления уведомления о расторжении договора и до настоящего времени истец Кривошеин Н.Н. пользуется услугами ГУП СО «Облводресурс» и желает пользоваться услугами ГУП СО «Облводресурс» при выполнении последним, условий договора – правильное исчисление платы за предоставленные услуги и нахождения представителя в точке приема сточных вод для точного определения объема предоставленных услуг.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" по смыслу пункта 2 статьи 310, пункта 3 статьи 426, статьи 450.1 ГК РФ не связанный с нарушением со стороны потребителя односторонний отказ лица, обязанного заключить публичный договор, от исполнения публичного договора не допускается, в том числе в случаях, предусмотренных правилами об отдельных видах договоров, например статьей 782 ГК РФ.
Односторонний отказ от исполнения публичного договора, связанный с нарушением со стороны потребителя, допускается, если право на такой отказ предусмотрено законом для договоров данного вида, например пунктом 2 статьи 896 ГК РФ.
Если односторонний отказ от исполнения публичного договора совершен в нарушение указанных требований закона, то он не влечет юридических последствий, на которые был направлен.
Правила статьи 426 ГК РФ не ограничивают право потребителя на односторонний отказ от публичного договора в случае непредоставления или неполного предоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства (статья 328 ГК РФ) или при утрате кредитором вследствие просрочки должника интереса в получении исполнения (статья 405 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума N 54, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то, по общему правилу, такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.
В данном случае основанием для обращения в суд истца явилось по его утверждению нарушения договора со стороны ГУП СО «Облводресурс», выразившиеся в неверном расчете объема оказанных услуг по приему сточных вод.
Таким образом, односторонний отказ от договора об оказании услуг по водоотведению - прием сточных вод, являющегося публичным, не допустим, если он не обусловлен нарушениями договора со стороны потребителя.
С учетом того, что договор водоотведения фактически не расторгнут, истец пользуется до настоящего времени услугами по приему сточных вод, односторонний отказ от договора, в данном случае, невозможен, иск не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд так же исходит из того, что доказательств наличия оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представлено не было.
Доводы Кривошеина Н.Н. о наличии у него права согласно положениям действующего законодательства и условиям договора на расторжение договора в одностороннем порядке, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, судья
решил:
в иске Кривошеина Николая Николаевича к ГУП Облводоресурс о признании договора расторгнутым, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательном виде в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или представления через Ершовский районный суд Саратовской области.
Мотивированное решение суда изготовлено 25 марта 2022 года.
Председательствующий