Копия
Дело № 2-237/2023
УИД № 16RS0029-01-2023-000151-52
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 июля 2023 года город Болгар,
Республика Татарстан
Спасский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Батыршина Ф.Г.,
при секретаре Костиной О.В.,
с участием истца М.А. Шмыриной, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М.А. Шмырина, Н.А. Шмыриной,
третьего лица А.В. Шмырина,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ш.М.А., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних Шмырина М.А., Шмыриной Н.А., к некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" о прекращении обременения в виде ипотеки в отношении жилого дома и земельного участка,
у с т а н о в и л:
М.Ш.А.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М.Ш.А.В., Н.Ш.А.В., обратилась в суд с вышеназванным иском к некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее по тексту - НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан", Фонд), указывая, что в 2015 году она вступила в федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий" на 2014-2017 годы и период до 2020 года по направлению обеспечения жильём молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности. Также участниками программы являются члены её семьи: сын М.Ш.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Н.Ш.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и супруг Ш.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно договору целевого денежного займа на строительство объектов по программе №/ф от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" и займодавцем, в данном случае, муниципальным унитарным предприятием "Проектно-производственное и архитектурно-планировочное бюро при Спасской администрации" Спасского муниципального района в лице А.С. Елантьевой, НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" предоставила займодавцу заёмные денежные средства для предоставления по данному договору. В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона "Об ипотеке" жилое помещение, указанное в пункте 1.4 данного договора, находится в залоге у НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" с момента заключения данного договора. Согласно договору целевого денежного займа № сумма займа составляет 244873 рубля, предоставлена сроком на 5 лет, считая с момента заключения договора, а именно - ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>, была зарегистрирована ипотека в силу закона в пользу НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан". Согласно данной Программе для снятия обременения она должна отработать 5 лет в социальной сфере. Свои обязанности она выполнила, что подтверждается справкой, выпиской из трудовой книжки. По окончании срока отработки отдел строительства Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан направил документы в НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" для снятия обременения с жилого дома и земельного участка, находящихся по вышеуказанному адресу. Через некоторое время ей поступил телефонный звонок из строительного отдела, из которого она узнала, что в снятии обременения ей отказано, так как отсутствует соглашение о замене стороны. В настоящее время заключить соглашение невозможно, так как МУП "Проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро" признано банкротом ДД.ММ.ГГГГ. Просила прекратить обременение в виде ипотеки в отношении жилого дома с кадастровым номером 16:37:011003:163 и земельного участка с кадастровым номером 16:37:011003:52, расположенных по адресу: <адрес>.
В ходе судебного заседания истец М.Ш.А.В., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетних М.Ш.А.В., Н.Ш.А.В., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Третье лицо Ш.А.В. выразил согласие с исковыми требованиями М.Ш.А.В., просил их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные истцом в исковом заявлении.
Ответчик - НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан", надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, представив отзыв на исковое заявление. В обоснование возражений указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку истцами не представлено доказательств нарушения их законных прав и интересов какими-либо действиями НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан". Между истцами и Фондом отсутствуют договорные отношения. Как следует из искового заявления, обременение на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, наложено в целях обеспечения исполнения договорных обязательств граждан перед МУП "Проектно-производственное и архитектурно-планировочное бюро при Спасской администрации" Спасского муниципального района Республики Татарстан, которое к участию в деле не привлечено. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". Указанной Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Основными условиями для предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по Программе являются: постоянное личное проживание сельской местности и работа члена молодой семьи в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет. В рамках реализации данной федеральной целевой программы Кабинетом Министров Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № "О реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", которым утверждено типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам". Согласно нормам Типового положения на органы местного самоуправления и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, которое является государственным заказчиком - координатором указанной программы, возлагается обязанность проверять правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формировать списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, а также проводить проверку соблюдения гражданами условий программы. Просил в удовлетворении исковых требований семьи Шмыриных отказать.
