16RS0050-01-2023-013052-06 |
Дело №5-11/2024 (№5-925/2023) |
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 января 2024 года | г.Казань, ул.Х.Мавлютова, д.50, зал № 9Б |
Судья Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан Латыпова Динара Наильевна при секретаре Смолиной Е.Н., с участием представителя Татарстанской таможни Иваськевич Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина Туркменистана Ч. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – Туркменистан, заграничный паспорт гражданина Туркменистана: №№, выдан SMST от ДД.ММ.ГГГГ, место проживания: <адрес> Ениш <адрес>, не работает,
У С Т А Н О В И Л:
Должностным лицом Татарстанской таможни составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, в отношении Ч. А..
В судебное заседание Ч. А. не явился, извещался о заседании с направлением судебной повестки и телеграммой.
Представитель Татарстанской таможни Иваськевич Е.Р. в судебном заседании просила изъятые предметы конфисковать.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ" разъяснено, в числе прочего, что частью 1 статьи 16.2 этого Кодекса установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
П.1 ст.7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза урегулированы особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.
Согласно п.7 ст.256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с гл.37 указанного Кодекса к товарам для личного пользования, положения этой главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами указанного Кодекса.
Из пунктов 1, 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 этого Кодекса. Товары не подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с пунктом 4 статьи 204 этого Кодекса, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 14 - 17 статьи 286 и пунктом 7 статьи 301 указанного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено названным Кодексом.
По материалам дела установлено, что Ч. А. допущено недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 45 минут в зале прилета международных рейсов терминала 1А международного аэропорта Казань находящегося по адресу <адрес>, Международный аэропорт Казань, в регионе деятельности таможенного поста Аэропорт Казань при осуществлении таможенного контроля багажа пассажиров, прибывших рейсом Т5733 Ашхабад (Туркменистан) - Казань, был установлен гражданин Туркменистана Ч. А., который ввез на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товар, а именно:
1. Носки мужские «DAZ» в количестве 101 шт.;
2. Носки мужские «BG BATLY GADAM» в количестве 74 шт.;
3. Носки женские «DAZ» в количестве 101 шт.;
4. Носки женские «BG BATLY GADAM» в количестве 170 шт.;
5. Носки детские «BG BATLY GADAM» в количестве 91 шт.;
6. Носки детские «DAZ» в количестве 67 шт.
Общее количество носков - 604 шт. Все изделия новые, разных размеров, разных расцветок, разных артикулов, разных моделей, с бумажными этикетками, упакованы в прозрачные полиэтиленовые пакеты. Страна происхождения – Туркменистан.
Результаты таможенного досмотра отражены в АТД №/Ф000730 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 4 ст. 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:
1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;
2) характера и количества товаров;
3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
В соответствии с п. 5 ст. 256 ТК ЕАЭС количественные характеристики критериев, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией Евразийского экономического союза.
В соответствии с Решением таможенного органа от ДД.ММ.ГГГГ года № вышеуказанный товар, являющийся предметом по делу об административном правонарушении №, не является товаром для личного пользования.
В своем объяснении, взятом в ходе таможенного контроля, гражданин Ч. А. пояснил, что он, прилетел ДД.ММ.ГГГГ рейсом Ашхабад - Казань. Шел по зеленому коридору. Ввез с собой носки детские и взрослые. Таможенную декларацию не подавал, таможенные правила не знал. Информационные стенды не видел. Носки вез для знакомого. Русским языком владеет, в переводчике не нуждается. В России адреса нет, телефона нет. Свою вину признает. Просит все документы отправлять на русском языке по адресу: Туркменистан, Турменбашийский этрап, Дашогузский велаят, колхоз Ениш <адрес>.
Однако, данные объяснения не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельств, освобождающих гражданина Ч. А. от административной ответственности.
Таким образом, гражданин Ч. А. перемещал товар, характер которого не позволяет таможенному органу в порядке, определенному п. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС отнести данный товар к товарам для личного пользования. Следовательно, для вышеуказанных товаров перемещение через таможенную границу Союза должно производиться в соответствии с порядком, установленным правом Союза, без учета особенностей, установленных главой 37 ТК ЕАЭС.
Гражданин Ч. А. не выполнил обязанность декларанта в соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС и не произвел таможенное декларирование товара, перемещаемого через таможенную границу.
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 258, п. 4 ст. 272 и п. 2 ст. 281 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
Таким образом, в бездействии гражданина Ч. А. выразившимся в недекларировании по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию, имеются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Товар, перемещаемый гражданином Ч. А., а именно:
1. Носки мужские «DAZ» в количестве 101 шт.;
2. Носки мужские «BG BATLY GADAM» в количестве 74 шт.;
3. Носки женские «DAZ» в количестве 101 шт.;
4. Носки женские «BG BATLY GADAM» в количестве 170 шт.;
5. Носки детские «BG BATLY GADAM» в количестве 91 шт.;
6. Носки детские «DAZ» в количестве 67 шт.
