дело №12-140/2022
РЕШЕНИЕ
18 июля 2022г. г.Ефремов Тульская область
Судья Ефремовского межрайонного суда Тульской области Алексеева Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Мценская транспортная компания» на постановление ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области <данные изъяты> от 02.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Мценская транспортная компания»,
установил:
постановлением ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области <данные изъяты> от 02.03.2022, ООО «Мценская транспортная компания» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
06.06.2022 в адрес Ефремовского межрайонного суда поступила жалоба ООО «Мценская транспортная компания» на вышеуказанное постановление <данные изъяты> по делу об административном правонарушении от 02.03.2022, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование указанного постановления.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу положений ч.2 ст.30.3 КоАП РФ, в случае пропуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч.4 ст.30.3 КоАП РФ).
В соответствии с ч.2 ст.24.4 КоАП РФ, ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Из вышеизложенного следует, что обязательная письменная форма предусмотрена лишь для определения об отказе в удовлетворении ходатайства. Решение об удовлетворении ходатайства может быть принято в устной форме.
Исходя из требований ст.30.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо: выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу; разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалоб; направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи, должностного суда.
Исходя из имеющихся в деле сведений, 02.06.2022 ООО «Мценская транспортная компания» направила в Ефремовский межрайонный суд Тульской области жалобу на постановление <данные изъяты> от 02.03.2022, которая поступила в суд 06.06.2022, указав на уважительность пропуска срока на подачу жалобы - неполучение копии постановления, узнав об имеющемся штрафе от службы судебных приставов 01.06.2022.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу, что ООО «Мценская транспортная компания» предприняло меры к обжалованию вышеуказанного постановления в установленный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, судья приходит к выводу, что срок на обжалование вышеуказанного постановления ООО «Мценская транспортная компания» не пропущен, ввиду чего жалоба подлежит рассмотрению по существу.
24.02.2022 в 17:49:13, по адресу: <данные изъяты> водитель, управляя тяжеловесным 3-осным транспортным средством КАМАЗ 6520-53, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в нарушение п.23.5 ПДД РФ, ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 №2200 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту <данные изъяты> измерения параметров ТС превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке автопоезда на 8,23% (0,658 т) на ось №2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8,658 т на ось №2 при допустимой нагрузке 8,000 т на ось.
На запрос <данные изъяты> от 24.02.2022, направленный в ФКУ «Росдормониторинг», о наличии специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов для ТС с ГРЗ С979НЕ57 за период, включающий 24.02.2022, по маршруту, проходящему через <данные изъяты>, получен отрицательный ответ, специальное разрешение не выдавалось.
Собственником (владельцем) данного ТС, в соответствии со свидетельством о регистрации ТС <данные изъяты>, на момент фиксации нарушения являлось ООО «Мценская транспортная компания», дата регистрации: 10.09.2015, ОГРН <данные изъяты> ИНН <данные изъяты>, юридический адрес: <данные изъяты>
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что в период производства по делу об административном правонарушении в положения Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ в редакции от 15.04.2022 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», были внесены изменения в части превышения допустимой нагрузки на ось транспортного средства более чем на десять процентов, тогда как Обществу вменялось превышение такой нагрузки на ось не более 10%, в связи с чем применению подлежат положения закона, действующего в настоящее время.
Помимо изложенного, заявителем указано, что Общество перевозило туши мертвых животных (свиней). Автоматическое оборудование для взвешивания автотранспортных средств в движении жидкости можно взвешивать только путем полного погружения автомобиля - цистерны на платформу. Все для поосного или группового (группа осей) взвешивания в движении в соответствии с рекомендациями МОЗМ п.3.1 не могут использоваться для взвешивания жидких грузов или любых других грузов, центр массы которых может измениться во время движения. Поскольку взвешивание транспортного средства было произведено в движении, измерения нагрузки на ось носят недостоверный характер. Ввиду того, что груз загружался в замороженном виде, во время движения транспортного средства груз оттаял, ввиду чего в кузове автомобиля образовалась жидкость, что привело к неправильному распределению нагрузки на ось.