Третьи лица - Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, уведомлённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, причин их неявки не сообщили, возражения относительно требований истцов не представили.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционный принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, в том числе по гражданским делам, при котором правосудие (разрешение дела), осуществляемое только судом, отделено от функций спорящих перед судом сторон, при этом суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных (целевых) функций. Диспозитивность в гражданском судопроизводстве обусловлена материально-правовой природой субъективных прав, подлежащих судебной защите. Присущий гражданскому судопроизводству принцип диспозитивности означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П; определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Гражданский кодекс Российской Федерации в соответствии с основными началами гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1 данного Кодекса) не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия специальных, вещно-правовых способов.
Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет основания возникновения гражданских прав и обязанностей и указывает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением права в иных формах.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Конституция Российской Федерации закрепила право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться находящимся в его собственности имуществом, предусмотрев возможность ограничения прав человека и гражданина только федеральным законом и лишь в определенных целях.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О федеральной целевой программе" Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье. Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О федеральной целевой программе " Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение № к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении № к федеральной целевой программе" Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О федеральной целевой программе" Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Согласно пункту 30 Типового положения, действующего на момент предоставления субсидии, жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный органом исполнительной власти.
Согласно пункту 42 Типового Положения, в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. В случае если получателем социальной выплаты является индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства, заключается либо трехсторонний договор (с участием органа местного самоуправления) либо двухсторонний договор (в случае перечисления субсидии в бюджет соответствующего муниципального образования).
Пунктом 43 Типового Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что существенными условиями договора, указанного в пункте 42 данного Типового положения, являются: а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты; б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта.
В целях исполнения Программы ДД.ММ.ГГГГ Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление № «О реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
В соответствии с пунктом 1 статьи 334 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя). В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, требование залогодержателя может быть удовлетворено путем передачи предмета залога залогодержателю (оставления у залогодержателя).
Согласно части 1 статьи 348 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 352 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение обеспеченного залогом обязательства влечет прекращение залога.
Из положений статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае перехода к другому лицу прав кредитора по обеспеченному залогом обязательству к такому лицу переходят также и права залогодержателя.
Таким образом, целью института залога является обеспечение исполнения основного обязательства, а содержанием права залога является возможность залогодержателя в установленном законом порядке обратить взыскание на заложенное имущество в случае неисполнения основного обязательства должником.
При этом право залога следует судьбе обеспеченного залогом обязательства, неразрывно с ним связано и прекращается вместе с ним.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" ипотека подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном данным Федеральным законом и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 11 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регистрационная запись об ипотеке погашается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", а также по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" если иное не предусмотрено федеральным законом или данной статьей, регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав: в случае, если выдана закладная: совместного заявления залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная; заявления законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная; заявления залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме; в случае, если не выдана закладная: совместного заявления залогодателя и залогодержателя; заявления залогодержателя. Регистрационная запись об ипотеке погашается также по решению суда или арбитражного суда о прекращении ипотеки в порядке, предусмотренном данной статьей.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан и некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» заключено соглашение №/Ф о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации Программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
ДД.ММ.ГГГГ между НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» (по данному договору - Инвестор) и муниципальным образованием «Спасский муниципальный район Республики Татарстан» в лице руководителя Исполнительного комитета (по данному договору - Соинвестор) заключен договор №/Ф о совместном инвестировании строительства и (или) приобретения объектов для участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» для категории молодые семьи и молодые специалисты. По данному договору стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства и(или) приобретения объектов для участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» для категории молодые семьи и молодые специалисты.
Согласно приложению № к указанному договору в рамках этого договора на 2015 год предусмотрено инвестирование строительства жилого дома по адресу: <адрес>, участник Программы – М.Ш.А.В., объём средств, вкладываемых Соинвестором – 244873 рубля, свидетельство государственного заказчика Программы - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №, срок ввода объекта в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ, срок регистрации права собственности на объект участников Программы – ДД.ММ.ГГГГ.
Пункт 1.3 договора №/Ф от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что вложенные Соинвестором средства для участников Программы становятся безвозвратными при условиях:
- ввода объектов в эксплуатацию и регистрации их в собственность в долях на всех членов семьи, являющихся получателями денежных средств, в соответствии со сроками ввода и регистрации права собственности, указанными в Приложении № к данному договору. При этом в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ сроки ввода в эксплуатацию и регистрации объектов в собственность граждан – не более 1 года с даты выдачи свидетельства государственного заказчика Программы – Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;
- проживания и работы участников Программы в сельской местности в течение 5 лет с момента получения средств Соинвестора в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 3.2.2 указанного договора на Соинвестора возложены обязанности по обеспечению контроля за целевым использованием средств организациями, назначенными Соинвестором и заключившими договора на выполнение функций заказчика-застройщика с Государственным заказчиком программы – Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, получившим денежные средства по договорам целевого денежного займа, и за своевременным вводом в эксплуатацию с регистрацией прав собственности за участниками Программы. При этом сроки ввода в эксплуатацию и регистрации объектов в собственность граждан – не более 1 года с даты выдачи свидетельства Государственного заказчика Программы – Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, выданному ДД.ММ.ГГГГ территориальным пунктом УФМС России по <адрес> в <адрес>, Ш.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Татарской АССР, зарегистрирована проживающей по адресу: <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Из паспорта гражданина Российской Федерации, выданного ДД.ММ.ГГГГ территориальным пунктом УФМС России по <адрес> в <адрес>, видно, что Ш.А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован проживающим по адресу: <адрес>, <адрес>.
Свидетельство о заключении брака, выданное ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан, подтверждает, что Ш.А.В. и М.Ш.А.В. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельствам о рождении Шмырина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Шмыриной Н.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, их отцом является Ш.А.В., матерью М.Ш.А.В..
ДД.ММ.ГГГГ между организацией, назначенной муниципальным образованием «Спасский муниципальный район», - муниципальным унитарным предприятием «Проектно-производственное и архитектурно-планировочное бюро при Спасской администрации» с одной стороны (займодавец), и М.Ш.А.В., Ш.А.В., М.Ш.А.В., Н.Ш.А.В. с другой стороны (заемщик), заключен договор целевого денежного займа № на строительство объекта по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории – молодые семьи и молодые специалисты (далее – договор займа). Согласно данному договору займодавец предоставил заемщику заем в размере 244873 рубля сроком на 5 лет, считая с момента заключения договора.
В соответствии с пунктом 1.4 договора займа, заем предоставляется для целевого использования – строительства жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, состоящего из трех комнат, общей площадью 72 кв.м, стоимостью 1562400 рублей.
Пунктом 1.4.1 договора займа определен срок ввода объекта – ДД.ММ.ГГГГ.
Документом, подтверждающим ввод объекта в эксплуатацию, является кадастровый паспорт на завершенный строительством объект (пункт 3.1.2 договора).
Согласно пункту 1.5 договора займа в обеспечение обязательств заемщика по данному договору, в соответствии с договором целевого денежного займа на строительство объектов по Программе №/ф от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между НО «ГЖФ при Президенте по <адрес>» и Займодавцем, согласно которому НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» предоставил Займодавцу заемные денежные средства для предоставления по договору займа, в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона «Об ипотеке» жилое помещение, указанное в пункте 1.4 договора займа, находится в залоге у НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» с момента заключения договора.
Пунктом 1.5.1 договора займа определен срок регистрации объекта в собственность за гражданами (заемщиками) с обременением в пользу НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» - ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пунктов 2.1 – 2.1.2 договора займа обязательства по возврату суммы займа в размере 244873 рубля погашаются Займодавцем, если гражданами в совокупности исполнены следующие условия: гражданами выполнены требования постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ по работе и проживанию в сельской местности по месту постановки на учёт не менее 5 лет с момента заключения данного договора; сумма займа использована гражданами по целевому назначению и надлежаще выполнены пункты 1.4, 1.4.1, 1.5, 1.5.1 данного договора.
После получения заёмщиком кадастрового паспорта на жилое помещение займодавец обязан заключить соглашение о замене стороны в договоре, в соответствии с которым он (займодавец) передает все права, обязанности и ответственность по договору НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" (пункт 3.2.2 договора).