Общее количество носков - 604 шт. Все изделия новые, разных размеров, разных расцветок, разных артикулов, разных моделей, с бумажными этикетками, упакованы в прозрачные полиэтиленовые пакеты. Страна происхождения – Туркменистан, изъят по протоколу изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ помещены по Акту приема-передачи в камеру хранения вещественных доказательств в Татарстанской таможне расположенной по адресу: <адрес>, Оренбургский тракт, <адрес>, бокс 6.
Таким образом, в бездействии Ч. А., выразившимся в недекларировании по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию, присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Санкцией ч.1 ст.16.2 КоАП России предусмотрено наложение на граждан административного наказания в виде административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении и виновность Ч. А. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими материалами дела: протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.1-3); видеозаписью на СД-диске (л.д.4); актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Татарстанской таможне от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-11); актом таможенного досмотра (Таможенного осмотра) с фотоматериалами (л.д.12-14); копией паспорта (л.д.15,17,18); объяснением Ч. А. (л.д.16); листом ознакомления с правами (л.д.19); решением о не отнесении товаров к товарам для личного пользования от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.20); докладными записками (л.д.21-23); решением о передаче дела для проведения административного расследования (л.д.26); телеграммой (л.д.28-31); протоколом о взятии проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-35); видеозаписью на СД – диске (л.д.36); определением о назначении товароведческой экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37-41); заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № с иллюстрациями (л.д.43-50); определением о назначении товароведческой экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51); актом приема-передачи вещественных доказательств в камеру хранения вещественных доказательств Татарстанской таможни от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56); ходатайством о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-60); определением о продлении срока проведения административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62);служебными записками (л.д.69-71); телеграммой (л.д.72-76); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.77-84); определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85); служебной запиской (л.д.88-94); определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.98); определением о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99); телеграммой (л.д.100-101); справкой по делу об административном правонарушении (л.д.102); справкой о привлечении лица к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103); справкой об издержках (л.д.104) и иными материалами дела.
Из указанных материалов следует, что своими действиями Ч. А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Привлекаемое к ответственности лицо является участником внешнеэкономической деятельности, осуществляет деятельность, связанную с соблюдением законодательства Российской федерации о таможенном деле, права Евразийского экономического союза. Обязанность по сообщению таможенному органу достоверных сведений о товарах, является публично-правовой и не может быть доставлена в зависимость от действия или бездействия других участников таможенных правоотношений. Декларант должен предпринимать все зависящие от него меры по соблюдению требований, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
Осмотр, пересчет, взвешивание поступающего товара не обязанность, а право лица, подающего декларацию. При этом привлекаемое к ответственности лицо осуществляет процедуру таможенного декларирования товара на свой страх и риск, имеет право не проводить какие-либо операции с товаром, но на нем лежит риск претерпеть неблагоприятные последствия в виде нарушения таможенных правил (в данном случае, не декларирование товара). В случае наступления таких последствий вину организации составляет не то, что она не осмотрела или не пересчитала груз после прибытия, а то, что оно не предприняло всех зависящих мер для недопущения нарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством является фактическое признание наличия нарушения (л.д.16) Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
С учетом характера правонарушения, объектом которого является нарушение порядка таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу и фактических обстоятельств дела, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
При назначении наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, данные о личности правонарушителя, все обстоятельства дела, в том числе финансовое положение, сведения о смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельствах.
Полагаю, что исправление и достижение иных целей административного наказания, возможно при назначении наказания в виде конфискации изъятых по делу предметов административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, статьей 16.2, статьями 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Ч. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – Туркменистан, гражданина Туркменистана заграничный паспорт гражданина Туркменистана: №№ выдан SMST от ДД.ММ.ГГГГ, место проживания: <адрес>, <адрес> <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации следующих изъятых и перечисленных в протоколе изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.1-3) предметов административного правонарушения:
1. Носки мужские «DAZ» в количестве 101 шт.;
2. Носки мужские «BG BATLY GADAM» в количестве 74 шт.;
3. Носки женские «DAZ» в количестве 101 шт.;
4. Носки женские «BG BATLY GADAM» в количестве 170 шт.;
5. Носки детские «BG BATLY GADAM» в количестве 91 шт.;
6. Носки детские «DAZ» в количестве 67 шт.
Общее количество носков - 604 шт. Все изделия новые, разных размеров, разных расцветок, разных артикулов, разных моделей, с бумажными этикетками, упакованы в прозрачные полиэтиленовые пакеты. Страна происхождения – Туркменистан.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья | (подпись) | Д.Н.Латыпова |