Копия УИД 16RS0048-01-2020-007879-63
Дело № 2-2402/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года г. Казань
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой Р.Ж.,
при секретаре Мамажановой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абдуллиной Венеры Абдулхаевны к ГУ – Управление Пенсионного фонда России в Московском районе г.Казани о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Абдуллина В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ – Управление Пенсионного фонда России в Московском районе г.Казани о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.
В обоснование иска указано, что 16 апреля 2020 года истец обратилась в Управление Пенсионного фонда России в Московском районе г.Казани с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Управления Пенсионного фонда России в Московском районе г.Казани от 29 июля 2020 года № истцу было отказано в удовлетворении заявления ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности 25 лет. Согласно решению об отказе в специальный стаж не включены следующие периоды работы истца: с 14 июля 1998 года по 10 марта 2001 года (2 года 7 месяцев 27 дней) в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №350 Кировского района г. Казани, так как наименование ДОУ отсутствует в списке наименований учреждений, работа в которых дает право на выслугу лет; с 15 октября 1998 года по 22 мая 2001 года (2 года 7 месяцев 8 дней) в должности воспитателя русско-татарского языка в Дошкольном образовательном учреждении №350 Кировского района г. Казани, так как наименование должности отсутствует в списке должностей, работа в которых дает право на выслугу лет по педагогической деятельности в учреждениях для детей; с 12 января 2009 года по 23 января 2009 года (12 дней), с 21 марта 2016 года по 02 апреля 2016 года (12 дней) –периоды дополнительных учебных отпусков для сдачи сессии за время работы в должности воспитателя в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани; с 01 января 2003 года по 31 мая 2003 года в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани, ввиду отсутствия льготного кода особых условий труда в сведениях на ИЛС.
С данным решением Абдуллина В.А. не согласна, поскольку Приказом начальника Управления образования Администрации г. Казани от 16 января 1998 года № 27 «О создании коммунального образовательного учреждения» «Дошкольное образовательное учреждение» отдела образования Московского района г. Казани» было учреждено Коммунальное дошкольное образовательное учреждение № 350 и утвержден Устав коммунального дошкольного образовательного учреждения № 350. Согласно Уставу ДОУ осуществляло свою образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Законом Республики Татарстан «Об образовании» от 20 июня 1993 года и другими нормативными актами. Несоответствие наименования учреждения Списку наименований учреждений, работа в которых дает право на выслугу лет, не может являться основанием для отказа в назначении пенсии, так как данный вид пенсии назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения. Условия труда истца и выполняемые функциональные обязанности воспитателя при переименовании учреждения не изменялись и являлись аналогичными. Кроме того, Приказом Министерства народного образования ТАССР № 108 от 04 марта 1991 года в дошкольных учреждениях вводилась дополнительная ставка воспитателя по изучению родного языка. Должность «воспитатель русско-татарского языка» предполагала помимо выполнения должностных обязанностей воспитателя преподавание русского и татарского языков воспитанникам детского сада. Должность «воспитатель» предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным Постановлением правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Указание на конкретный предмет преподавания и язык, на котором осуществляется образовательный процесс, не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истца. Невключение в стаж периодов дополнительных учебных отпусков для сдачи сессии также необоснованно, поскольку периоды прохождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Период работы в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани, не включенный в стаж по причине отсутствия индивидуальных сведений в выписке из индивидуального лицевого счета также подлежит включению в специальный стаж, поскольку истец не несет ответственности за действия работодателя, подавшего сведения без специального кода.
На основании изложенного, истец просит суд обязать УПФ РФ в Московском районе включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности следующие периоды ее работы: с 14 июля 1998 года по 10 марта 2001 года (2 года 7 месяцев 27 дней) в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №350 Кировского района г. Казани; с 15 октября 1998 года по 22 мая 2001 года (2 года 7 месяцев 8 дней) в должности воспитателя русско-татарского языка в Дошкольном образовательном учреждении №350 Кировского района г. Казани; с 12 января 2009 года по 23 января 2009 года (12 дней), с 21 марта 2016 года по 02 апреля 2016 года (12 дней) – периоды прохождения курсов повышения квалификации за время работы в должности воспитателя в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани; с 01 января 2003 года по 31 мая 2003 года в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани. Признать за Абдуллиной В.А. право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, и назначить пению с момента обращения – 16 апреля 2020 года.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда России в Московском районе г.Казани в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в возражении на исковое заявлении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 22 указанного Федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, а именно в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости установлен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»).