Таким образом, согласно условиям договора целевого денежного займа № от ДД.ММ.ГГГГ семье М.Ш.А.В. оказана государственная поддержка в виде субсидии на строительство жилья – индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, стоимостью 1562400 рублей. Размер предоставленной субсидии составил 244873 рубля, которая погашается при условии работы и проживания в сельской местности по месту постановки на учёт не менее 5 лет с момента заключения договора, использования суммы займа по целевому назначению и соблюдении сроков ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права на объект с обременением. НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» является залогодержателем жилого помещения, а стороны договора - солидарными должниками.
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным унитарным предприятием «Проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро» Спасского муниципального района (заказчик – застройщик), М.Ш.А.В., М.Ш.А.В., Н.Ш.А.В., Ш.А.В. и ГБПОУ СПО «Спасский техникум отраслевых технологий» заключен договор финансирования строительства индивидуального жилого дома на земельном участке гражданина собственными силами. По условиям данного договора Шмырины обязались выполнить работы по строительству индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, из своих материалов, на своем оборудовании и своими инструментами. Срок выполнения работ: с момента подписания договора по ДД.ММ.ГГГГ. Заказчик – застройщик финансирует гражданина в объёме 244873 рубля. Указанный объём является фиксированным на всё время действия договора и изменению не подлежит. Социальная выплата предоставляется в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №. Гражданин обязан работать у работодателя (ГБОУ СПО «Спасский техникум отраслевых технологий») по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе гражданина в соответствии со статьёй 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьёй 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства Инвестор вправе истребовать в судебном порядке от гражданина возврат средств в размере предоставленной социальной выплаты. Инвестором является Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан с обязанностью передать объект НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» по договору о совместном инвестировании строительства жилых домов для участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Республики Татарстан, в том числе, молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» для категории молодые семьи и молодые специалисты №/ф от ДД.ММ.ГГГГ.
Выписка по лицевому счету М.Ш.А.В., выданная ПАО «Ак Барс» Банк, свидетельствует, что на счет истца ДД.ММ.ГГГГ были зачислены денежные средства в размере 244873 рубля.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 16:37:011003:52, расположенный по адресу: <адрес>, Спасский муниципальный район, <адрес>, имеет площадь 671 кв.м, вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, относится к категории земель – земли населённых пунктов. Правообладателями земельного участка являются М.Ш.А.В., Н.Ш.А.В., М.Ш.А.В., Ш.А.В., вид права – общая долевая собственность. ДД.ММ.ГГГГ за № на основании договора целевого денежного займа 1637001251 от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано обременение права на данный объект в виде ипотеки в силу закона в пользу НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан».
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости жилой дом, общей площадью 80,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Спасский муниципальный район, <адрес>, поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера 16:37:011003:163, год завершения строительства жилого <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права общей долевой собственности на указанный жилой дом за М.Ш.А.В., Ш.А.В., М.Ш.А.В. и Н.Ш.А.В. (1/4 доля в праве у каждого). ДД.ММ.ГГГГ за № на основании договора целевого денежного займа 1637001251 от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано обременение права на данный объект в виде ипотеки в силу закона в пользу НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан».
Муниципальное унитарное предприятие «Проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро» прекратило деятельность ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Трудовая книжка истца М.Ш.А.В. и справка №, выданная ДД.ММ.ГГГГ ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий», подтверждают, что М.Ш.А.В. работает в вышеуказанном образовательном учреждении (ранее ГБОУ СПО «Спасский техникум отраслевых технологий») с ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя.
Из справки о выполнении гражданином-участником программы условий по работе и проживанию в сельской местности по месту постановки на учет от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М.Ш.А.В. осуществляла трудовую деятельность в ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий» с ДД.ММ.ГГГГ, а также проживала по адресу: <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. При этом данная справка согласована начальником отдела аудита и антикоррупционной работы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ.
Исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан было подготовлено трехсторонне соглашение о списании суммы займа, обеспеченной субсидией по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории – молодые семьи и молодые специалисты, проживающие в сельской местности, которое было подписано руководителем Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан и участниками Программы - М.Ш.А.В., Ш.А.В., М.Ш.А.В., Н.Ш.А.В.. При этом НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» данное соглашение не подписано.