Заявитель просит постановление <данные изъяты> по делу об административном правонарушении от 02.03.2022 отменить, производство по делу прекратить, в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ.
Заявитель - ООО «Мценская транспортная компания» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался судом надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6. КоАП РФ судья счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя, его представителя и представителя заинтересованного лица, извещенных должным образом о судебном заседании по делу.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
При этом, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.01.2019 №5-П «По делу о проверке конституционности статьи 2.6.1 и частей 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда и жалобами граждан Думилина А.И. и Шарова А.Б.» административный штраф, назначаемый собственнику (владельцу) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства за совершение административных правонарушений, предусмотренных, в том числе ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для юридического лица, установленного соответствующей частью этой статьи.
В соответствии с ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент фиксации обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Мценская транспортная компания» к административной ответственности) пользователям автомобильными дорогами, в том числе, запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.2 ст.31 вышеуказанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент фиксации обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Мценская транспортная компания» к административной ответственности), движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Как следует из пункта 23.5 ПДД РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Положениями ч.1 ст.2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как следует из материалов дела, должностным лицом ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области установлено, что 24.02.2022 в 17:49:13, по адресу: <данные изъяты> водитель, управляя тяжеловесным 3-осным транспортным средством КАМАЗ 6520-53, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в нарушение п.23.5 ПДД РФ, ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 №2200 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту <данные изъяты> измерения параметров ТС превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке автопоезда на 8,23% (0,658 т) на ось №2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8,658 т на ось №2 при допустимой нагрузке 8,000 т на ось.
На запрос <данные изъяты> от 24.02.2022, направленный в ФКУ «Росдормониторинг», о наличии специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов для ТС с ГРЗ С979НЕ57 за период, включающий 24.02.2022, по маршруту, проходящему через <данные изъяты>, получен отрицательный ответ, специальное разрешение не выдавалось.
Собственником (владельцем) данного ТС, в соответствии со свидетельством о регистрации ТС <данные изъяты>, на момент фиксации нарушения являлось ООО «Мценская транспортная компания», дата регистрации:10.09.2015, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, юридический адрес: <данные изъяты>
Данные обстоятельства подтверждаются актом измерения проверки параметров и наличия специального разрешения транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузом от системы, работающей в автоматическом режиме <данные изъяты> от 24.02.2022.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Мценская транспортная компания» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 54 Конституции РФ установлено, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (ч.3 ст.1.7 КоАП РФ).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 №4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Федеральным законом от 15.04.2022 №92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч.1 ст. 29 и ч.2 ст.31 этого Федерального закона.
В частности, в соответствии с п.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (в редакции Федерального закона от 15.04.2022 №92-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно ч.2 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (в редакции Федерального закона от 15.04.2022 №92-ФЗ) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Таким образом, нормы материального права, ранее предусматривавшие нижнее предельное значение превышения допустимой нагрузки на ось транспортного средства в два процента, свыше которых для движения тяжеловесного транспортного средства требуется специальное разрешение, изменены путем увеличения этого нижнего предельного значения до десяти процентов, что исключает административную ответственность по части 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.12.2015 №2735-0, положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.
Таким образом, внесенные 15.04.2022 в Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменения улучшают положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 11.06.2022 №161-ФЗ) не предусматривает административную ответственность за превышение нагрузки на ось.
Судом установлено, что по состоянию на 18.07.2022 постановление <данные изъяты> от 02.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Мценская транспортная компания», не исполнено, штраф не оплачен.
С учетом вышеизложенного, в силу положений ч.2 ст.1.7 КоАП РФ и п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, которые являются взаимосвязанными, ввиду отмены закона, установившего административную ответственность, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Мценская транспортная компания» подлежит прекращению.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области <данные изъяты> от 02.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Мценская транспортная компания» подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.5 ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области <данные изъяты> от 02.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Мценская транспортная компания» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, прекратить.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Ефремовский межрайонный суд Тульской области либо непосредственно в Тульский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья