К Делу № 12-208/22
УИД № 23MS0264-01-2022-002228-67
РЕШЕНИЕ
ст. Северская 11 ноября 2022 года
Судья Северского районного суда Краснодарского края Колисниченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №264 Северского района Краснодарского края и.о. мирового судьи судебного участка №264 Северского района Краснодарского края мирового судьи судебного участка № 197 Северского района Краснодарского края от 26 августа 2022 года, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Зубаревой ФИО3 в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
установил:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №264 Северского района Краснодарского края мирового судьи судебного участка № 197 Северского района Краснодарского края от 26 августа 2022 года, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Зубаревой Е.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи, представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края обратился в Северский районный суд с жалобой, в обоснование заявленных требований ссылалась на то, что указанное постановление вынесено необоснованно и без учета существенных обстоятельств совершения правонарушения. Материалами дела подтверждается факт совершения Зубаревой Е.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ. Учитывая изложенное, заявитель просил суд отменить постановление и.о. мирового судьи судебного участка №264 Северского района Краснодарского края мирового судьи судебного участка № 197 Северского района Краснодарского края от 26 августа 2022 года, вернуть дело на новое рассмотрение.
В судебное заседание представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, согласно заявленному ходатайству просил отложить рассмотрение дела на другую дату в связи с занятостью представителя в другом судебном заседании.
Согласно п.п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
К ходатайству представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края об отложении рассмотрения жалобы не приложены доказательства уважительности причины неявки в судебное заседание, а потому заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит.
Зубарева Е.В., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляла.
В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством СМС-сообщения в случае его согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается судьей исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, а также возможности назначения даты следующего рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.
Указанная правовая позиция изложена в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 года № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях».
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела об административном правонарушении видно, что Зубарева Е.В. являясь должностным лицом - учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4 п. Афипского МО Северский район Краснодарского края 05.07.2022 года в 08 часов 36 минут в день проведения основного государственного экзамена по русскому языку в МБОУ СОШ № 44 <адрес> /ППЭ № 3807/ находилась в кабинете № 23 пункта проведения экзамена, в перечень должностных лиц, которые имеют право находиться на территории ППЭ Зубарева Е.В. не входила, что является нарушением п. 49 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательной программе основного общего образования утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 года № 189/1513, в связи с чем ее действия квалифицированы по ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, т.е. Умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации.
В силу ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, административным правонарушением признается умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации», итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. В соответствии с ч. 5 ст. 59 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» Формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным» органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы и порядок проведения (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по образовательным программам высшего образования - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Приказом Минпросвещения России № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018 (с изм. от 16.03.2021) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 № 52953) в п. 49 указано, что в день проведения экзамена в ППЭ присутствуют: а) руководитель образовательной организации, в помещениях которой организован ППЭ, или уполномоченное им лицо; б) руководитель и организаторы ППЭ; в) член ГЭК; г) технический специалист по работе с программным обеспечением, оказывающий информационно-техническую помощь руководителю и организаторам ППЭ, члену ГЭК; д) сотрудники, осуществляющие охрану правопорядка, и (или) сотрудники органов внутренних дел (полиции); е) медицинские работники; ж) специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ (при необходимости); з) экзаменаторы-собеседники (при проведении ГВЭ в устной форме); и) эксперты, оценивающие выполнение лабораторных работ по химии, в случае, если спецификацией КИМ предусмотрено выполнение обучающимися лабораторной работы; к) ассистенты (при необходимости).
В качестве руководителей и организаторов ППЭ, членов ГЭК, технических специалистов, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экзаменаторов-собеседников, экспертов, оценивающих выполнение лабораторных работ по химии, привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку. При проведении ГИА по учебному предмету в состав организаторов и ассистентов не входят специалисты по данному учебному предмету. Не допускается привлекать в качестве руководителей и организаторов ППЭ технических специалистов, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экзаменаторов- собеседников, экспертов, оценивающих выполнение лабораторных работ по химии, а также ассистентов, работников образовательных организаций, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ (за исключением ППЭ, организованных в труднодоступных и отдаленных местностях, в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, загранучреждениях, а также в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы).