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 4,5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, утвержденным данным постановлением, независимо от ведомственной принадлежности.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 13 названных Правил, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Из материалов дела следует, что 16 апреля 2020 года истец обратилась в ГУ–Управление Пенсионного фонда в Московском районе г.Казани с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика № от 29 июля 2020 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности.
При оценке пенсионных прав истца ответчиком.
При оценке пенсионных прав истца ответчиком признано наличие специального стажа истца продолжительностью 22 года 2 месяца 28 дней.
В специальный стаж не включены следующие периоды ее работы: с 14 июля 1998года по 10 марта 2001 года (2 года 7 месяцев 27 дней) в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №350 Кировского района г. Казани, так как наименование ДОУ отсутствует в списке наименований учреждений, работа в которых дает право на выслугу лет; с 15 октября 1998 года по 22 мая 2001 года (2 года 7 месяцев 8 дней) в должности воспитателя русско-татарского языка в Дошкольном образовательном учреждении №350 Кировского района г. Казани, так как наименование должности отсутствует в списке должностей, работа в которых дает право на выслугу лет по педагогической деятельности в учреждениях для детей; в том числе: с 01 сентября 1998года по 15 сентября 1998 года (15 дней) административные отпуска за время работы в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №350 Кировского района г. Казани, поскольку нахождение в административном отпуске не предусмотрено включению в стаж; с 12 января 2009 года по 23 января 2009 года (12 дней), с 21 марта 2016 года по 02 апреля 2016 года (12 дней) –периоды дополнительных учебных отпусков для сдачи сессии за время работы в должности воспитателя в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани, поскольку их включение в стаж не предусмотрено законодательством; с 01 января 2003 года по 31 мая 2003 года в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани ввиду отсутствия льготного кода особых условий труда в сведениях на ИЛС.
Рекомендовано истцу обратиться за назначением пенсии по старости, доработав недостающую продолжительность стажа педагогической деятельности, но не ранее, чем за месяц, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.10.2018г. №350-ФЗ.
Как установлено судом, из записей в трудовой книжке Абдуллиной В.А. следует, что с 13 июля 1998 года по 15 октября 1998 года истец работала в ДОУ №350 Кировского района г.Казани в должности воспитателя, а с 15 октября 1998 года по 22 мая 2001 год в должности воспитателя русско-татарского языка в этом же учреждении. 23 мая 2001 года переведена на должность воспитателя.
03 января 2001 года истцу присвоена вторая квалификационная категория воспитателя. 21 января 2003 года истцу присвоена первая квалификационная категория по должности «воспитатель». 21 января 2008 года также присвоена первая квалификационная категория по должности «воспитатель».
30 декабря 2011 года изменен тип учреждения на Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани. 17 октября 2012 года изменен вид учреждения на Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №350 присмотра и оздоровления» Кировского района г. Казани. 05 декабря 2012 года истцу установлена высшая квалификационная категория по должности «воспитатель»; 11 декабря 2017 года - первая квалификационная категория по должности «воспитатель».
В соответствии с имеющимся в материалах дела Уставом коммунального ДОУ №350 г. Казани усматривается, что коммунальное дошкольное образовательное учреждение №350 создано в соответствии с приказом Управления образования администрации г.Казани № 27 от 16 января 1997 года на базе существующего ясли-сада 350. ДОУ №350 осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с законом Республики Татарстан «Об образовании» от 20 мая 1993 года, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении Республики Татарстан», утвержденными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан и Главой Администрации от 26.06.1994г. №663, другими нормативными актами и настоящим Уставом. Деятельность ДОУ №350 направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, физическое и интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством.
Постановлением ИК МО г.Казани от №2766 от 30 мая 2011 года был изменен тип учреждения на Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани.
Постановлением ИК МО г.Казани от №5126 от 25 июля 2012 года изменен вид учреждения на Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №350 присмотра и оздоровления» Кировского района г. Казани.
Согласно представленной суду справке №5 от 30 января 2020 года Абдуллина В.А. с 13 июля 1998 года по настоящее время работает в Муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани в должности воспитателя. В период работы с 13 июля 1998 года по настоящее время заявительница выполняла норму рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей, работающих в дошкольных образовательных учреждениях; в нем указаны также числе ясли-сад (сад-ясли), детские ясли (п. 1.8), а в графе "Наименование должности" (п. 1) - воспитатель, воспитатель-методист, старший воспитатель.
Таким образом, законодатель связывает возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, в частности, с длительным осуществлением педагогической деятельности.
При этом, согласно пункту 13 Правил N 781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены данные организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад; детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Конституционный Суд РФ в определениях от 20 октября 2005 года N 392-0, от 18 апреля 2006 года N 83-0, от 21 декабря 2006 года N 584-0, от 19 июня 2007 года N 436-0-0 указал, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Таким образом, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности.