Таким образом, судом установлено, что денежные средства в размере 244873 рубля, выделенные семье истца М.Ш.А.В., в соответствии с Программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, были использованы по целевому назначению в соответствии с условиями договора займа – для строительства жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>. Жилой дом был построен и поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве общей долевой собственности всем участникам договора целевого денежного займа от ДД.ММ.ГГГГ (заёмщикам), передан в залог НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан». М.Ш.А.В., Ш.А.В., М.Ш.А.В., Н.Ш.А.В. проживают в спорном жилом доме с момента его постройки по настоящее время. Вместе с тем, М.Ш.А.В. проработала в ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий» более 5 лет (с момента заключения договора займа).
Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что условия договора займа, согласно которым сумма займа в размере 244873 рубля погашается займодавцем, Шмыриными выполнены. При этом с учётом целей и задач государственной аграрной политики, направленной на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильём молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путём предоставления им социальной выплаты на строительство жилого помещения, суд полагает, что само по себе нарушение Шмыриными сроков ввода объекта в эксплуатацию, оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в данном случае, не является достаточным основанием для отказа в возложении обязанности по возврату суммы займа на займодавца.
Доводы НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" о том, что данная организация не имеет договорных отношений с истцом, не нарушала прав и законных интересов последнего, в связи с чем требования истцов удовлетворению не подлежат, судом отклоняются.
Действительно, установлено, что МУП «Проектно-производственное и архивно-планировочное бюро», являющееся займодавцем по договору займа, в нарушение пункта 3.2.2 указанного договора не заключило соглашение о замене стороны договора и не передало все права, обязанности и ответственность по договору НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан».
Однако, МУП «Проектно-производственное и архивно-планировочное бюро» прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, правопреемника не имеет, что на данный момент исключает возможность исполнения условий договора с его стороны и заключение соответствующего соглашения. При этом Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан, с согласия которого действовало вышеназванное учреждение, а также государственный заказчик – Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан подтвердили выполнение М.Ш.А.В. условий Программы, выдав ей соответствующую справку, возражений относительно исковых требований суду не представили. С 2015 года до настоящего времени каких-либо исковых требований в связи с неисполнением условий договора целевого займа к Шмыриным предъявлено не было.
Между тем, залогодержателем по условиям договора является НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан»
Таким образом, при имеющихся обстоятельствах сохранение записи в Едином государственном реестре недвижимости о наличии обременения в виде ипотеки жилого дома и земельного участка в пользу ответчика препятствует истцу в реализации ее прав на распоряжение данными объектами по своему усмотрению.
При таких обстоятельствах суд считает законным и обоснованным исковые требования истца удовлетворить.
Руководствуясь статьями 12, 14, 56, 68, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Шмыриной М.А. (паспорт гражданина Российской Федерации 92 07 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ территориальным пунктом УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения 160-057), действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних Шмырина М.А., Шмыриной Н.А., к некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (идентификационный номер налогоплательщика 1655065113) о прекращении обременения в виде ипотеки в отношении жилого дома и земельного участка удовлетворить.
Прекратить обременение в виде ипотеки в силу закона, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ за № в отношении жилого дома с кадастровым номером 16:37:011003:163, расположенного по адресу: <адрес>, Спасский муниципальный район, <адрес>.
Прекратить обременение в виде ипотеки в силу закона, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ за № в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:37:011003:52, расположенного по адресу: <адрес>, Спасский муниципальный район, <адрес>.
Данное решение является основанием для погашения регистрационных записей об ипотеке от ДД.ММ.ГГГГ №, № в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Спасский районный суд Республики Татарстан.
Председательствующий
судья: Ф.Г. Батыршин
Решение в окончательной форме изготовлено 19 июля 2023 года
Копия верна:
Судья Ф.Г. Батыршин
Подлинник хранится в деле № 2-237/2023 в Спасском районном суде Республики Татарстан