В соответствии с п. 50 Правил, в день проведения экзамена по решению Рособрнадзора в ППЭ присутствуют должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих их полномочия, а также должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих их полномочия, - по решению указанного органа. В день проведения экзамена в ППЭ могут присутствовать аккредитованные представители средств массовой информации и общественные наблюдатели. Представители средств массовой информации присутствуют в аудиториях для проведения экзамена только до момента вскрытия участниками ГИА индивидуальных комплектов с экзаменационными материалами или до момента начала печати экзаменационных материалов (в случае, предусмотренном пунктом 52 настоящего Порядка). Общественные наблюдатели свободно перемещаются по ППЭ. При этом в аудитории может находиться один общественный наблюдатель.
Согласно п. 51 Правил, допуск в ППЭ лиц, указанных в пункте 50 настоящего Порядка, а также сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и (или) сотрудников органов внутренних дел (полиции) осуществляется только при наличии у них документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их полномочия. Допуск участников ГИА, а также лиц, перечисленных в подпунктах «а» - «г», «е» - «к» пункта 49 настоящего Порядка, в ППЭ осуществляется при наличии у них документов, удостоверяющих личность, и при наличии их в списках распределения в данный ППЭ, утвержденных ОИВ, учредителем, загранучреждением. Проверка указанных документов, установление соответствия личности представленным документам, проверка наличия лиц в списках распределения в данный ППЭ осуществляются при входе в ППЭ сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, и (или) сотрудниками органов внутренних дел (полиции) совместно с организаторами. В случае отсутствия у участника ГИА документа, удостоверяющего личность, при наличии его в списках распределения в данный ППЭ он допускается в ППЭ после подтверждения его личности сопровождающим.
П. 47 Правил установлено, что при входе в ППЭ осуществляются проверка наличия документов, удостоверяющих личность участников ГИА и лиц, указанных в пунктах 49 и 50 настоящего Порядка, установление соответствия их личности представленным документам, проверка наличия указанных лиц в списках распределения в данный ППЭ.
Приказом Управления образования Администрации МО Северский район № 717 от 24.06.2022 года «О проведении 05 июля 2022 года экзамена по русскому языку в форме ОГЭ» определено место и порядок проведения экзамена, ответственные лица.
С объективной стороны это административное правонарушение, в частности, выражается в нарушении установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА).
В свою очередь, на организаторов пунктов проведения экзаменов возложена обязанность по обеспечению установленного порядка проведения ГИА в аудиториях и по осуществлению контроля за проведением указанной аттестации.
Таким образом, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного законодательством об образовании порядка проведения ГИА, являются участники ГИА, руководители, организаторы пунктов проведения экзаменов, другие лица, привлекаемые к проведению ГИА, и общеобразовательные организации.
Из анализа диспозиции ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ следует, что субъективная сторона этого административного правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла.
Указанная правовая позиция изложена в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 01 сентября 2014 года.
Доводы подателя жалобы опровергаются материалами дела, поскольку в перечне работников ППЭ 3807 (5.07.2022) /л.д. 35 - 36/ Зубарева Е.В. не числится, а значит участником ГИА, руководителем, организатором пунктов проведения экзаменов, или другим лицом, привлекаемым к проведению ГИА она не являлась, а потому и не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ.
Довод заявителя о наличии у Зубаревой Е.В. умысла, минуя пункт пропуска на территорию ППЭ, быть незафиксированной в документации ППЭ, не подтвержден имеющимися материалами дела об административном правонарушении.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
С учетом изложенного и.о. мирового судьи судебного участка №264 Северского района Краснодарского края мирового судьи судебного участка №197 Северского района Краснодарского края при исследовании материалов дела, верно установлены обстоятельства имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении. Вывод мирового судьи об отсутствии в действиях Зубаревой Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, является правильным, основанным на проверенных по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствах.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы заявителя и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодексом РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №264 Северского района Краснодарского края мирового судьи судебного участка № 197 Северского района Краснодарского края от 26 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Зубаревой ФИО4 оставить без изменения, жалобу представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12 – 30.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья Ю.А. Колисниченко