В спорный период истец осуществляла деятельность, связанную с обучением детей, то есть педагогическую деятельность, в образовательном учреждении, предусмотренном Списком. В процессе трудовой деятельности в названной должности истец фактически выполняла обязанности воспитателя, то есть ее работа была непосредственно связана с педагогической деятельностью в образовательном учреждении для детей.
Согласно представленным суду документам, а также с учетом вышеприведенных норм закона следует, что должность воспитателя тождественна должности воспитателя русско-татарского языка. В процессе выполнения должностных обязанностей воспитателя русско-татарского языка и образовательный процесс с воспитанниками осуществляется на татарском языке.
Анализируя вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что деятельность истца в указанной должности носит педагогический, воспитательный характер. Трудовые функции истца как воспитателя по обучению русско-татарскому языку, условия и характер ее работы тождественны работе воспитателя дошкольного учреждения.
На основании собранных по делу доказательств, в том числе трудовой книжки истца, Устава учреждения, в котором истец работала в спорные периоды, исходя из того, что основанием для включения в специальный стаж периодов работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций педагогическими работниками, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя и воспитателя русско-татарского языка в учреждении для детей, предусмотренном соответствующими Списками, с выполнением нормы рабочего времени.
Все разночтения относительно наименования учреждения и должностей, не могут служить основанием для исключения спорных периодов из льготного специального стажа.
Так, в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, подлежат включению следующие периоды работы истца: с 14 июля 1998 года по 31 августа 1998 года, с 16 сентября 1998 года по 14 октября 1998 года в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №350 Кировского района г. Казани, а также с 15 октября 1998 года по 22 мая 2001 года в должности воспитателя русско-татарского языка в Дошкольном образовательном учреждении №350 Кировского района г. Казани.
Вместе с тем, период нахождения истца в административном отпуске с 01 сентября 1998года по 15 сентября 1998 года (15 дней) за время работы в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №350 Кировского района г. Казани, включению в специальный стаж не подлежит, поскольку в соответствии Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, включение в стаж на соответствующих видах работ времени нахождения в административном отпуске не предусмотрено.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Исходя из приведенных норм следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Из изложенного следует, что периоды нахождения Абдуллиной В.А. на курсах повышения квалификации с 12 января 2009 года по 23 января 2009 года, с 21 марта 2016 года по 02 апреля 2016 года за время работы в должности воспитателя в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку она была направлена на курсы работодателем, за нее выплачивались страховые взносы. Прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием осуществления педагогической деятельности.
Несвоевременное представление работодателем индивидуальных сведений персонифицированного учета с указанием льготных кодов за период с 01 января 2003 года по 31 мая 2003 года в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани не является виной работника, а потому и не может служить основанием к исключению периода работы из стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию. Кроме того, согласно представленной ответчиком суду выписке из лицевого счета застрахованного лица указанные сведения в настоящее время представлены.
Принимая во внимание, что с учетом включения спорных периодов работы в специальный стаж истца на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (16 апреля 2020 года) Абдуллина В.А. более 25 лет 6 месяцев осуществляла педагогическую деятельность, суд на основании положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» признает за ней право на получение досрочной пенсии по старости с 16 апреля 2020 года.
Таким образом, исковое заявление Абдуллиной В.А. подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Абдуллиной Венеры Абдулхаевны удовлетворить частично.
Возложить на ГУ – Управление Пенсионного фонда России в Московском районе г.Казани обязанность включить в специальный стаж для назначения Абдуллиной Венере Абдулхаевне досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы с 14 июля 1998 года по 31 августа 1998 года, с 16 сентября 1998 года по 14 октября 1998 года в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №350 Кировского района г. Казани, с 15 октября 1998 года по 22 мая 2001 года в должности воспитателя русско-татарского языка в Дошкольном образовательном учреждении №350 Кировского района г. Казани, с 01 января 2003 года по 31 мая 2003 года в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани, периоды прохождения курсов повышения квалификации: с 12 января 2009 года по 23 января 2009 года, с 21 марта 2016 года по 02 апреля 2016 года за время работы в должности воспитателя в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №350 комбинированного вида» Кировского района г. Казани.
Признать за Абдуллиной Венерой Абдулхаевной право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда России в Московском районе г.Казани назначить Абдуллиной Венере Абдулхаевне досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с 16 апреля 2020 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан.
Судья (подпись) Фатхутдинова Р.Ж.
Копия верна.
Судья Фатхутдинова Р.Ж.